Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 1413 раз

Библиографическое описание:

Каминская, Е. Ю. Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования / Е. Ю. Каминская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2270/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрываются особенности социализации детей и подростков в условиях хореографического коллектива, описываются его преимущества в процессе дальнейшего профессионального и личностного становления обучающихся.

Ключевые слова: индивид, социализация личности, социум, социальная среда, социальная компетентность, учреждения дополнительного образования, хореографический коллектив

Проблема социализации детей и подростков в условиях высокого уровня информационных технологий и сложных социально-экономических процессов, становится все более актуальной и требует разработки и реализации новых механизмов социализации, соответствующих условиям социальной среды.

В настоящее время на первый план выходит серьезная работа социальных институтов по подготовке подрастающего поколения к продуктивной деятельности в социуме. Специфика данных учреждений позволяет им выступать основным социализирующим фактором детского и подросткового периода развития, рассматривая социализацию как подготовку к будущему и его изменениям, действуя на опережение и перспективу.

Система образования всегда занимала особое место в данной деятельности и обеспечивала становление личности, способствуя усвоению ролей, приобретению опыта, становлению в соответствии с принятыми общественными нормами и правилами. Именно в образовании имеется педагогический потенциал общества, способный разрешить проблемы социализации детей и подростков в процессе образовательной и воспитательной деятельности, благодаря слиянию знаний в области педагогики и социологии. Именно в системе образования вся деятельность коллективов построена на нравственном, духовном и физическом раскрытии молодых людей, и направлена на овладение подрастающим поколением высшими ценностями.

Обобщенно социализация понимается представителями педагогического сообщества как усвоение опыта социально правильной жизни, позволяющего детям впоследствии в качестве членов общества влиться в систему социальной жизни за счет активных действий и приобретенных навыков.

Социализация в научных кругах выступает как феномен, объединяющий социальную структуру общества, социальную жизнь людей, потребности и стремление личности к самореализации. Обобщая выводы психологической и педагогической литературы, социализацию можно определить как важный процесс вхождения личности в социокультурную среду общества при условии влияния среды на жизнедеятельность индивида.

Основами теории социализации, а также педагогическими, психологическими и социальными условиями этого процесса занимались многие ученые в нашей стране и за рубежом. Имеются научные описания и результаты в социально-педагогической и психолого-педагогической сфере по данному вопросу. Например, основательны, актуальны и практически востребованы труды профессора кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Анатолия Викторовича Мудрика. Являясь основателем научной школы, он проанализировал социально — педагогические механизмы социализации, выделил принципиальные условия повышения эффективности данного процесса, указал на роль социализации в педагогике, учитывая ее проблемы на разных этапах развития общества.

В последние годы в педагогических и общественных кругах возросло понимание актуальности и важности деятельности в области социализации подрастающего поколения образовательных учреждений.

Среди них все более востребованными социальными институтами, сумевшими в условиях постоянных изменений социума достаточно быстро отреагировать на сложную ситуацию в педагогической сфере и разработать социально необходимые направления своей деятельности, являются учреждения дополнительного образования детей. Рассматривая подрастающее поколение, как особую и важную группу социума, педагогический коллектив данных учреждений учитывает в своей работе происходящие перемены во взрослом обществе, в детской и подростковой среде, изменяя и координируя свою творческую и образовательную деятельность в соответствии с объективно сложившимися обстоятельствами.

Грамотно созданное образовательное, развивающее и воспитательное пространство учреждений, способствует развитию мотивации у детей, созданию педагогически осмысленных условий сопровождения социализации, обеспечивает регулярный процесс передачи социального опыта и продуктивное усвоение социальных ролей.

Взросление и становление личности детей и подростков в пространстве учреждения дополнительного образования происходит в условиях активной творческой деятельности, социально востребованного действия и естественного усвоения культуры предыдущих поколений. Учреждения дополнительного образования детей на данный момент — хорошо скоординированные социальные институты, обладающие большой социально-значимой творческой и интеллектуальной базой. Это учреждения, имеющие, в основном, богатую историю и создающие среду активной социализации подрастающего поколения, обеспечивая полноценную реализацию индивида.

Одним из эффективных средств социализации детей, воедино соединяющих процесс формирования индивида, наличие социума, проявление социальной реакции ребенком и результат его социального становления является хореографический коллектив в рамках учреждения дополнительного образования детей. Основной характеристикой хореографического коллектива является его способность гибко и мобильно приспосабливаться к потребностям социума, благодаря чему успешно создавать условия для саморазвития и своевременной самореализации детей и подростков. В хореографическом коллективе формируется необходимая социальная компетентность индивида, наблюдается его стремление и умение правильно, и результативно взаимодействовать с социальным окружением, закладывается основа дальнейшей успешной адаптации детей и подростков в обществе, выстраивается психологическая уверенность обучающихся в своем дальнейшем профессиональном и личностном становлении.

Именно в рамках хореографического коллектива на первый план выходит совместная деятельность детей по достижению конечного результата. Методически правильно организованная работа творческого коллектива способствует ознакомлению с основами коллективного действия на примере небольшого социума единомышленников по творчеству. Участниками коллектива приобретается бесценный опыт в сфере социализации, оцениваются, принимаются или отвергаются ценности, принятые данной группой сверстников. Деятельность хореографического коллектива — это постоянный, методически спланированный процесс, направленный на развитие личности в социокультурной среде, это реализация индивидуальных способностей детей и кропотливая работа по интеграции молодежи в жизнь общества.

Хореографический коллектив является одной из самых действенных форм социализации детей и подростков в системе дополнительного образования, потому что именно в коллективах данного направления создаются эффективные условия для самоопределения индивида в окружении творческой и культурно значимой атмосферы. В течение всего периода обучения педагогически тонко оказывается помощь детям и подросткам в поиске себя и в выражении своих культурных интересов в условиях постоянно меняющегося социального пространства. Хореографический коллектив является инструментом, реализующим естественную передачу культурного и социального опыта.

В структуре учреждения дополнительного образования детей хореографический коллектив — это продуманная программа действий, где активно используется институциональный механизм социализации детей, построенный на связи творческого коллектива с другими учреждениями, реализующими социализирующие функции. Эта работа способствует уменьшению проявлений стихийности в воспитательном процессе детей и ограничивает негативное влияние уличной среды на них. Деятельность, построенная на применении институционального механизма социализации эффективна и социально важна, благоприятно влияет на участников процесса и дает долгий положительный эмоциональный эффект, несмотря на то, что требует значительных временных и физических затрат.

Система организации работы хореографического коллектива позволяет поднять на высокую ступень межличностный механизм социализации. Дети и подростки постоянно находятся в процессе взаимодействия со значимыми для себя людьми, способствующими их развитию, воспитанию и расширению социальных связей. Происходит усвоение и закрепление норм поведения, принятых в социуме.

Хореографический коллектив в системе дополнительного образования — это совокупность параллельно идущих процессов, способствующих сложной, но интересной работе над собой каждого члена объединения как над субъектом социализации. Процесс подражания проходит одновременно неосознаваемому процессу отождествления ребенка с другими членами коллектива. Следование за своим «образцом» дает положительный творческий результат, приносит удовлетворение и признание со стороны сверстников и взрослого окружения. Постоянно идущий внутренний диалог, помогает индивиду оценить происходящее вокруг, задуматься о существующих ценностях, принятых в данном коллективе, проанализировать возникающие спорные ситуации в процессе творческой деятельности.

Особенностью постоянно действующего хореографического коллектива является наличие у всех воспитанников ярко выраженной мотивации. В таких условиях творческая и учебная деятельность коллектива характеризуется постоянной нацеленностью на достижение положительных результатов. Находясь в рамках социально одобряемой деятельности, каждый член коллектива программирует себя на дальнейшее развитие творчества и достижение успеха, на участие в реализации все более крупных творческих проектов, что способствует формированию умений конструктивного взаимодействия с окружающими и закреплению навыков совместной учебной работы. В рамках деятельности коллектива осуществляется планомерное, со стороны педагога, и добровольное, со стороны детей, решение творческих задач, которое способствует накоплению социально — значимого опыта личностного взаимодействия в детской и подростковой среде и реализации детей и подростков как личности в условиях приоритета демократических принципов образовательного процесса.

Социализация молодого поколения в хореографическом коллективе — это достаточно динамичный и многоплановый процесс. Участники коллектива все время находятся на передовой общественной жизни города и занимают активную позицию в различных аспектах жизнедеятельности. В результате насыщенной творческой жизни процесс приобретения социально-ценных качеств идет постоянно, у детей и подростков вырабатывается свое отношение к окружающим людям и к себе. Творческая деятельность хореографического коллектива способствует полноценной и своевременной реализации себя, тем самым влияя на самооценку индивида и степень его уверенности в среде общества.

Хореографический коллектив в качестве объединения творчески одаренных детей и подростков, с одной стороны, и детей, занимающихся не ради достижения высоких профессиональных результатов, с другой стороны, является структурой, имеющей возможность создания хороших условий для продуктивной адаптации обучающихся в социальной среде на протяжении многих лет. Возможность индивидуального наблюдения, сопровождения и коррекции со стороны педагога делает этот процесс систематическим, гибким, позитивным, интегрированным в жизнь общества и учитывающим многочисленные психологические факторы влияния на личность детей и подростков.

Хореографический коллектив в условиях дополнительного образования — это эффективный инструмент, с помощью которого осуществляется педагогическое социализирующее влияние на личность, создающее условия для саморазвития, самоуважения, самореализации детей и подростков, их позитивного взгляда на себя и общество. Это продуктивный механизм подготовки, развития и воспитания хорошо адаптированных, социально грамотных членов общества, имеющих свое мнение и индивидуально выраженную позицию, знающих свои права и обязанности, а также умеющих принимать решения, максимально учитывающие различные социальные и психологические факторы.

Литература:

  1. Маслова И. А. Особенности социализации подростков в воспитательном пространстве учреждений дополнительного образования детей / Маслова И. А. // Вестник Поморского университета. – 2006. – № 7. – С. 94–98 (Реестр ВАК).
  2. А. В. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): хореографический коллектив, дополнительное образование, подрастающее поколение, подросток, дополнительное образование детей, социальная среда, процесс, ребенок, подростковая среда, социальный опыт.

Похожие статьи

Педагогические технологии в развитии коммуникативной культуры участников хореографического коллектива

В статье обосновывается значение педагогических технологий в развитии коммуникативной культуры участников хореографического коллектива. Рассматривается применение игровых технологий и технологий организации коллективной творческой деятельности в хоре...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Анализ основ формирования психологического климата в педагогическом коллективе

В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение о...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования

В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих с...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Похожие статьи

Педагогические технологии в развитии коммуникативной культуры участников хореографического коллектива

В статье обосновывается значение педагогических технологий в развитии коммуникативной культуры участников хореографического коллектива. Рассматривается применение игровых технологий и технологий организации коллективной творческой деятельности в хоре...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Анализ основ формирования психологического климата в педагогическом коллективе

В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение о...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования

В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих с...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Задать вопрос