Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности
Автор: Симеонова Наталия Миткова
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.
Дата публикации: 05.04.2017
Статья просмотрена: 380 раз
Библиографическое описание:
Симеонова, Наталия Миткова. Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности / Наталия Миткова Симеонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2272/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается реализация педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности на основе проблемных заданий, использования онлайн ресурсов и иноязычных источников.
Ключевые слова: модель, педагогическая технология, иноязычная коммуникативная компетенция, неязыковой вуз, внеаудиторная деятельность
Из-за непродолжительности курса иностранного языка в неязыковом вузе и его небольшого объема требуется постоянный поиск путей повышения эффективности обучения и формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. В соответствии с государственным образовательным стандартом, иностранный язык в высших учебных заведениях нелингвистического профиля преподается с целью развития иноязычных коммуникативных навыков, но достигаемый уровень владения иностранным языком большинства студентов недостаточен для профессиональной деятельности. Одним из технологических решений проблемы обучения иностранным языкам может стать активизация внеаудиторной деятельности обучающихся.
Исследователь С. А. Чичиланова к внеаудиторной деятельности относит «любую деятельность студентов, осуществляемую как в рамках учебного заведения, так и вне его, характеризующуюся собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения, собственной познавательной потребностью и активностью по отношению к осваемому материалу, самоконтролем, направленную на формирование и развитие профессионально значимых качеств и способствующую личному развитию студента» [8, с.56].
Когда говорят о внеаудиторной работе применительно к иностранному языку, выделяют несколько ее функций, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, дополняют и усиливают друг друга: [3]
1) диагностирующая функция (определение уровня владения языковыми компетенциями студентов, установление степени усвоения материала на каждом этапе обучения, диагностика трудностей и определение степени эффективности обучения);
2) обучающая функция (развитие и совершенствование языковых компетенций, повторение, углубление, расширение и закрепление пройденного материала, установление внутридисциплинарных и междисциплинарных связей);
3) развивающая функция (содействие интеллектуальному и духовному росту студентов, развитию их внимания, памяти, мышления, речи, развитие познавательной активности, иноязычной коммуникативной компетенции и т. д.);
4) воспитательная функция (формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка, уверенности и готовности к профессиональной деятельности, стремления к познанию, воспитание дисциплины, настойчивости, выдержки; обучение деловому этикету);
5) управляющая функция (получение информации о процессе обучения иностранному языку и соответствии полученных результатов запланированным, управление дидактическим процессом посредством корректировки методики обучения согласно уровню и индивидуальным особенностям студентов);
6) оценочная функция (оценка деятельности и активности студентов и их результатов в процессе внеаудиторной работы);
7) мотивационная функция (создание положительных мотивов при обучении, активизация мыслительной деятельности, стимулирование инициативности студентов, познавательного интереса к обучению и творческого подхода к изучению иностранного языка).
В реальных условиях нелингвистического вуза затруднена реализация целей формирования практического владения иностранным языком как средством общения в сфере профессиональной деятельности; развития навыков работы с языком вне аудиторных занятий; формирования устойчивого интереса к иностранному языку, а следовательно, и иноязычной коммуникативной компетенции. Дополнив содержание учебно-методического комплекса профессионально-ориентированным материалом, проблемными коммуникативными заданиями, которые студенты выполняют в результате активизации работы с мультимедиа и иноязычными онлайн ресурсами на курсах иностранного языка и самостоятельно, можно актуализировать мотивацию учения.
В этой связи рассмотрим особенности иностранного языка как учебной дисциплины в неязыковом вузе и выделим возможности формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов средствами внеаудиторной деятельности.
Во-первых, особенностью иностранного языка является его ярко выраженный коммуникативный характер. Он служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающем мире, и в данном качестве рассматривается в процессе его изучения и обучения.
Вторая особенность иностранного языка как учебного предмета — его роль как средства и цели обучения. Студент усваивает наиболее легкие языковые средства, которые до определенного момента выступают целью обучения, а затем использует их для усвоения более сложных языковых средств, то есть является уже средством обучения.
Третьей особенностью этой дисциплины является его «беспредметность», то есть невозможность выучить «весь» язык. Учебный материал ограничивается определенным регистром (например, профессионально-деловое общение, разговорный язык, письменный язык и т. д.).
Кроме этих особенностей иностранного языка как учебного предмета в неязыковом вузе И. Л. Белых выделяет следующие [2]:
‒ направленность на получение научной, профессионально значимой для специалиста информации;
‒ направленность на овладение видами профессиональной речевой деятельности, позволяющей использовать данную информацию;
‒ взаимосвязь с профессиональной деятельностью.
Следует отметить, что в нелингвистическом вузе иностранный язык не является профилирующим учебным предметом, так как он включен в перечень общегуманитарных дисциплин. Но при наличии объективной потребности в изучении иностранного языка, что связано с ориентацией на сотрудничество с зарубежными коллегами и международные стандарты, повышается мотивообразующая роль этой дисциплины как средства профессионального общения, достижения социальных ролей и повышения иноязычной коммуникативной компетенции.
Наша практическая педагогическая деятельность показывает, что в условиях лимитированного срока обучения иностранному языку не представляется возможным сформировать у студентов умения по всем видам речевой деятельности. В процессе работы по специальности большинство профессионалов испытывают потребность в развитии умений читать и понимать специализированную литературу, готовить презентацию, извлекать необходимую иноязычную информацию из онлайн ресурсов и веб-медиатекстов, понимать основной смысл сообщения в процессе коммуникации, активно принимать участие в разговоре, сообщать информацию, высказывать свое мнение, вести телефонные переговоры и достигать соглашений по деловым вопросам — т. е. использовать иностранный язык как средство профессионального общения. В связи с этим студенты обращаются и проявляют интерес к дополнительному иноязычному внеаудиторному образованию, которое является профессионально-ориентированным.
Для создания модели развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов средствами внеаудиторной деятельности представляется необходимым раскрыть понятие модели, определить ее содержание и сущность.
Модель — форма и средство познания, любая система (воображаемая или реально существующая), отражающая оригинал, заменяющая его и предоставляющая информацию о нем, формальная абстракция особого рода, в которой существенные взаимоотношения предметов выражены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях знаковых элементов [5, с. 128].
В педагогической науке модель — форма педагогического научного исследования, обобщенный мысленный образ, замещающий и отражающий структуру и функции конкретного педагогического объекта в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей [1, с.75–76].
В учебном процессе мы всегда имеем дело с конкретной моделью, которая во время изучения иностранного языка воспринимается как основная. Как преподаватель, так и специалист в учебном процессе используют две модели изучения предмета. Одна модель «статическая» — идеальная, отправная для какой-либо задачи (программа, учебник, задание), она находится в основе изучаемого материала. Другая — «динамическая», отражающая связи между предметами и явлениями, которые включены в этот материал [4].
Для создания модели используют метод моделирования.
Моделирование в общепознавательном плане подразумевает исследование всеобщего аспекта познавательного процесса обучения, а в специальном — характеризует способ профессионального познания и способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
С философских позиций моделирование рассматривается как прием упрощения и схематизации, облегчающий процесс познания окружающей действительности.
С точки зрения педагогики моделирование позволяет решать многие важные для нас задачи: анализировать систему учебного процесса по частям; отбирать, обобщать и оценивать учебный материал; применять разнообразные формы, методы и средства обучения; проверять критерии объективности оценки и наоборот, моделировать ситуации профессионально-ориентированной коммуникации на иностранном языке на основе дополнительной специализированной литературы, онлайн ресурсов, веб-медиатекста.
Каждый преподаватель при обучении языку создает для себя и для студентов-специалистов ту или иную картину предмета профессиональной деятельности, строит различные сочетания, схемы, программы, планируемые для использования средств, методов и форм обучения. Педагог планирует события, характеризующие процесс обучения, гипотетические результаты изучения иностранного языка и другие показатели учебного процесса. Все это есть модели процесса иноязычного обучения, которые выступают в качестве наглядно показанных и мысленно представляемых отправных систем педагогического действия: обучения, воспитания, исследования, анализа, синтеза.
Моделирование позволяет начать поиски базовой основы, то есть подходит к постановке новых проблем с позиций ранее решенных задач, обеспечивающих выход тех или иных данных. На этой основе строится гипотеза, а затем и модель с внесением новых направлений и новых конструкций.
В процессе внеаудиторной деятельности студентам неязыкового вуза необходимо практиковать реальный живой язык, при этом моделирование проблемно-проектных ситуаций профессиональной коммуникации на основе исследования дополнительных иноязычных источников и онлайн ресурсов, в процессе которого закладывается модель реальной деятельности, является наиболее подходящим способом такой практики, повышающим иноязычную коммуникативную компетенцию и познавательную активность студента нелингвистического вуза. Моделирование проблемно-коммуникативного и проектного задания является сложным процессом и включает ряд этапов: постановка методической задачи, формулирование проблемных заданий, выбор способа индивидуальной работы или группового взаимодействия.
Предметом педагогического моделирования нами был избран процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности. Мы выделили основные характеристики данного процесса с учетом возможностей и особенностей образовательной системы нелингвистического вуза. При построении модели мы приняли во внимание ответы на следующие вопросы: «Чем определяется насыщенность содержания иноязычной коммуникативной компетенции в системе внеаудиторной деятельности неязыкового вуза?», «Как реализуется общение между студентами-специалистами и преподавателями?», «При каких условиях будет организационно-педагогически обеспечено формирование иноязычной коммуникативной компетенции?».
Опираясь на общетеоретические идеи И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др., касающиеся природы педагогической деятельности, мы рассматриваем деятельность преподавателя по организации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов через призму решения совокупности педагогических задач по анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценки и коррекции [7].
Определение структуры деятельности педагога по организации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции позволило нам создать модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности (См. Таблица 1)
Таблица 1
Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности
Педагогическая технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности |
||||
Этапы |
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ |
|
Диагностический
|
Анализ сформированности иноязычной коммуникативной компетенции Постановка задач по повышению уровня ее сформированности Поиск и анализ иноязычных источников, онлайн ресурсов, веб-медиатекстов |
Осознание своего статуса, характера межличностных отношений Самооценка знаний, умений и навыков по иностранному языку |
||
Технологический
|
Отбор предметно-содержательного материала Составление плана организации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов Организация выполнения процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции |
Усвоение необходимого учебного материала Участие в познавательной деятельности, стремление к самореализации Совместный поиск путей разрешения проблем |
||
Оценочный |
Анализ и коррекция процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов Определение степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции |
Анализ неудач и их причин Самоанализ сформированности иноязычной коммуникативной компетенции Объективная самооценка иноязычных знаний, умений и навыков |
||
Эффективности реализации технологии способствует актуализация знаний по предмету, высокая мотивация к решению иноязычных познавательных задач, включение механизма саморазвития личности со всеми присущими ему процессами (самопознание, самоконтроль, самоопределение, самоуправление), организация субъект-субъектных отношений в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза в системе «преподаватель-студент» с учетом индивидуальных особенностей развития студентов.
Таким образом, технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности основана на моделировании, поэтапном планировании данного процесса, сотрудничестве преподавателя и студента, а также развитии иноязычной познавательной активности обучающегося.
Литература:
1. Андреева, Г. А. Краткий педагогический словарь: учебное пособие / Г. А. Андреева, Г. С. Вяликова, И. А. Тютькова. — М.: Академия, 2005. — 186 с.
2. Белых, И. Л. Формирование мотивации учения студентов в процессе профессионально-ориентированного дополнительного изучения иностранного языка. Дис. канд. пед. наук.: 13.00.01. — Красноярск. 2004. — 174с.
3. Беляева, А. В. Управление самостоятельной работой студентов / А. Беляева // Высшее образование в России. — 2003. — № 6. — С. 105–109.
4. Быхтина Н. В. Формирование лингвистической культуры курсантов юридического института МВД. Дис…канд. пед. наук.:13.00.08. — Белгород. 2006. -196 с.
5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Интор, 1997. — 544 с.
6. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: Педагогика, 1980. — 186 с.
7. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы /Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, БГПИ им. М. С. Ольминского. -М. — Белгород, 1993. -219 с.
8. Чичиланова, С. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы: Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08.- Челябинск, 2010. -25 с.
Ключевые слова
модель, иноязычная коммуникативная компетенция, педагогическая технология, неязыковой вуз, внеаудиторная деятельностьПохожие статьи
Использование подкастов для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку
В данной статье автор рассматривает использование подкастов с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции согласно общепринятым стандартам ФГОС нового поколения, а также поднимает проблему использования современных цифровых технологи...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в сетевом образовательном пространстве
Статья посвящена вопросам эффективности развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся путем формирования условий для коллаборативного обучения школьников — создания сетевого сообщества учащихся образовательных учреждений города и использов...
Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся
В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.
Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения
В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...
Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования
В статье представлен опыт внедрения системы работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами с целью формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Изложенные принципы и подходы м...
Формирование профессиональной компетенции морских специалистов в ситуациях иноязычного общения с помощью компьютерных средств
В статье рассматривается формирование профессиональной компетенции в условиях иноязычной коммуникации с помощью различных компьютерных средств. Описана структура операционально-технологической компоненты профессиональной компетенции морского специали...
Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете (на примере урока-концерта «В стране сказок»)
В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе на подготовительном факультете. Внеаудиторная работа представлена в качестве средства развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции с...
Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе
Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...
Технология развития межкультурной коммуникативной компетенции посредством компаративного анализа зарубежной и русской литературы
Данная статья посвящена анализу сущности межкультурного подхода к иноязычному образованию, также здесь рассматривается технология развития межкультурной коммуникативной компетенции, состоящая из трех этапов, посредством компаративного анализа героев ...
Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка
Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...
Похожие статьи
Использование подкастов для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку
В данной статье автор рассматривает использование подкастов с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции согласно общепринятым стандартам ФГОС нового поколения, а также поднимает проблему использования современных цифровых технологи...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в сетевом образовательном пространстве
Статья посвящена вопросам эффективности развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся путем формирования условий для коллаборативного обучения школьников — создания сетевого сообщества учащихся образовательных учреждений города и использов...
Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся
В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.
Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения
В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...
Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования
В статье представлен опыт внедрения системы работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами с целью формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Изложенные принципы и подходы м...
Формирование профессиональной компетенции морских специалистов в ситуациях иноязычного общения с помощью компьютерных средств
В статье рассматривается формирование профессиональной компетенции в условиях иноязычной коммуникации с помощью различных компьютерных средств. Описана структура операционально-технологической компоненты профессиональной компетенции морского специали...
Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете (на примере урока-концерта «В стране сказок»)
В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе на подготовительном факультете. Внеаудиторная работа представлена в качестве средства развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции с...
Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе
Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...
Технология развития межкультурной коммуникативной компетенции посредством компаративного анализа зарубежной и русской литературы
Данная статья посвящена анализу сущности межкультурного подхода к иноязычному образованию, также здесь рассматривается технология развития межкультурной коммуникативной компетенции, состоящая из трех этапов, посредством компаративного анализа героев ...
Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка
Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...