Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в образовательной сфере
Авторы: Барба Марина Фёдоровна, Рыбаченко Алена Богдановна, Карпова Мария Геннадьевна
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 19.04.2017
Статья просмотрена: 2622 раза
Библиографическое описание:
Барба, М. Ф. Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в образовательной сфере / М. Ф. Барба, А. Б. Рыбаченко, М. Г. Карпова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2347/ (дата обращения: 19.12.2024).
Инновационное развитие российского образования — один из приоритетов государственной политики России. В последнее время инновации в образовании приобретают все более системный и масштабный характер. Он предусматривает разработку и внедрение региональной системы оценки качества, оптимизацию образовательной сети, расширение участия общественности в управлении образованием. Все новшества не только достаточно существенно меняют сами организационные основы системы образования с целью повышения ее общедоступности и достижения современного качества, но и, с неизбежностью, сопровождаются теми или иными инновационными рисками.
Психологическая безопасность тех или иных новшеств может рассматриваться как один из критериев психологического благополучия и здоровья всех участников образовательного процесса, и эта очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций. Сохранение и укрепление психологического здоровья студента, способствующие гармоничному развитию личности — основная цель работы психологов в условиях инновационной деятельности вузов.
Стоит отметить, что, несмотря на все сложности организации и развития психологической службы, она действительно доказала, что способна решать множество сложнейших проблем. Среди них и сопровождение в образовательном процессе одаренных студентов, студентов- инвалидов, и т. д. Любой руководитель образовательного учреждения — колледжа, вуза — в чьем педагогическом коллективе работает хороший педагог- психолог или создана эффективная психологическая служба, сможет привести аргументы, доказывающие этот тезис.
В настоящее время образование переживает сложный процесс модернизации. В образовательных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений и все инновации в образовательной сфере нуждаются в психологическом сопровождении [1, С.103]. Для эффективности реализации образовательных задач психологи используют различные инновационные авторские технологии. Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Для инноваций не обязательна организация строгой экспериментальной проверки. Тем не менее, инновационная деятельность не может существовать, а тем более развиваться стихийно, она требует специальной организации. Педагоги вузов отличаются восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников высших учебных заведений. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Эти качества могут меняться под влиянием достижений науки и потребностей общества. Поэтому одной из задач педагогов и психологов при реализации инновационных подходов является определение личностно-профессиональных качеств самих педагогов, а также мотивация и деятельность студентов, отношение их к выбору специальности; моральные правила, коммуникабельность и профессионализм [1, С.109]
Среди нетрадиционных и дистанционных форм организации общения педагогов со студентами, выделены следующие: наглядно-информационные, познавательные, ознакомительные, просветительские, семинары-практикумы, педагогические гостиные, анкетирование, тестирование и т. д.
В вузах психологическое сопровождение инновационной деятельности должно приобретать системный характер. Целесообразно проводить мониторинги профессионально-личностного роста студентов, составлять нравственно-этические портреты участников образовательного процесса, использовать новые образовательные программы, авторские технологии специалистов, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность и психологическое здоровье студента, что позволит осознанно выбрать профессию; раскрыть полноту переживания и проживания настоящего, сделать наилучший выбор в конкретных ситуациях и в жизни в целом, жить в согласии с самим собой, как состояние осознания, следования своим главным интересам; ощутить собственную дееспособность «Я могу- хочу — надо»; социальный интерес, постоянное внимание к людям; состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический настрой. Как следствие всех перечисленных качеств, выделяются характеристики психологически здоровой личности в условиях инновации в ВУЗе: умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, развить рефлексию, принять себя, свои достоинства и недостатки, осознать возможности, развить толерантные установки, осознавая ценность каждого, быть стрессоустойчивым, уметь находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации.
Любая программа, по мнению психологов, должна быть направлена на личностно-ориентированное взаимодействие и иметь оздоровительную направленность, строиться на развитии чувства коллективизма и товарищества. Психологическое сопровождение таких программ позволит обеспечить полноценность воспитательно-образовательного процесса [2, С.45]
Исходя из характеристики психологически здоровой личности каждого студента, необходимо учитывать такие факторы как, например, отношение студента к выбранному образовательному учреждению. Потребность в инновации возникает при необходимости разрешить какую-то проблему, а возникающие проблемы видны из различного вида диагностик, как психологических (которые показывают уровень развития интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой), так и педагогических (которые показывают уровень владения знаниями, умениями, навыками), поэтому любое образовательное учреждение, занимающееся разработкой инноваций, работает в режиме развития. Все изменения происходят не хаотично, а прогнозируются на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Эта работа обеспечивается благодаря скоординированной работе специалистов.
Инновационная деятельность в вузе первоначально находит отражение в работе творческих групп: определяется перспектива развития учреждения с учетом социального заказа общества; формулируется цель инновационной деятельности (которая принимается всеми участниками педагогического процесса), разрабатываются методы контроля. Нововведение считается успешным, когда оно позволит решить те или иные конкретные задачи воспитательно-образовательного процесса. Введение и апробация инноваций непосредственно затрагивают такие формы работы учреждения как координация работы со специалистами, консультирование, психопрофилактика, диагностика, готовность к профессиональной деятельности.
При введении инноваций вводится режим самоконтроля, самооценки, и профессиональный контроль специалистов за конечным результатом. Несомненно, основной функцией является целенаправленная социализация личности, введение в мир природных и человеческих связей и отношений, передача лучших образцов, способов и норм поведения. Психологическое сопровождение инновационной деятельности находит наиболее яркое отражение в социально-личностном направлении. Задачи развития и подготовки координируется всеми участниками образовательной среды. Для отслеживания эффективности, результативности развития спрогнозированной, так называемой «модели выпускника», разрабатывается психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении, создаются благоприятные психолого-педагогические условия для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности. Психическое здоровье, включающее в себя развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой деятельности, составляет психопрофилактическую работу.
Совершенствование интеллектуального здоровья студентов в вузах осуществляется на основе важнейших принципов воспитательно-образовательных программ, путем построения модели индивидуального подхода к каждому студенту с учетом интеллектуальных способностей, психологических особенностей и биоритмов, создание условий для развития творчества в каждом, в том числе путем использования резонансной технологии. Резонансная технология работает, когда действия студента получают одобрения со стороны педагогов, вызывая желание действовать еще и еще, студенты и преподаватели действуют вместе, активно слушая, себя и друг друга. Такое действие психологи называют активное слушание-резонанс, где слушающий сопереживает говорящему и выражает ему свои чувства, помогая лучше выразить и понять себя. Резонансная технология помогает внедрению в образовательных учреждении авторских инноваций. Они предполагают развитие речи, эмоциональной сферы и коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития, развитие творчества, физического здоровья и способствуют гармоничному их развитию. Эти технологии, являясь инновационными направлениями работы, помогают в более успешной подготовке внедрения полученных знаний в ВУЗе в жизнь.
Социальное здоровье, которое включает в себя развитие способностей к взаимодействию со сверстниками, адаптацию к новым социальным условиям, формирование позитивной «Я-концепции», развитие навыков общения наиболее эффективно укрепляется с помощью специально организованных семинаров, применения арт-терапевтических техник, а также в процессе решения конкретных жизненных ситуаций, которые очень часто возникают в студенческой жизни. Для формирования позитивной «Я-концепции» каждого студента, важное значение должно уделяться его представлению о самом себе, как о величайшей уникальности на свете. Для этого необходимо, чтобы в течение дня звучали слова одобрения и поддержки со стороны преподавателей, чтобы чувствовать свою значимость, проживать ситуацию успеха, которые помогут сформировать ответственность, самостоятельность и пр.
В заключение хочется отметить, что для обеспечения психологического сопровождения инновационной деятельности в образовательных учреждениях рекомендуется создавать уголки уединения, эмоциональные уголки и т. п., которые способствовали бы профилактике тех или иных отклонений личностного развития. Различные виды инноваций, порождающие значимые изменения в работе образовательного учреждения при достижении конкретных целей и задач, должны происходить на основе Критериев государственного образовательного стандарта и Конвенции по охране прав личности.
Таким образом, психологическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации права образовательного учреждения на инновационную деятельность. Студенты получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги вузов развивают свои профессиональные и личностные качества, обеспечивая успех деятельности и роста студента. И только сложившиеся между сотрудниками вузов и студентами гуманные партнерские отношения, уважение и доверие должны стать нормой жизни.
Литература:
- Абасов, З. Преодоление психологических барьеров в инновационной педагогической деятельности [Текст]: З. Абасов // Народное образование.2009, № 2.С. 103–110
- Зайцева, Е. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательных учреждениях (Фестиваль 2007 / 2008 года) [Электронный ресурс]:- http://festival.1september.ru/authors/100–578–375/.