Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков
Автор: Матвеева Алина Олеговна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 03.05.2017
Статья просмотрена: 1017 раз
Библиографическое описание:
Матвеева, А. О. Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков / А. О. Матвеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2436/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современный этап развития образования в России связан со следующими общемировыми тенденциями:
− быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе как школьников, так и взрослых;
− насыщением образовательных учреждений техническими средствами, обеспечивающих реализацию информационных процессов хранения, передачи и обработки информации в новом, цифровом формате;
− использованием ресурсов глобальной информационной сети Интернет в учебном процессе.
Использование в обучающем процессе современных технических устройств для преобразования информации из одного вида в другой, а также информационных и коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.
Устанавливаемые сегодня компьютерные классы, как правило, предполагают наличие локальной сети и выхода в Интернет. Учебным процессом управляет учитель в режиме активного общения с учащимися, допуская при этом элементы управления учебной деятельностью компьютеру с применением интерактивных обучающих программ, предполагая использование не одного компьютера, управление которым выполняет учитель, а компьютерного класса с возможностью организации работы учащихся на компьютере индивидуально, в парах и при необходимости в группах. Персональные компьютеры используются на уроке как средство повышения эффективности учебного процесса так как:
− объединяют в себе все другие технические средства (статические, экранные, звуковые и т. п.);
− включают в себя возможность производства и тиражирования средств обучения;
− являются не только средством обучения, но и средством контроля;
− являются одновременно средством организации процесса обучения (в том числе средством научной организации труда учителя);
− предоставляют доступ к глобальному информационному полю, которое может быть использовано в образовательном пространстве.
Имея такие существенные преимущества, компьютеры быстро внедряются и широко используются в обучающем процессе, но при этом возникают следующие теоретико-методологической проблемы, на которые обращают внимание ученые-педагоги Н. Ф. Талызина, Б. С. Гершунский, Коротков А. М.:
- Межличностного общения или педагогических функций, которые не всегда могут быть возложены на компьютер в учебно-воспитательном процессе;
- Эмоционального обучения в условиях компьютеризации, так как рефлексия на свои эмоции и чувства способствует более осознанному отношению к себе, самопознанию (последние исследования в нейропедагогике показывают, что эмоции являются необходимым фактором развития мозга);
- Места персонального компьютера на различных стадиях урока.
К этому можно добавить психолого-педагогическую проблему учителя, состоящую в том, что меняется содержание труда учителя и характер психологической нагрузки. Основным содержанием становится не передача знаний в процессе диалога учителя с классом, а организация исследовательской активности школьников. Причем необходимо оперативное управление одновременной работой всех учеников класса в отличие от традиционных условий, когда оперативное педагогическое воздействие носит обычно индивидуальный характер, а оценка одновременной работы учащихся является отсроченной.
Все эти проблемы находят отражение в основных дидактических отношениях: «ученик-учитель», «ученик-изучаемый материал», «учитель-изучаемый материал», в которых компьютер остается, прежде всего, средством повышения эффективности учебной деятельности, а его место в контексте интеграции определяется целью организации и проведения такого вида учебной деятельности. В этом случае интеграция курсов является внешней, организационной, и для успешного применения новых информационных технологий необходимо создание соответствующих дидактических условий, к которым мы относим использование различных технологий обучения. Передача информации в отношениях «учитель — ученик» или «компьютер — ученик» не означает передачи знаний и тем более их присвоения, необходимо сочетать возможности информационных и коммуникационных технологий с технологиями обучения или возможностями традиционных эффективных методик.
Исследуя деятельность учащихся в учебном процессе с использованием персонального компьютера, ученые-педагоги делят ее на основную и вспомогательную. Основная деятельность учащихся. Она (эта деятельность), разумеется, не может быть передана компьютеру, поскольку любые знания и умения человека в конечном счете продукт его личной деятельности.
При проектировании урока необходимо учитывать, как указывают Машбиц Е. И., Талызина Н. Ф., что учащиеся должны в первую очередь проявлять активность по основной деятельности (содержанию предметной области), которая связана с овладением ими знаниями, умениями, навыками, формированием мировоззренческих, поведенческих и творческих качеств их личности вести диалог с учителем и учениками по теме урока, выполняя работу на компьютере, свою вспомогательную деятельность (поиск необходимой информации, создание условий для выполнения основной деятельности и т. п.), не имеющую прямого отношения к процессу усвоения и не связанную с изменениями целей обучения и его содержания, почти автоматически. Поэтому необходимо учитывать имеющиеся знания и навыки учащихся в области компьютерных технологий так как эта работа может быть передана машине, поскольку это приведет к экономии сил и времени учащихся, а следовательно, позволит им с большей продуктивностью выполнять основную деятельность.
Мы рассматриваем дидактический процесс как информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, её переработка и использование. Применяя технологию обучения, можно организовать данный информационный процесс строго управляемо. Мы рассматриваем информатизацию обучения не только как компьютеризацию, а как особый подход к организации обучения. К особенностям такого дидактического процесса относят изменение деятельности ученика и учителя:
− ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и т. д.;
− учитель получает возможность диагностировать учащихся, следить динамику обучения и развития ученика.
Технологичный подход к обучению, как отмечает Кларин М. В., ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок, ориентируясь на цели и опираясь в работе на оперативную обратную связь.
Одной из таких образовательных технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ), которая является результатом развития международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления», авторы проекта Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл, С. Уолтер. Применение образовательной технологии развития критического мышления в синтезе с ИКТ связано с её особенностями.
- Технология развития критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации в Интернет, так и при обработке информации дискретного потока — обучении чтения учебного и научного текста. Логико-информационный подход один из элементов научной концептуальной основы данной технологии обучения. Халперн Д. отмечает, что критическое мышление отличается логичностью и целенаправленностью. Законы логики лежат в основе приемов и стратегий технологии развития критического мышления, направленных на работу с информацией.
- Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление, рефлексия) соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. На разных стадиях урока посредством различных приемов и методов реализуются мотивационная, коммуникационная, систематизационная и оценочная функции, которые, представляя элементы методического компонента информационной компетентности учителя, снимают ряд проблем интегрированного урока в компьютерном классе.
- Проведение стадии рефлексии при использовании данной технологии обучения способствует процессу присвоения знаний. Халперн Д указывает компьютер наряду с буквами на бумаге и звуками речи в схеме процесса осмысления (рис. 1), т. е. символизация полученных в данном случае представлений означает, по Брунеру Дж., выполнение критерия познавательной деятельности человека — символизацию когнитивного опыта.
Рис. 1.
В данной схеме представление информации на экране компьютера является последней стадией понимания, стадией формализации мысли в той или иной форме, т. е. это та информация, которая была предварительно воспринята, осмыслена и преобразована в мышлении.
− Технология развития критического мышления предлагает четкую канву урока, организуя процесс обучения наиболее эффективно.
− Технология обучения способствует развитию умственной самостоятельности учащихся:
- наличие логически связанной системы предписаний, ведущей от целей к задачам и результатам, предоставляет возможность учащимся постепенно переходить от освоения отдельных методов и приемов технологии обучения к восприятию их в целостной системе;
- усвоив ряд приемов, учащиеся начинают их самостоятельно использовать, модифицировать их и находить новые приемы.
− Данная образовательная технология предоставляет возможность учителю не только использовать уже имеющиеся приемы и методы, но и самостоятельно их создавать.
Проследить функции новых информационных технологий и технологии развития критического мышления в их синтезе можно на схеме (рисунок 2).
Рис. 2. Функции информационных технологий в процессе синтеза
В режиме технологии развития критического мышления можно проводить как отдельные уроки, так и разрабатывать блоки уроков, объединенных единой темой.
Литература:
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроках. — М., Просвещение, 2004.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей критически мыслить. — СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.
- Эдварда де Боно. «Шесть шляп мышления». СПБ.: Питер Паблишинг, 1997.