Почему трудно сделать профессиональный выбор и стать профессионалом
Автор: Наконечная Татьяна Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 26.05.2017
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Наконечная, Т. В. Почему трудно сделать профессиональный выбор и стать профессионалом / Т. В. Наконечная. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2455/ (дата обращения: 16.11.2024).
В Ростовской области на сегодняшний день существует острая потребность в компетентных и качественно подготовленных профессионалах. С уверенностью могу говорить о данной ситуации, так как являюсь независимым экспертом Ведомства по управлению государственной гражданской службой Ростовской области, присутствую на заседаниях конкурсных комиссий при приеме на вакантные должности различных структурных подразделений министерств и ведомств.
Конечно же, молодому специалисту не просто конкурировать с теми, кто имеет даже незначительный опыт трудовой деятельности, и не обязательно в государственных структурах. Наряду с профессиональными компетенциями демонстрирующими конкурсантами немаловажную роль играют личностные особенности и способности к постпрофессиональному обучению. Знания, умения, навыки, физическое здоровье, общая эрудиция, стрессоустойчивость, открытость, стабильность психических процессов (внимания, мышления, воображения, памяти) наряду с общей культурой поведения – вот тот не полный, но основной перечень требований, которые сегодня предъявляются при приеме на работу. Мало иметь амбиции сделать карьеру государственного служащего. И даже желание «послужить Отечеству, быть добросовестным», этого недостаточно на сегодняшний день.
Какие же условия и кем создаются в нашем обществе для того, чтобы профессиональное самоопределение было эффективным во всех смыслах этого слова. Не вызывало психологических травм, ни у детей, ни у родителей. Чтобы, получив профессию, молодой гражданин общества работал, реализовывался, приносил пользу, продвигал науку, приумножал достижения и т.д.
Заканчивая общеобразовательное учреждение, выпускник, согласно требованиям федерального государственного стандарта (ФГОС) [1] должен обладать следующими компетенциями современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- способности к самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- способности к самообразованию (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Одним из главных положений ФГОС является положение о «воспитательном идеале» современной российской школы. Под таким идеалом в стандарте понимается «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России».
Системным социально-педагогическим ориентиром в создании «портретов выпускников» по ступеням образования послужила принятая в современном цивилизованном обществе характеристика благополучного, востребованного обществом, развивающегося «Человека 21 века» (позиция ООН, ЮНЕСКО, «Римского Клуба» и др.). Его отличительными чертами являются:
– ориентированность на освоение и производство знания и использование новых технологий;
- активное стремление расширить свой жизненный горизонт;
- установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего в рамках общего социо-культурного прогресса человечества;
- активное, компетентное финансовое поведение;
- здоровый и безопасный образ жизни;
- эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Таким образом, сегодняшние 17-18 летние юноши и девушки, освоившие общеобразовательную программу и получившие аттестат должны [1, c.5]:
- осознавать себя личностью, живущей в обществе, быть социально активными, осознающими глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
- быть носителями ценностей гражданского общества, осознающими свою сопричастность к судьбам Родины, уважающими ценности иных культур, конфессий и мировоззрений;
- креативно и критически мыслить, быть мотивированными к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни;
- быть способными к личностному выбору и поступкам, готовыми нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения;
- уважать других людей и уметь сотрудничать с ними для достижения общего результата;
- быть готовыми к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов.
По ФГОС ООО [1, с. 4] портрет выпускника выглядит таким образом:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Таким образом, современная школа выпускает всесторонне развитую, культурную, образованную, социально активную личность.
Отечественная теоретическая и практическая психология имеет большой опыт в исследования различных сторон личности, особенности мотивов, эмоциональной сферы, возрастных и прочих особенностей. Накопленный опыт и разнообразие психологических методик диагностики позволяет достаточно глубоко изучить потребности и способности современного подростка, стоящего перед выбором профессионального учебного заведения и будущей профессии.
Кроме этого, существует разветвленная система социальных институтов, занимающихся целенаправленно профориентационной работой, это и территориальные центры занятости, и всевозможные центры профориентации при ВУЗах, министерствах труда и социальной защиты населения, и центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, да и педагоги-психологи школ и учреждений дополнительного образования проводят такую работу.
Тем не менее, статистика неумолимо свидетельствует о том, что около 70% выпускников профессиональных учебных заведений не работают по приобретенным специальностям. Попробуем разобраться в некоторых причинах данного обстоятельства.
Прежде всего, стоит обратить внимание на время проведения большинства мероприятий профориентационной работы. Как правило, такая деятельность организуется с подростками, которые стоят на пороге окончания школы или заканчивают девятый класс средней школы. И календарно, это конец зимы – начало лета. Чаще всего это обусловлено выбором школьных предметов, которые выбирают обучающиеся для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ. Цель понятна, баллы, полученные на экзамене, будут учтены при приеме в профессиональное учебное заведение.
Но, если мы говорим о таких важных психологических характеристиках личности, как самостоятельность и ответственность, развитая рефлексия и прочее, которые не только важны для выбора профессии, но и жизненного пути в целом, то стоит обратить внимание на возрастные особенности формирования этих характеристик.
Специалисты в области возрастной психологии знают, что стабильные и кризисные периоды жизни пронизывают детство, отрочество и подростковый возраст каждого. Теория периодизации Эльконина Б. Д. [2, с. 45] подробно описывает что и каким образом происходит с ребенком на том или ином этапе его жизни. Мы не будем сейчас погружаться в детали, рассмотрим лишь те из них, которые уже обозначены.
Самостоятельность. Ни у кого не вызывает сомнения, что отсутствие внешнего контроля при организации любой деятельности, свидетельствует о хорошем потенциале и открывает разного рода возможности… К величайшему сожалению, далеко не каждый взрослый может похвастаться самостоятельностью. А формируется это свойство достаточно рано, когда молодые родители еще не строят планов о том, кем будет их ребенок в будущем, в два с половиной – три года!!! То есть тогда, когда ребенок впервые говорит родителям – «Я сам буду кушать, наливать в стакан сок, шнуровать обувь, одеваться» и так далее. Казалось бы, очень хорошо! Пусть сам. Но!
Кто же ему даст проявить эту самую самостоятельность? В это время, совершенно не понимая, ЧТО ТВОРЯТ, родители утром спешат на работу и им удобнее, быстрее и правильнее накормить, одеть, обуть своего ребенка самим, не тратя на это лишнее время и силы.
Небольшое наблюдение, которое имеет непосредственное отношение к сегодняшней теме, хотя кому-то может показаться неуместным.
Часов 10 утра. На детской площадке играет пять детей в возрасте от двух до пяти лет. Все они пришли на площадку в сопровождении взрослых (мам, пап, бабушек). Те, кто постарше катаются с горки, с интересом поглядывают друг на друга, но не разговаривают между собой. Все их действия активно комментируются взрослыми и постоянно корректируются – «как удобнее спуститься с горки, как правильнее». И если у детей все получается, их хвалят. Периодически, спрашивают не устал ли малыш, дают пить воду, вытирают рот, нос, руки и прочим образом заботятся. Взрослые тоже между собой не общаются, при этом называют других участников не по имени, так как не знакомы, а просто – «мальчик», «девочка». У детей ловко получается кататься с горки, и они паровозиком друг за другом спускаются и бегут на новый круг для спуска. Взрослые, активно страхуют их спуск и подъем, сопровождая похвалой достижения детей.
Кто из нас не наблюдал такую сцену? Каждый. И казалось бы как хорошо и мирно все происходит. Но чему учатся дети в это время? Общаться? Нет. Взаимодействовать с другими? Нет. Выбирать и пробовать разные способы решения задач? Нет. Конкурировать? Сомнительно. Дети на площадке в этой игре и при такой организации учатся выполнять инструкции близких взрослых, без вариантов! Не возникает даже возможность попробовать что-то новое или самому решить, что уже хватит кататься с горки и можно теперь пойти в песочницу, например. За них все уже решили. Трепетные родители мне возразят, что это нормально – заботиться, в этом тоже выражается любовь, что именно таким образом обеспечивается безопасность… Мне искренне жаль таких родителей. Потому, что все должно быть вовремя. И в трех-пятилетнем возрасте просто необходимо давать детям возможность проявлять свои силы и самостоятельность максимально. Помощь нужна только тогда, когда о ней просят!
Сегодня очень редко можно увидеть самостоятельно играющих детей во дворе в подвижные игры, игры по правилам. Опыт взаимодействия со сверстниками не менее важен, чем умение слышать взрослых.
И так, возвращаясь к нашей теме, получается, что начало профессионального самоопределения находится где-то в раннем детстве. И да, и нет. Предпосылки характерологических особенностей человека, несомненно, способность прогнозировать и планировать формируются чуть позже, но, несомненно одно, основы закладываются в более раннем возрасте чем подросток сталкивается с вопросом о том, кем ему быть.
Поэтому так важны сегодня те игры в дошкольных учреждениях, которые позволяют экспериментировать. Действовать, строго соблюдая правила. И даже самим детям формулировать эти правила.
Заботливый родитель сегодня должен не только познакомить своего ребенка с современным обществом, но и позаботиться о его выживаемости и способности адаптироваться к внешним переменам и внутренним состояниям. Ребенок должен знать не только, что он любим, но должен быть уверен в том, что будет поддержан своими близкими в мучительные минуты выбора.
Учреждения дошкольного образования должны предоставлять детям не только программы развития, но и время на самостоятельно наполняемое содержанием общение, спонтанные игры и взаимодействие вне образовательного процесса. Расширяя репертуар ролевых игр дошкольников необходимо вводить их в мир новых профессий и предметных областей. А для успешной работы нужны подготовленные кадры, смотрящие на 15-20 лет вперед. Программы курсовой подготовки повышения квалификации педагогических работников должны быть ориентированы на «зону ближайшего развития» общества и региона в целом.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М., «Академия» 2007.