Ранняя профилизация школьников
Авторы: Брык Антонина Владимировна, Ильяшенко Алла Алексеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 26.05.2017
Статья просмотрена: 2481 раз
Библиографическое описание:
Брык, А. В. Ранняя профилизация школьников / А. В. Брык, А. А. Ильяшенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2458/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Об этом неоднократно говорил президент страны В.В. Путин на различных форумах:
«Мы ведем совместную многогранную работу: подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства – один из ключевых элементов роста.
России нужны высококвалифицированные кадры. Мы обеспечим целый набор мер совместных действий, в том числе организацию производственной практики и введение ранней профориентации в школах»
По каким критериям сегодняшний выпускник выбирает себе будущую профессию: профтестирование в школе, советы друзей, настойчивые пожелания родителей.
Мы провели анализ выбора профессионального ОУ нашими выпускниками 9, 11-х классов за последние три года (приложение 1). И увидели общую тенденцию – наши выпускники предпочитают поступать в ВУЗы. Такая же картина и в других школах города.
У выпускников бытует мнение, подкрепляемое родителями, чтобы быть успешным в жизни, надо закончить ВУЗ, без высшего образования сейчас никуда!!!
Здесь можно увидеть конфликт амбиций: родитель – подросток. Родитель мотивирует ребенка на ВУЗ, а ребенок не хочет так долго учиться, ему это не интересно. Хочется быстрее «найти себя», получить специальность и пойти работать, чтобы стать самостоятельным, независимым от родителей, добиваться успехов в выбранной работе…
Но не все подростки способны понять себя и понять чего им хочется. По ежегодному тестированию старшеклассников в школе с целью определения сформированности профессионального плана и профессиональной направленности подростков мы выявили, что только 30-40 % обучающихся определились с выбором профессии и профессионального ОУ на конец 9-го и 11-го класса. Многие родители жалуются, что дети-подростки инфантильно ведут себя: не хотят учиться, ни к чему не стремятся, пассивны в выборе будущей профессии, им все равно где продолжать обучение после школы. И тогда родители подключаются к этому вопросу, считая своим родительским долгом дать ребенку достойное образование и «вывести в свет с профессией «в руках».
Советская школа формировала у подрастающего поколения установку: чтобы быть успешным и счастливым, человек должен чувствовать себя нужным, востребованным, приносить пользу обществу, Отечеству; «все профессии нужны, все профессии важны»; уважение к рабочим специальностям, «к людям труда»!
Правительство Ростовской области в постановлении № 80 от 15.02.2016 года утвердило Региональный перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Это такие профессии как: автомеханик, каменщик, маляр, воспитатель детей детского сада, учитель начальных классов, парикмахер, повар, портной, продавец, слесарь и т.д.
А что получается? Выпускники, настроившись на высшее образование, теряют время на его получение, так как могли бы быть уже востребованными и успешными, если бы вовремя определились с тем, на сколько им необходимо это высшее образование!
Профилизация обучения в российской школе опирается на многолетний отечественный и зарубежный опыт. Общий подход к профилизации обобщённо можно выразить следующими позициями:
общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным;
как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.
Тем не менее, существует и другой подход, предусматривающий гораздо более раннюю профилизацию.
Своим видением этой проблемы и накопленным нашим педагогическим коллективом опытом мы хотим поделиться.
Прежде всего, профилизация – это не разовое мероприятие, а стройная система работы, охватывающая практически всех участников образовательного процесса на протяжении всех образовательных периодов и всех направлений деятельности в различных формах.
Вопросы выбора профессии, как правило, интересуют старшего подростка (14-16 лет), когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет ее осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста.
Младший школьный возраст (7-11 лет) – это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими – его собственная практика взаимоотношений с другими людьми.
Важным вкладом ранней профилизации детей в начальной школе является работа педагогического коллектива, а именно интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Курсы внеурочной деятельности в начальной школе в МБОУ «Школа № 87»: «Мы дети России», «Школа здоровья», «Хочу все знать».
Содержание курса «Мы дети России»:
1 класс – «Маленькие Россияне» (66 часов);
2 класс – «Моя малая Родина» (68 часов);
3 класс – «Россия – Родина моя» (68 часов);
4 класс – «Я – гражданин России».
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты курса:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Содержание курса «Школа здоровья»:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа Здоровья» составлена на основе программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» авторов Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной для 1-4 классов.
Цель программы: раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Содержание курса «Хочу все знать»:
I раздел. Математика. Информатика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», конкурса-игры «Кенгуру». Решение задач по информатике для 1-4 классов игры-конкурса «Инфознайка», дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Выполнение заданий по русскому языку для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Выполнение заданий по литературному чтению для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Выполнение заданий по окружающему миру для 1-4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.
Ранняя профилизация в начальной школе является подготовительным этапом в профильном обучении. От того, как начнёт формироваться новый для младших школьников теоретический тип мышления, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, а также ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и жизненного самоопределения. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе позволяет эффективно и системно вести работу по ранней профилизации.
Литература:
- Асланова А. В. Осуществление ранней профилизации учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
- Кудухова М.А. Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности.
Приложение 1