Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии
Авторы: Варавченко Елена Владимировна, Кавтя Елена Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 26.05.2017
Статья просмотрена: 2400 раз
Библиографическое описание:
Варавченко, Е. В. Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии / Е. В. Варавченко, Е. А. Кавтя. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2463/ (дата обращения: 18.12.2024).
Данная статья раскрывает основные направления работы МБОУ «Школа № 92» как инновационной площадки по профориентационной работе (приказ МО РО от 26.06.2015 № 474), ориентированной на интеграцию деятельности вузов, школы, средств массовой информации, семьи, направленных на формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии, повышение качества профориентационной работы за счет использования дифференцированных и личностно-ориентированных подходов.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональная ориентация, дифференцированный и личностно-ориентированный подход, образовательно-профессиональный маршрут, профессиональное самоопределение.
Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «Школа № 92 – это комплексная система мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии.
В МБОУ «Школа № 92» эта работа ведется в соответствии с моделью профориентационной работы:
Цель профессиональной ориентации обучающихся – формирование у учащихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи школы по профессиональной ориентации обучающихся:
1. Обобщить (ознакомить) у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
2. Выявить профессиональные склонности, интересы и личностные особенности старшеклассников.
3. Сформировать представления о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.
4. Формирование психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению у учащихся 8 - 11 классов.
5. Дать учащимся представление о системе и условиях профессионального образования, рынка труда (особенностях и условиях трудовой занятости населения).
6. Подготовить учащихся к самостоятельным действиям в сфере профессионального самоопределения, сформировать мотивацию на активный поиск информации о характере будущей трудовой деятельности.
7. Оказать помощь при возникновении трудностей у старшеклассников, связанных с выбором профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Каждый этап профориентационной работы сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с обучающимися осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями (законными представителями), а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города. Информационно-образовательное пространство школы направлено на профессионально-личностное становление и развитие обучающихся.
Основные формы работы
Самыми активными формами профориентационной работы в школе являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.
№ п/п |
Форма работы |
Краткое описание |
1 |
Профпросвещение |
Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д. |
2 |
Профинформация |
Система мер по ознакомлению учащихся: -с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда -с характером работы по основным профессиям и специальностям -с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенными на территории города Ростова-на-Дону |
3 |
Профконсультация |
Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии. |
Решение задач профориентации в МБОУ «Школа № 92» осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, экскурсионной).
В рамках работы, направленной на поднятие престижа востребованных на рынке труда профессий проводится следующая профориентационная работа:
Мероприятия |
Классы |
Классные часы «Мои профессиональные приоритеты» |
9-10 |
Профтестирование школьным психологом |
8-9 |
Мониторинг профессиональных предпочтений учащихся |
8-10 |
Конкурс плакатов «Престижные рабочие профессии» |
7-9 |
Конкурс презентаций «Престижные рабочие профессии» (9-10 кл.) |
|
Открытые уроки занятости с приглашением родителей |
9-10 |
Встреча с представителями ЮФУ |
10-11 |
Тренинг «Я в мире профессий» |
8-9 |
Профориентационная игра «Пришелец» |
8 |
Родительские собрания для 8-10х классов «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации учащихся», «Профессиональный выбор старшеклассников». |
8-10 |
Выставка литературы по профессиональной ориентации в библиотеке школы |
|
Встречи с людьми разных профессий (из состава родительской общественности). - преподавателей ФГО УСПО РГКИИ; - военнослужащих; - представителей колледжей; - преподавателей и студентов ЮФУ и т.д. |
8-11 |
Брейн-ринг «Я в рабочие пойду» |
9 |
Участие в квест-игре при факультете психологии ЮФУ |
10 |
Круглый стол для старшеклассников «Я и моя профессия» |
11 |
комплексное консультирование и профориентационное тестирование учащихся школы в центре занятости населения Советского района г.Ростова-на-Дону; |
9 |
посещение учащимися Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования, на предприятиях и в организациях, испытывающих потребность в квалифицированных рабочих кадрах. |
9,11 |
участие в фестивалях науки Южного федерального университета |
10,11 |
Участие в традиционных апрельских областных Днях профориентации молодежи Ростовской области «Твой выбор» (фестивали востребованных профессий, ярмарки учебных и рабочих мест) |
9-11 |
Участие в Региональной конференции для старшеклассников «Моя будущая профессия» (05-06.03.2016 Победитель – 1 место, Шкляревская А. 11"«А») |
11 |
Посещения центра развития карьеры Южного федерального университета. Участие в днях карьеры ЮФУ. Факультет управления ЮФУ. Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации. Академия психологии и педагогики Тренинг «Профессия: мой выбор» |
10 |
Прохождение практики на базе МБОУ студентами. |
Особое внимание в рамках профессиональной ориентации обучающихся школы уделяется работе с родителями. Как показывает практика, процесс профессионального самоопределения подростков без участия родителей возможен, но малоэффективен. Родители имеют на своих детей огромное влияние, поэтому использование этого ресурса представляется очень важным. Зачастую при работе с родителями мы сталкиваемся с жесткой позицией в отношении выбираемого их детьми уровня профессионального образования, в отношении выбираемой профессии, в определении форм, методов и средств воздействия на ребенка. А этот период – период выбора профессии – часто оказывается решающим для дальнейшего развития отношений между родителями и детьми. Именно поэтому очень важно, помочь не только детям в выборе профессионального пути, но и помочь родителям сохранить эмоциональную близость с детьми в период становления самостоятельности ребенка.
В связи с этим классными руководителями 8-10-х классов были проведены родительские собрания на тему «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации учащихся». Родителям было предложено ознакомиться с психологической диагностикой «Влияние мнения родителей на профессиональный выбор обучающихся». По результатам диагностики выявлено, что 19% респондентов считают, что мнение родителей не влияет на выбор профессии, 30% - влияет и чуть более половины - влияет частично (диаграмма ниже).
Заместителями директора и классными руководителями была проведена общая диагностика о том, кто же, кроме родителей обучающихся, влияет на профессиональный выбор ребят. Результаты этой диагностики отражены в диаграмме:
Как видно из диаграммы, 40,1% респондентов определили выбор имеющейся профессии самостоятельно, каждого пятого учащегося (21,7%) обязали родители, еще 20,4% опрошенных полагают, что основным фактором является стремление получить профессию в соответствии со своими наклонностями. Заметим, что деятельность работодателей и представителей служб занятости населения оценена респондентами достаточно низко (0,2%). Однако роль и значение выступлений работодателей и сотрудников бирж труда и центров занятости возрастает до 6,7% при принятии будущим выпускником жизненного решения о трудоустройстве. Основным же источником для учащихся являются родители, родственники, знакомые и соседи (34,8%).
Также были выявлены профессиональные предпочтения обучающихся 8-10-х классов:
и мотивация выбора профессии:
Классными руководителями регулярно проводятся уроки занятости по проблеме формирования готовности обучающихся и профессиональному самоопределению; организовываются встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами вузов города Ростова-на-Дону. На открытых уроках занятости классные руководители проводят профориентационные беседы:
8-е классы – «Все работы хороши…»
9 классы – «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».
10 классы – «Выбор профессии – дело ответственное»
11классы – «Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам»
На уроки занятости также приглашаются родители разных профессий:
Изучив читательские интересы обучающихся, библиотекарь школы организовала выставку литературы в помощь по выбору профессии и профориентационной работе.
С обучающимися 8-9 классов проводится тренинг «Я в мире профессий». Данный тренинг позволяет подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения. Во время тренинга обучающиеся изучают свои личностные особенности, интересы и склонности, получают подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях, знакомятся с информацией о правилах выбора профессии.
Регулярно проводятся анкетирование по профессиональной ориентации. Согласно данным анкет старшеклассников, по предварительному профессиональному самоопределению, обучающиеся 10- 11-х классов уже определились с выбором профессии; большинство обучающихся расширили свои знания о различных профессиях; многие школьники отмечают, что занятия по профориентации им помогли узнать с помощью тестов свои возможности, интересы и способности.
В период летних каникул 2016 года через центры занятости города Ростова-на-Дону трудоустроено 11 учащихся МБОУ «Школа № 92» старше 14 лет.
Таким образом, в процессе работы по профориентации мы выявляем профессиональные склонности, интересы учащихся, обобщаем их знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере, готовим к самостоятельным действиям в сфере профессионального самоопределения.
Ключевые слова
профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, дифференцированный и личностно-ориентированный подход, образовательно-профессиональный маршрутПохожие статьи
Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК
В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...
Формирование интересов младших школьников в процессе профориентации
В статье рассматриваются особенности профориентационной работы с обучающимися в возрасте от 7 до 11 лет, посещающими начальную школу. Особое внимание уделяется влиянию профориентации на успешное обучение младших школьников и предотвращение проблем с ...
Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...
Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы
В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...
Особенности организации профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск)
Статья посвящена системе профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск) с воспитанниками 1–5 курсов. Указаны три составляющие профориентационной работы и ее этапы с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования
В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...
Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия»
В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определя...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся
В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...
Похожие статьи
Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК
В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...
Формирование интересов младших школьников в процессе профориентации
В статье рассматриваются особенности профориентационной работы с обучающимися в возрасте от 7 до 11 лет, посещающими начальную школу. Особое внимание уделяется влиянию профориентации на успешное обучение младших школьников и предотвращение проблем с ...
Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...
Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы
В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...
Особенности организации профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск)
Статья посвящена системе профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск) с воспитанниками 1–5 курсов. Указаны три составляющие профориентационной работы и ее этапы с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования
В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...
Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия»
В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определя...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся
В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...