Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации школьников в условиях образовательного кластера
Авторы: Чернова Анастасия Александровна, Наконечная Татьяна Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 26.05.2017
Статья просмотрена: 426 раз
Библиографическое описание:
Чернова, А. А. Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации школьников в условиях образовательного кластера / А. А. Чернова, Т. В. Наконечная. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2475/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье описывается система профессиональной ориентации школьников в рамках реализации инновационного проекта. Описывается кластерный подход в сфере образования. Анализируются полученные социально-психологические данные профессиональных предпочтений и способностей, личностных особенностей старшеклассников. Представлено описание модулей системной профориентационной работы со школьниками в рамках кластерной среды.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, кластерный подход, непрерывное образование, профессиональная ориентация, образовательный кластер.
Современные социально-экономические условия диктуют новые требования к процессу обучения подрастающего поколения. Основные изменения, которые происходят в современном образовательном пространстве – это процессы глобализации и интеграции, открытость информационного пространства и новые возможности непрерывного образования. Непрерывное образование – это оптимальные условия, позволяющие человеку уверенно идти по выбранному пути, определяющие многомерное движение личности в образовательном пространстве. Одним из системообразующих факторов непрерывного образования считается потребность личности в постоянном развитии и самосовершенствовании.
В связи с этим возрастает интерес к проблеме профессионального самоопределения личности как процесса выбора профессии, так и самореализации в ней. Перед школой стоит важная задача – формирование важных для современного общества жизненных установок личности. На рынке труда более востребованными являются активные, образованные молодые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, умеющие прогнозировать возможные последствия своих действий, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, креативностью и способностью быстро обучаться. Социально значимые качества личности, отражающие ее мировоззренческие установки, влияют на жизненное самоопределение и помогают в профессиональном становлении. В силу разных причин школа как субъект образовательного процесса еще недостаточно участвует в профессиональной ориентации учащихся. Поэтому важно использовать кластерный подход в сфере образования, так как модель сетевого взаимодействия между школой, вузом и работодателями направлена на формирование профессионального самоопределения школьников и представляет собой целостную систему профориентационной работы. Образовательный кластер – это группа связанных между собой образовательных учреждений, осуществляющих интеграционное взаимодействие. Кластерный подход в профессиональной ориентации школьников позволяет использовать разные ресурсы школы, вуза, обеспечивая целостность и единство образовательного пространства. С точки зрения Т.И. Шамовой кластер есть некая организационная форма объединения усилий разных заинтересованных в этом процессе сторон в направлении достижения эффективности деятельности и конкурентоспособных преимуществ [1].
Нами реализуется инновационный проект ««Создание целостной системы профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности региона и потребностей личности в самореализации» с 2015-2016 уч. года. Базовыми учреждениями, в которых реализуется данный проект, являются МБОУ СОШ №№31, 61, 87, 88,92,103,112.
На первом этапе реализации инновационного проекта нами был проведен мониторинг по изучению представлений родителей о траектории дальнейшей жизнедеятельности детей. В исследовании приняли родители, учащихся 9 классов в количестве 98 человек. Опрос показал, что, по мнению родителей, 41% учащихся 9 классов определились с выбором учебного заведения для продолжения образования после школы. Следует отметить, что 36,5 % школьников колеблются с выбором учебного заведения, а 22,5% не имеют представления, где будут продолжать свое образование.
При рассмотрении образовательных планов в ближайшей перспективе нами был предложен вопрос о том, где ваш ребенок собирается продолжить образование после 9 класса. Проанализировав ответы родителей, удалось выяснить, что большинство школьников (67,6%) ориентированы на продолжение обучения в 10-11 классах, причем 18% обучающихся планирую продолжить образование в профильных классах. При этом следует отметить, что 19, 7% школьников планируют поступать в среднее профессиональное образовательное учреждение. С точки зрения родителей, их мнение полностью совпадает с желанием сына (дочери) в 43,7%, в большей степени 38% , не совпадает – 18,3% респондентов. Если мнение родителей по вопросам будущей профессиональной траектории рознится, то большинство респондентов (48%) согласятся с выбором ребенка, 22,5% родителей будут настаивать или просить изменить свой выбор, а 29,5% испытуемых не знают, что в этом случае будут делать. Опрос родителей показал, что в основном учащиеся 9 классов (74,6%) планируют в дальнейшем обучаться в Ростове-на-Дону, 15,5% школьников думают поступать в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, а 9,9% учащихся планируют учиться в других городах России.
Важно отметить, что именно интерес к профессии, склонность и задатки ребенка заниматься той или иной деятельностью родители считают самым важным, что должно влиять на выбор будущей профессиональной траектории школьника. А также опрос показал, что существует потребность у родителей в увеличении возможности диагностирования профессионально важных качеств старших школьников, организации психолого-педагогического консультирования по вопросам профессионального самоопределения, информировании об особенностях обучения в различных учебных заведениях, а также включении в школьную программу предмета «Твоя профессиональная карьера».
В связи с этим в рамках непрерывного образования нами выстроена целостная профориентационная работа среди школьников, которая опирается на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Мы считаем целесообразным использовать кластерный подход в организации сетевого взаимодействия школы – вуза – работодателя, что обеспечивает условия формирования готовности старшеклассников к профессиональному выбору.
Целостная система осуществляется за счет деятельности 4 взаимосвязанных модулей. Первый модуль представляет собой внутришкольную организацию психолого-педагогических условий формирования профессионального самоопределения школьников. Данный модуль предусматривает организацию условий, направленных на формирования профессионального самоопределения школьников и включает в себя организацию внеурочной деятельности (работу с психологом, профдиагностика, профконсультирование, творческие профориентационные мероприятия и др.).
В рамках данного модуля на начальном этапе реализации инновационного проекта нами также было проведено анкетирование школьников старших классов (241 человек). Анкетирование старшеклассников показало, что с будущей профессией определились только 32,6%, то есть 78 человек. Из них самостоятельно сделали свой выбор 48,3% от 78 определившихся. Профориентационные ресурсы использовали лишь 1,5% респондентов, а 32,6 % опрошенных учащихся заявили, что нуждаются в помощи профконсультантов.
В целях изучения личностных особенностей и профессиональных склонностей учащихся 9-х-11-х классов, нами проводилась профдиагностика в начале 2015-2016 учебного года. Для групповой диагностики учащихся использовались следующие методики: анкета «Ориентация» И.Л. Соломин, тест Дж.Голланда, опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенским).
В исследовании готовности школьников к выбору профессии приняли участие 9 (519 чел.),10 (224чел.) и 11(201 чел.) классы. Полученные результаты показали, что 20% учащихся 9 классов имеют высокий уровень готовности к выбору профессии, 22% респондентов – низкий уровень. Среди школьников 10 классов наблюдается лишь у 24% высокий уровень готовности, у 15% – низкий. Незначительный рост готовности к выбору профессии наблюдается у учащихся 11 классов: 28% респондентов с высоким уровнем и 65% средним уровнем готовности. Проанализировав данные методики, можно отметить небольшую тенденцию к увеличению респондентов с высоким уровнем готовности к окончанию школы. Но в целом следует отметить о необходимости введении целостной системы профориентационной работы в школе.
Исследование личностных особенностей (тест Дж. Голланда), в котором приняли участие 1080 учащихся 9-11 классов, показало, что среди учащихся наиболее часто встречаются такие типы личности как Артистичский (27,5%) и Предпринимательский (27,5%), самый редкий – конвенциональный (4,5). Этим школьникам в наибольшей степени подойдут такие профессии как предприниматель, директор, журналист, дипломат, политик, юрист, художник, актер, дизайнер и др. Можно сделать вывод, что нынешние выпускники ориентированы на профессии, требующие от них творческой активности, гибкости, практичности, независимости, лидерских качеств. Однако, следует отметить, что низкий процент респондентов (4,5%) с конвенциональным типом личности может привести в будущем к дефициту исполнительных кадров, при острой конкуренции за руководящие посты.
Изучение профессиональных склонностей и способностей позволило выявить, что наиболее желаемые профессии среди страшеклассников находятся области человек-человек (30,5% респондентов) и человек-худ.образ (24,5%). Среди способностей также лидирует человек-человек (49,5% респондентов) и намного меньше человек-техника (19%). Самые низкие показатели в сфере человек-природа. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что в связи с возрастными особенностями, образом жизни у школьников мало представлена деятельность, соприкасающаяся с природой и техникой. Поэтому для расширения опыта реальной деятельности необходимо создавать места рабочей практики для старшеклассников на предприятиях, в лабораториях вуза в таких сферах как «человек-техника», «человек-знак», «человек-природа».
В рамках данного модуля, все школьники, обучающиеся в старших классах, имеют возможность не только пройти профдиагностику, но и получить консультацию, выстроить траекторию профессионального пути. На протяжении всего периода реализации проекта школьникам оказывается информационная и психолого-педагогическая поддержка.
Второй модуль – взаимодействие школы с МБУ Советского района г. Ростова-на-Дону «Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». В рамках данного модуля осуществляется методическое сопровождение школьных психологов, учителей. Задается траектория профориентационной работы со школьниками среднего и старшего звена. Обобщается аналитическая информация, характеризующая уровень готовности старшеклассников к выбору профессии.
Третий модуль – взаимодействие с Южным федеральным университетом в совместной работе по организации внеклассной деятельности, направленной на формирование профессионального самоопределения школьников. Осуществляется взаимодействие школ с разными структурными подразделениями ЮФУ в рамках проводимых профориентационных мероприятий. Участие старшеклассников в студенческих научных сообществах способствует развитию способностей и интересов к исследовательской деятельности в конкретной научной области, что также содействует формированию готовности школьников к осознанному профессиональному выбору. Для школьников регулярно проводятся тренинги, деловые игры, старшеклассники участвуют в специально созданных школах ЮФУ («Школа юного психолога», «Школа юного химика», «Школа юного историка»). Школьники получают опыт общения с преподавателями на занятиях, конференциях, мастерских, лабораториях и «днях открытых дверей» ЮФУ.
Четвертый модуль – предусматривает взаимодействие с центром занятости, с государственными структурами, предпринимателями. Такое взаимодействие дает возможность осуществлять профориентационную деятельность, учитывая ситуацию на рынке труда, а также динамику его изменений. Проводятся встречи с представителями разных структурных подразделений Южного федерального университета, специалистами разных профессий. [2, с.138].
Инновационный проект, который реализуется МБОУ ЦДК Советского района г. Ростова-на-Дону совместно с Академией психологии и педагогики Южного федерального университета по созданию целостной системы профориентационной работы ставит целью формирование профессиональной ориентации школьников в рамках образовательного кластера. Создать условия для освоения старшеклассниками определенного уровня профессии, обеспечить реализацию индивидуальной профессиональной траектории личности с учетом потребностей рынка труда. Реализация целостной системы профриентационной работы со школьниками в рамках кластерной среды отвечает всем современным тенденциям развития непрерывного образования.
Литература:
- Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем// Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: материалы X междунар.образоват. форума. – Белгород: БелГУ, 2006г. – Ч.1.- с.24-29.
- Чернова А.А. Системная модель психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы со школьниками в рамках образовательного кластера// Субъект профессиональной деятельности: стратегии развития личности, коллектива, организации: материалы Межд.науч.-практ. КНФ.(Ростов-на-Дону, 20-21 апреля 2016г.) Ростов н/Д: ДГТУ, 2016г.- 285с.
Ключевые слова
профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, непрерывное образование, кластерный подход, образовательный кластерПохожие статьи
Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе
В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...
Перспективы развития профильного обучения в школе
Статья раскрывает отдельные аспекты, связанные с профильным обучением учащихся. В ней рассматриваются условия профильной специализации школьников. Поднимаются вопросы связанные с трудностями осуществления уровневой профилизации. Авторами предложен но...
Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...
Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе
В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...
Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы
В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...
Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка
В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...
Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря
В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...
Методологические подходы к совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов в сфере туризма
В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты активизации инвестиционных механизмов, способствующие повышению инвестиционной мотивации и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в сфере туризма. В этих целях авто...
Об использования метода проектов в обучении и патриотическом воспитании студентов среднего профессионального образования
В статье в практической плоскости рассматривается возможность использования проектного метода как средства реализации ФГОС по специальностям среднего профессионального образования с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций, орга...
Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе
В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в...
Похожие статьи
Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе
В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...
Перспективы развития профильного обучения в школе
Статья раскрывает отдельные аспекты, связанные с профильным обучением учащихся. В ней рассматриваются условия профильной специализации школьников. Поднимаются вопросы связанные с трудностями осуществления уровневой профилизации. Авторами предложен но...
Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...
Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе
В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...
Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы
В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...
Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка
В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...
Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря
В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...
Методологические подходы к совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов в сфере туризма
В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты активизации инвестиционных механизмов, способствующие повышению инвестиционной мотивации и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в сфере туризма. В этих целях авто...
Об использования метода проектов в обучении и патриотическом воспитании студентов среднего профессионального образования
В статье в практической плоскости рассматривается возможность использования проектного метода как средства реализации ФГОС по специальностям среднего профессионального образования с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций, орга...
Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе
В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в...