Инновационные формы профессиональной ориентации школьников в образовательной среде
Авторы: Кривко Елена Михайловна, Чернова Анастасия Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 26.05.2017
Статья просмотрена: 532 раза
Библиографическое описание:
Кривко, Е. М. Инновационные формы профессиональной ориентации школьников в образовательной среде / Е. М. Кривко, А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2476/ (дата обращения: 16.11.2024).
Согласно Российскому статистическому ежегоднику за 2014г на рынке труда преобладают трудовые ресурсы с высшим образованием. С 2000 г. численность выпускников (бакалавры, специалисты и магистры) из образовательных организаций высшего образования увеличилась на 103,3% и составила 1291 тыс. человек в 2013 г. против 635 тыс. человек в 2000 г. Для сравнения численность выпущенных квалифицированных рабочих и служащих в 2013 г. составила 436 тыс. человек, что на 57,1% меньше по сравнению с 2000 г. (763 тыс. чел.). Численность выпущенных специалистов среднего звена также сократилась, но на 140 тыс. человек в 2013 г. (439 тыс. чел.) по отношению к 2000 г. (579 тыс. чел.).
В сложившихся условиях современности, работодателем, при наборе персонала, обоснованно учитываются не только наличие высшего образования у кандидата, но и творческий потенциал личности, способность к обучению и самовыражению, его восприимчивость к нововведениям, владение иностранными языками, знание IT-технологий и др., поэтому сегодняшнему подростку, при выборе профессиональной траектории, так не просто овладеть конкурентоспособными преимуществами на рынке труда.
Статистические данные профконсультационных центров показывают, что большинство из учащихся старших классов, обращаются за помощью с определением их возможного профессионального пути, где они наиболее эффективно могли бы применить свои способности. Анализ анкетирования школьников старших классов, принявших участие в проекте «Кандидат в студенты ЮФУ», в количестве 561 человек показал, что большинство школьников первично тестировались в школах (195 чел.), часть в профориентационных автобусах от Центров занятости (175 чел.) и вузах (67 чел.) (рис. 1) Лена, здесь в сумме не получается 561чел.
Рис. 1. Учреждения, в которых проходили профориентационное тестирование ранее опрошенные школьники.
По результатам анкетирования участников проекта «Кандидат в студенты ЮФУ», мы видим, что помощь в профориентации помогла определиться с профилем обучения в вузе (85,6 %) (рис.2).
Рис.2. Результаты анкетирования участников проекта «Кандидаты в студенты ЮФУ»
Следует отметить, что школа является важной ступенью в выборе будущей профессии, так как в ситуации профессионального самоопределения подростку именно в этот период необходима помощь в профориентации. В этом возрасте выбор профессии становится важнейшим личностным новообразованием. Исследование особенностей профессионального определения и личностного становления молодежи еще в момент обучения в школе, актуализируется в связи с качественными изменениями технологий образования, существующим многообразием профилей обучения и специализаций, переходом общества к инновационному развитию с изменением конъюнктуры экономики и рынка труда в частности.
Многие исследователи, одной из проблем профессионального самоопределения выделяют отсутствие адекватных знаний о требованиях и особенностях того или иного типа работы, а также навыков адекватной оценки своих способностей.Считается, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Байтингер О.Е., проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа. Исходя из того, что решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о будущем общества, в котором им предстоит жить, подросток до конца не осознаёт всех отдалённых последствий жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием, духовным развитием, можно предположить, что оценка собственных возможностей у подростков не совпадает с их желаниями в выборе трудовой деятельности, следовательно, их могут ожидать неудачи в профессиональном самоопределении.
Одной из задач нашего исследования в рамках изучения профессиональной ориентации школьников стало определить профессиональную направленность личности к определенной сфере деятельности. Исследование проводилось в МБОУ «Лицей №103» г. Ростов-на-Дону, которое обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку по предметам технического и (или) естественнонаучного профиля. Общее количество испытуемых 169 школьников 9 классов. Для статистического анализа нами был использован критерий Фишера.
В качестве измерительного инструментария использовали опросник профориентации (анкета «Ориентация» И.Л. Соломина). Анализ результатов анкетирования девятиклассников на определение самооценки профессиональных интересов и способностей подростков показал, что интересы в сфере деятельности «Человек-человек» превалируют у большинства испытуемых (26,8%). Однако следует отметить, что у школьников имеются значимые различия между интересами и способностями в данной же сфере (φ*эмп = 2,63, при р<0,01). По мнению школьников, их способности в данной сфере выше, чем интерес. Это показывает нам взрослеющую модель личности в подростковом возрасте, где отношение к себе как к субъекту избранной деятельности в полной мере не сформировано в картине мира школьника.
Интересы школьников в других сферах деятельности значительно ниже. В меньшей степени хотят заниматься в сфере «человек-техника» (14,3% испытуемых), «человек-знак» (17,8%), «человек-природа». При этом наибольшими способностями школьники обладают в сфере «человек-человек» и наименьшими в «человек-природа». Данные результаты могут быть характерны для выборки городских школьников, которые имеют небольшой опыт взаимодействия с живой природой и в большей степени владеют коммуникативными навыками с людьми.
Наши предположения о том, что выбор профессии в подростковом возрасте может быть ошибочным из-за несформированности у личности отношения к себе как к субъекту избранной деятельности, подтвердился частично. В большей степени, старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствует пониманию собственных возможностей и желаний, либо опыту взрослеющего человека. Можно предположить, что такая позиция может быть сформирована последовательной профориентационной работой всех образовательных структур, которая побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.
Сегодня существуют различные формы организации профориентационной работы, которые в комплексе дают максимальныйэффект и успешно реализуются во взаимодействии с подростками. Однако, необходим единый алгоритм взаимодействия по данному направлению со всеми субъектами образовательного процесса в школах, колледжах, ВУЗах, центрах занятости и др. Психологи применяют множество профориентационных программ, рассматривают новые подходы и технологии сопровождения подростков в выборе дальнейшего профессионального пути, но все это делается на уровне одной образовательной организации, нет единого централизованного подхода в данном направлении. Проведение профориентационных мероприятий должно носить централизованный комплексный и многоступенчатый характер, позволяющий определить потенциал учащегося и его направленность, наиболее выраженные компетенции и сферу их эффективного трудового приложения, формировать трудовое самосознание у молодежи, активно взаимодействовать с родителями будущих абитуриентов в различных формах просветительского и обучающего сотрудничества. Следует отметить, что специалистам, отвечающим за профориентацию, необходимо не только владеть диагностическим инструментарием, но и знать о перспективных отраслях и профессиях на ближайшие 15–20 лет, понимать, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. В связи с этим необходимо единое информационное пространство, которое могло бы консолидировать данные о востребованных профессиях, о структурных подразделениях, которые готовят специалистов данной области.
В соответствии с решением Ученого совета от 28 сентября 2016г. (протоколо№7) было принято создать Информационно-консультативного центра Академии психологии и педагогики государственного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (далее – ИКЦ АПП ЮФУ). Основной целью деятельности ИКЦ АПП ЮФУ является осуществление информационно-консультативной деятельности по вопросам образовательного кластера, отвечающим потребностям государства, общества, граждан. Нашей главной задачей стало создание единого коммуникативного пространства, объединяющего разные образовательные учреждения, организация и проведение информационной и консультационной деятельности, способствующей развитию представлений у населения об образовательных возможностях ЮФУ. Будущие абитуриенты могут получить информацию по вопросам образовательного кластера ЮФУ и другим дополнительным образовательным программам ЮФУ.
Однако, для каждой конкретной личности, не только в период окончания средней школы, но и в более зрелом возрасте, вопрос профессионального самоопределения не перестает быть актуальным. В понятии «профессиональное самоопределение» отражается не только определение человеком своего места в мире профессий, но и нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление и уточнение профессионального самоопределения. Так Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения».
Литература:
- Алтухов В., Орлова Е., Серебряков А. Современные подходы к профориентации. – URL: http://www.profcareer.ru/lib/art_proforientation_4_approaches.php.
- Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: дисс. канд. психол. наук / О.Е. Байтингер. – СПб., 2006. – 117 с.
- Зайкова С. А., Скорикова Н. И. Актуальные проблемы профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №29 С.55-61.
- Мониторинг «Об итогах социально-экономического развития РФ в 2014 г.» // Министерство экономического развития РФ. – февраль, 2015 г. – 231 с. – URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/monitoring2014
- Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. – М., 2014. – С. 176-177
- Солдатова И.А., Пец Н.С. Профессиональная ориентация молодежи на примере работы центра карьеры Южного федерального университета. – URL: http://www.labourmarket.ru/conf12/content/reports/soldatova_pec.pdf.