Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности
Автор: Ханжина Анна Валерьевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 07.06.2017
Статья просмотрена: 255 раз
Библиографическое описание:
Ханжина, А. В. Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности / А. В. Ханжина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2505/ (дата обращения: 19.12.2024).
У писателя В. Астафьева есть такое высказывание: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина — он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине… Родина — это всё: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное труд творческий, созидательный, во имя своей страны, своего народа».
Вдумываясь в эти слова, с горечью понимаешь, самое страшное, что сейчас происходит в нашем обществе — это не развал экономики, не игра на политической арене, а разрушение личности, переориентация всех духовных ценностей.
Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке? Как в нынешней неправедной жизни уберечь наших детей?
Свободное удовлетворение всемогущей жажды познания — основа развития личности. «Лепить» личность по задуманной программе или «не вмешиваться»?! Нет, ни то, и ни другое. Развивать! И не «общее развитие», а развитие творческого потенциала каждого ребёнка. Развивать, сберегая в ребёнке индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить его способности.
Отношения между педагогами и обучающимися уважительные, доброжелательные, дружеские. Наш Центр — кузница знаний, умения думать в окружении мира красоты, игры, фантазии и творчества. А весь учебно-воспитательный процесс можно выразить формулой: «Помоги мне это сделать самому».
Педагоги, как и медики, должны спасать людей от гибели, только от более страшной — духовной.
Ни для кого из нас не секрет, что духовная глухота, сердечная слепота, нравственное убожество — явления не генетические, это преступный воспитательный брак.
В последние годы наша страна изменилась. Критически пересматривается её прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю нельзя судить, её надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя ошибок.
Строя новое, необходимо отдавать себе отчёт в плюсах и минусах старого. Находясь в поисках каждодневных дел и забот, мы не часто задумываемся о причинах педагогических успехов и неудач…
Нам нужно остановить мгновение и вовсе не потому, что оно прекрасно, а чтобы вглядеться в прошлое и выделить причины неудач, осознать факторы успеха. Иначе мы будем громоздить друг на друга ошибки и просчёты, что и происходит сейчас в обществе.
Всё чаще и чаще закрадывается тревога в наши сердца, тревога за будущее наших детей. А осознавая, что мы, педагоги — это прежде всего духовные воспитатели, задаёшь себе вопрос: «Что делать, чтобы сохранить в детей доброе, разумное, вечное? Как построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы сохранить хорошие традиции Центра и в то же время шагать в ногу со временем, с новыми условиями и требованиями? Как организовать управление воспитательной системой Центра?
Мы убеждены, что ведущим направлением воспитательной системы может быть система работы по туризму и краеведению.
Главная цель — развитие и воспитание патриотизма, любви к родному краю, Оренбуржью, изучение национальных, этнокультурных традиций и обычаев.
Почему нами взято это направление? Потому, что в данном вопросе уже накоплен определённый опыт: ведь мы занимаемся этой работой уже более 20 лет.
На базе шести образовательных организаций ведут свою деятельность активы музеев и музейных комнат: на базе ЦТР (музей «Образование Соль-Илецкого городского округа») и в филиалах: Первомайская СОШ, Красномаякской СОШ, Мещеряковской СОШ, Изобильной СОШ, Покровской СОШ. Вся их работа направлена на изучение родного края. Всем понятно, что эта работа трудная, кропотливая, иногда просто незаметная. Вместе со своими руководителями ребята постоянно работают в архивах, библиотеках, ЗАГСе, совершают летние экспедиции, проводят интервьюирование, встречи с участниками тех или иных событий. На сайте Центра создана 3D экскурсия по музеям, работающих в филиалах Центра на базах образовательных организаций округа.
Одна из важнейших функций музея — образовательно-просветительская-осуществляется посредством массовой и просветительской работы: обзорные и тематические экскурсии, проведение Уроков мужества, уроков родиноведения. Ежегодно в Центре творческого развития педагогом дополнительного образования Надеждой Николаевной Лисняк организуются встречи с афганцами, туристами, спортсменами, ветеранами педагогического труда, людьми, прославляющими Соль-Илецкий край.
Рис. 1. Занятие в музее «Образование Соль-Илецкого городского округа», Лисняк Надежда Николаевна
В управлении воспитанием очень важно включить предметную среду, природу, предметы материальной культуры. Ведь даже неживые предметы могут оказывать мощное воспитательное воздействие (природа способствует философскому самопогружению, музей — возвращает людям историческую память, способствует духовному возвышению).
По крупицам, огромным трудом собирается материал для написания исследовательской работы. Сколько терпения, любви и времени отдают дети вместе со своими руководителями чтобы вернуть людям то, что они растеряли, забыли, а, может, и не знали. Но вот написана родословная, взято интервью, найдены интересные материалы, и надо видеть, как загораются гордостью глаза детей! В Центре реализуется пять дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ краеведческой направленности. Обучающиеся ежегодно показывают высокий результат, принимая участие в муниципальной научно-практической конференции «Наука. Творчество. Поиск», а также участвуя в конкурсах различного уровня. Высоких результатов достигают обучающиеся В. Б. Путинас, В. И. Объедковой, Н. Н. Лисняк.
Интеграция вокала и краеведения наблюдается в программе Образцового детского фольклорного ансамбля казачьей песни «Ручеёк, руководитель Е. В. Сарычева. В своём творчестве ребята обращаются к казачьему наследию своего села и своих предков.
Общеразвивающая программа Образцового детского хореографического коллектива «Искринки», руководит которым Л. Н. Абызова, содержит региональный компонент: репертуарный план и постановочные работы формируются на местных традициях и национальной принадлежности населённого пункта Тамар-Уткуль.
Рис. 2. Образцовый детский хореографический коллектив «Искринки», Абызова Любовь Николаевна
Воспитание толерантного отношения к людям, проживающим рядом с нами, происходит на занятиях детского творческого объединения «Русский фольклор» (руководитель — Т. Ф. Смоляр), которое посещают ребята разных национальностей. С каким большим удовольствием ребята изучают русский фольклор, играют в русские народные игры и принимают участие в этнографических конкурсах, надевая русские национальные костюмы.
Рис. 3. ДТО «Русский фольклор», Смоляр Татьяна Фёдоровна
Итак, в отличие от управленческой и дидактической систем образования, где преобладают методы математической статистики, порождающие формализацию (схемы, таблицы, графики, диаграммы), в управлении туристско-краеведческой системы, как и других воспитательных системах, преобладают такие методы, как: прямое наблюдение и живое участие в деле, выявление мотивов деятельности, поступка, педагогическая интуиция. Ведя долгие разговоры об экологии, о том, какой вред наносим мы, загрязняя всё вокруг, не побегут наши дети убирать за кем-то мусор. Но вот уже несколько раз, обучающиеся детского творческого объединения «Спортивный туризм», под руководством Д. П. Веккера провели активную работу по очищению Святого камня: чтобы продлить жизнь берёзы освобождают ветви деревьев от ленточек; убирают оставленный людьми мусор. Разве это не воспитание духовно-здоровой личности?! Своим личным примером педагог показал важность данного дела.
Можно сколько угодно слушать о турслёте, мнения могут быть самые разные, но сделать вывод, что он значит для детей, можно тогда, когда увидишь лица детей, их стремление всё сделать как можно лучше, чтобы только победить, поучаствовать. Чтобы дело было интересным, давало нужный результат, необходим лидер. В нашей туристической системе таким лидером является Н. И. Горток. В спортивном союзе с педагогом дополнительного образования А. Б. Мартинкенасом их обучающиеся показывают высокие результаты, принимая участие в областных туристических слётах и соревнованиях.
Туризм учит детей работать в команде, воспитывает в них такие черты, как: надёжность, ответственность, решительность и целеустремлённость.
Рис. 4. ДТО «Туристское многоборье», Горток Нина Ивановна, Мартикенас Антанас Брониславович
Возможно, кому-то эти методы покажутся неубедительными. Однако, ещё менее убедительны попытки переноса методов жёстких систем на гибкую воспитательную систему.
Сколько раз делались попытки определить точные критерии, стандарты, оценки воспитательного мероприятия!
Жизнь заставляет людей понять, что воспитание подрастающего поколения — гарант цивилизованного будущего.
А любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного — того специфического, что свойственно конкретному учреждению дополнительного образования, с данным составом педагогов и обучающихся, чтобы она была действенной.