Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 1077 раз

Библиографическое описание:

Кутрань, О. Н. Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями / О. Н. Кутрань, З. В. Бочкарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2515/ (дата обращения: 17.10.2024).



В специализированном дошкольном образовательном учреждении для осуществления эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения крайне важным является вопрос обеспечения тесного и продуктивного сотрудничества между всеми специалистами — врачом-офтальмологом, медсестрой-ортоптисткой, учителем-дефектологом (тифлопедагогом), учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и конечно же, воспитателем. Только в результате объединения их усилий можно добиться стойкого положительного педагогического эффекта в профессиональной деятельности каждого из них.

Но взаимосвязь между тифлопедагогом и воспитателем группы можно назвать особой, т. к. именно эти педагоги проводят постоянную ежедневную коррекционную-развивающую воспитательно-образовательную работу с детьми во всех видах деятельности и во всех режимных моментах в течение дня. И наиболее эффективной формой работы являются интегрированные коррекционные занятия. В процессе совместной подготовки, проведения и анализа таких занятий тифлопедагог и воспитатель решают свои коррекционные цели и задачи, но с взаимопроникновением в сферу деятельности друг друга, обмениваясь опытом и находя новые подходы.

Конспект интегрированного занятия вподготовительной группе «Умники имудрецы»

Вид занятия: смешанный

Организаторы: учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатель

Задачи:

  1. Коррекционно-развивающие:

‒ развивать зрительное восприятие, глазодвигательные и прослеживающие функции;

‒ развивать графомоторные навыки детей при работе с клеткой, выполняя инструкции на слух;

‒ тренировать детей в умении ориентироваться в пространстве по схемам в нахождении заданного объекта.

  1. Образовательные:

‒ учить детей понятию «условная мера», измерять крупу мерками разной величины;

‒ тренировать детей в умении рисовать «паспорта» фигур по образцу;

‒ упражнять в счете в пределах 10, в умении называть «соседей» названных чисел;

‒ развивать логическое мышление детей при работе со счетными палочками.

  1. Воспитательные:

‒ продолжать развивать у детей воображение, соревновательный интерес

‒ воспитывать желание помочь друг другу, умение радоваться успехам других детей.

Материалы иоборудование:

Игровизоры, маркеры по количеству детей в подгруппе; 2 миски с крупой, мензурка, ложечка на каждого ребенка; схемы помещения группы с индивидуальным заданием, картинки с контуром домашнего животного; набор счетных палочек на каждого ребенка; комплект цифр от 1 до 10; листы бумаги на каждого ребенка, разделенные на 4 части, объемные и плоскостные фигуры.

Ход занятия:

Организационный имотивационный момент:

— Ребята, совсем скоро вы пойдете в школу! Какими нужно быть, чтобы хорошо учиться? (ответы детей). Тогда давайте устроим соревнования двух команд. Одна будет называться «Умники», а другая — «Мудрецы».

Дети делятся на 2 подгруппы. Сначала занятие проводится одной подгруппой, затем — с другой. Для каждой команды заранее готовятся ордена, для «Умников» — с большой буквой «У», для «Мудрецов» — с большой буквой — «М». За каждое правильно выполненное задание, каждый участник команды получает свой орден.

1 Задание «Нарисуй изображение домашнего животного на клетках по словесной инструкции педагога». Дети садятся за столы в соответствии со зрительным диагнозом, нагрузкой и окклюдорами, им раздаются игровизоры, маркеры и салфетки.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2846.JPG

Раздача орденов правильно выполнившим задание детям.

Зрительная гимнастика из 5 упражнений под музыку:

‒ поглаживание двумя пальцами кожу около глаз круговыми движениями;

‒ поморгать веками, затем закрыть глаза, подставив к источнику света. Выполнять несколько раз;

‒ широко распахнуть глаза, а затем сузить их в тонкую щелочку. Выполнять несколько раз;

‒ круговыми движениями глаз «рисовать» круг в воздухе. Выполнять несколько раз в каждую сторону;

‒ закрыть глаза и выполнять движения под закрытыми веками: вверх, вниз, вправо, влево. И так несколько раз.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2855.JPG

2 задание «Измерь спомощью условной меры количество пшена вмиске». Дети садятся за столы в соответствии со зрительным диагнозом, нагрузкой и окклюдорами. На каждого из них раздаются миски с пшеном, пустые миски, и две условные мерки: мензурка и мерная ложечка. Вопросы воспитателя:

‒ Как называется крупа в миске?

‒ Как узнать, сколько пшена в миске?

‒ Что нужно для этого сделать?

‒ Чем можно измерить пшено?

Детям предлагается измерить пшено сначала с помощью мензурки, затем с помощью меной ложечки, при этом на каждую отмеренную мерку выставлять на стол по 1 матрешке.

‒ Сколько матрешек получилось после измерения мензурками?

‒ Сколько матрешек получилось после измерения мерными ложечками?

‒ Где матрешек больше? Почему?

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2872.JPG

Раздача орденов правильно выполнившим задание детям.

3 задание «Найди картинку домашнего животного вгруппе, отмеченного на схеме». Дети получают схемы группы, где отмечено местоположение его картинки, ищут их и находят. При необходимости получают подсказки взрослого.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2897.JPG

Раздача орденов правильно выполнившим задание детям.

4 Задание «Измени фигуру». На столах перед каждым ребенком лежат наборы счетных палочек. Вопросы-задания педагога:

‒ Сделайте на столе из 3-х палочек треугольник;

‒ Добавьте к нему еще 2 палочки так, чтобы получилось уже 2 треугольника;

‒ Добавьте к ним еще 2 палочки так, чтобы получилось 3 треугольника;

‒ Посчитайте, сколько вершин у 3-х треугольников. Найдите и покажите их.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2917.JPG

Раздача орденов правильно выполнившим задание детям.

Физминутка «Живые цифры»

Дети выбирают карточки с цифрами от 1 до 9. Необходимо найти и назвать соседей указанной цифры, встав правильно — слева или справа от нее.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2922.JPG

5 задание «Нарисуй «паспорт» фигуры». Каждый ребенок получает объемную фигуру, по которой необходимо нарисовать ее «паспорт» — вид спереди, вид сбоку, вид сверху и правильно расположить их на листе бумаги, разделенного на 4 части.

C:\Детсад\Интегрир. занятие.фото\С Бочкаревой\IMG_2925.JPG

Раздача орденов правильно выполнившим задание детям.

Итог занятия — подсчитываются ордена каждого ребенка в подгруппе, выявляется победитель, а затем подсчитываются ордена целой подгруппы и сравниваются между двумя подгруппами. Определяется подгруппа-победитель.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, раздача орденов, задание, зрительный диагноз, лист бумаги, миска, палочка, подгруппа, пшено, стол.

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Задать вопрос