Из опыта работы над текстами по специальности
Автор: Абаева Нино Черменовна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 01.06.2017
Статья просмотрена: 39 раз
Библиографическое описание:
Абаева, Н. Ч. Из опыта работы над текстами по специальности / Н. Ч. Абаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2528/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современных обстоятельствах процесс обучения студентов в техническом вузе должен быть ориентирован на развитие профессиональной направленности, которое невозможно без обучения языкам и русскому языку в частности. Наличие определённого уровня грамотности обусловливает образовательный базис профессиональной направленности студентов технического вуза, следовательно, его формирование должно выступить основой для дальнейшего развития компетентности будущих инженеров, должно отвечать запросам рынка труда и стратегическому плану развития страны на перспективу. Эти причины определяют приоритеты в обучении студентов подходам и способам разрешения возникающих в реальной деятельности проблемным ситуациям [1], включая умения находить, обрабатывать и эффективно использовать новую информацию, успешно работать в коллективах. Одним из способов формирования профессиональной компетенции студентов являются конкретные методы использования проблемных ситуаций при работе с текстами по специальности, применяемые на занятиях в высших учебных заведениях.
В качестве примера можно привести учебную минидискуссию, основанную на проблемной ситуации, поставленной преподавателем. Этот вид работы может осуществляться и на основе учебных текстов, предлагаемых студентам в процессе обучения, и на темах, обсуждаемых в ходе учебного процесса: «Проблемы молодежи», «Молодежь и наука», «Человек и окружающая среда» и т. п.
Поставленная проблема может быть предъявлена студентам и в виде учебного текста, в нём самом и в сопровождающем его учебно-методическом аппарате.
В этом случае обсуждению этих ситуаций предшествует подготовительная работа преподавателя, направленная на подготовку материала и обеспечение студентов определёнными знаниями, без которых они не смогут решить проблему, заявленную в тексте. Например, тексты «Альтернативные источники энергии», «Перспективы развития нанотехнологий» и т. п.
Приведем примеры работы с текстами по электроэнергетике и энергосбережению. Отобрав текст или группу текстов, преподаватель составляет круг вопросов, которые вводят студентов в общую проблематику занятия. Например, обсуждая проблемы, связанные с развитием электроэнергетики и создания альтернативных источников энергии, преподаватель предлагает обдумать следующие вопросы: 1) Какие традиционные источники энергии существуют в мире? 2) Существуют ли экологические проблемы, связанные с использованием энергии? 3) Какими источниками энергии обладает Узбекистан? 4) Какие альтернативные источники энергии существуют в мире? 5) Использование каких альтернативных источников энергии возможно в Узбекистане? 6) Какова экономическая целесообразность использования альтернативных источников энергии? 7) Ваше мнение по поводу дальнейшего развития энергетики в мире и её перспективах. Подобного рода вопросы задаются на дом и позволяют учащимся поразмышлять над поставленными в текстах проблемами.
С целью эффективного усвоения языковых средств, необходимых для коммуникации в условиях работы с подобными текстами, используются лексико-грамматические задания. Например, учащимся предлагают лексические задания, вводящие актуальную лексику текста, необходимую для его понимания и воспроизведения.
После выполнения лексико-грамматических упражнений и обсуждения вопросов, поставленных преподавателем и заданных на дом, учащиеся знакомятся с текстом. Например: Текст 1.
Солнце.
Количество солнечной энергии, которое достигает Земли в течение одного года, в 15 000 раз больше ежегодного потребления энергии в мире. Излучение Солнца невообразимо велико — 380 000 000 000 000 000 000 000 000 Вт.
Ежегодное количество энергии, полученной от Солнца, меняется в зависимости от географического положения на земном шаре.
Энергия солнечного излучения экологически чистая, не способная нанести ни малейшего ущерба окружающей среде. Нет ни углекислого газа, ни загрязняющих атмосферу и землю продуктов сгорания, тем более, радиоактивных отходов.
Превращение солнечного излучения в энергию, необходимую для этих целей, долгое время стоило дорого. Но, благодаря устойчивому увеличению потребления энергии во всем мире и ограниченному количеству ископаемого топлива, ситуация может и должна измениться. Ученые и инженеры разрабатывают новые конструкции солнечных элементов, и цена на них постоянно падает. Природа дала нам идеальный, неиссякаемый и чистый, источник энергии — Солнце, и наша задача — научиться им эффективно пользоваться.
Затем даются тексты о других источниках энергии и предлагается выполнить послетекстовые задания.
Задание. Заполните таблицу и сравните Солнце, ветер, воду и биомассу как источники энергии. Какой источник наиболее подходит для вашей местности?
Энергоисточник |
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
На данном этапе можно отметить, что при работе с несколькими текстами задачи, данные студентам усложняются. Им следует трансформировать тексты в виде тезисов, а затем объединить информацию в виде тезисного плана. Затем идет работа по таблице (Т-таблица) Итогом является задание творческого характера (можно оформить в виде диаграммы Венна), но которое также содержит проблемное ситуация — выбрать источник энергии, подходящий для вашей местности. Студенты, приехавшие из разных уголков Узбекистана, разбирают конкретные типы местностей (горы, равнины, пустынные и безводные) и обосновывают преимущество использования тех или иных источников энергии. [2]
Работа на занятии может проходить как в форме вопросно-ответной беседы, так и в виде различного рода дискуссий, когда группа делится на подгруппы, каждая из которых отстаивает своё мнение. Возможен и вариант выступления одного учащегося с защитой своей точки зрения по данному вопросу.
Интересным является и такой вид работы, когда один из учащихся берется отстаивать заведомо спорную или неправильную точку зрения, а оппонентами являются студенты группы (например, «нет необходимости затрачивать большие средства на охрану окружающей среды, природа обладает достаточными возможностями самоочищения и восстановления своих ресурсов»).
Итогом является использование полученных знаний в новых ситуациях: в форме беседы-дискуссии, в виде проблемных монологов, высказываний по определённым аспектам проблемы, в устных рефератах, в беседах за круглым столом. Причём заинтересованность учащихся в обсуждении подобного рода вопросов значительно возрастает, что связано, во-первых, с важностью поставленных перед ними задач, и, во-вторых, наличием у них определенной лексической и грамматической подготовки. То есть, владея материалом, они более свободно вводят в речь полученные знания.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к выводу, что использование проблемной ситуации на занятиях по русскому языку помогают учащимся ввести языковой материал в речь, значительно активизировать языковую практику развивать различные виды письменной речи
Литература:
- В. М. Соколов. Инновационные технологии в образовании: стимулы и препятствия. Вестник ННГУ. Выпуск 1(6). 2005. Стр. 203.
- Абаева Н. Ч. Методические разработки по развитию навыков устной и письменной речи на материале текстов по энергосбережению (для студентов-бакалавров I курса. Ташкент, 2013 г.