К вопросу об истории школьного экономического образования в России
Автор: Раков Александр Евгеньевич
Рубрика: История образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 05.07.2017
Статья просмотрена: 1930 раз
Библиографическое описание:
Раков, А. Е. К вопросу об истории школьного экономического образования в России / А. Е. Раков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2642/ (дата обращения: 20.12.2024).
Зарождение экономического образования в России ученые связывают с началом XVIII века — периодом зарождения капиталистического строя в России. Экономические и политические преобразования Петра I вызвали изменения и в общественном укладе, выразившиеся в потребности в специально подготовленных кадрах. В период правления Петра I были открыты первая гимназия, множество школ, была организована Славяно-греко-латинская академия, которые готовили кадры для армии, флота, промышленности и торговли. Были составлены первые учебники по основным предметам, в том числе изучались первые понятия экономического анализа, раскрывались вопросы обмена, форм стоимости и другие экономические вопросы, был определен предмет экономической науки.
Особенно важным является открытие в 1725 году Академии наук. Науки, которые преподавались в академии, были разделены на три класса: математический (математика и астрономия, механика, география и навигация), физический (физика, химия, анатомия и ботаника) и гуманитарный (история, красноречие, право, политика и этика). В курсе политики преподавался курс «Политической экономии» [4].
Значительный вклад в развитие экономической науки внес выдающийся русский ученый и мыслитель М. В. Ломаносов, который также является основоположником экономической статистики и экономической географии в России. Он был сторонником издания экономической газеты, где публиковались материалы о российском производстве, сельском хозяйстве, торговле. Также он стоял у истоков создания в России Вольного экономического обществ, которое было открыто 15 сентября в 1763 году. Общество должно было способствовать развитию сельского хозяйства в России [3].
Во времена правления Екатерины II был составлен план обшей учебной реформы «Генеральный план гимназий, или государственных училищ» (1766). Авторы проекта предлагали учреждение во всех губерниях и важнейших провинциях страны государственных гимназий. Гимназии предлагалось разделить по сословному принципу на четыре категории: училища для ученых людей, военные, гражданские и купеческие училища. В этот период открываются коммерческие и реальные гимназии, училища, пансионы. В учебных планах этих учреждений включались предметы экономического цикла, такие как экономия (садоводство, земледелие, домостроительство), политическая экономия, бухгалтерия, статистика, коммерческая и экономическая география, технология, теория коммерции, коммерческая арифметика [3,4].
В начале XIX века в России издается фундаментальный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства». Изучение этого труда в первой четверти XIX века стало обязательным элементом аристократического воспитания, университетского и гимназического образования. На начало XIX столетия приходится организованное становление российской экономической науки, и в 1804 году в Академии наук России были созданы отделения статистики и политэкономии. В 1806 году в Москве был издан первый учебник по политической экономии А. Шлецера, в 1806–1808 годах в Санкт-Петербурге начал издаваться первый в России «Статистический журнал», где публиковались работы видных экономистов и государственных деятелей. В дореволюционной России экономическое образование осуществлялось через мануфактурное обучение в школах при заводах и фабриках и специальных коммерческо-экономических школах.
Октябрьская революция 1917 года прервала динамику развития коммерческого образования в России, и идеологической парадигмой стало учение о воспитании «нового человека» социалистического общества. Экономические знания в советской общеобразовательной школе были представлены главным образом в рамках предмета «обществоведение» и частично в курсе экономическая география. Преподавание обществоведения в школе было введено в 1920-х годах и включало в себя сведения об истории, экономике и праве. Этот предмет был призван сформировать у учащихся цельное марксистское мировоззрение. В блоке «экономика» здесь изучались вопросы организации промышленного и сельскохозяйственного труда (ремесло, кустарничество, мелкое крестьянское хозяйство), экономические связи между городом и деревней. В середине 1930-х годов обществоведение как учебный предмет в общеобразовательной школе было упразднено и появилось вновь только с 1962–63 учебного года [2].
Особый интерес в этот период имеет опыт А. С. Макаренко, поскольку проблемы экономического воспитания нашли широкое отражение в теории и практике его деятельности. В его трудах мы можем наблюдать не только теоретическое обоснование, но и практические рекомендации по осуществлению экономического воспитания в трудовой деятельности коллектива. Основные экономические явления и понятия его времени имели значение не только для обоснования определенных принципов педагогической деятельности, но и нашли практическое воплощение в работе производственных коллективов воспитанников. Значительное место в педагогическом наследии А. С. Макаренко занимают вопросы хозяйственного расчета. Он считал, что хозрасчет дает не только определенный результат хозяйственной деятельности, но и воспитательные результаты. Уже на первом этапе своей хозяйственно-воспитательной деятельности А. С. Макаренко ставил целью не только зарабатывание воспитанниками денежных средств, но рачительное распоряжение ими, формировал у них разумные потребности. Важно было не только хорошо питаться, но и направлять средства на совершенствование учебного процесса, создание культурной среды. «Мы уже имели возможность не только хорошо есть и одеваться, — вспоминал А. С. Макаренко, — но и усиленно пополнять наше школьное хозяйство, библиотеку, имели возможность построить и оборудовать хорошую сцену; мы за эти деньги приобрели инструменты для духового оркестра, киноаппарат, все то, что в 20-х годах мы не могли иметь ни по какой смете» [1].
А. С. Макаренко совершенно справедливо считал необходимым для подготовки высококвалифицированного рабочего не только воспитание трудовых навыков, но и осуществление теоретической экономической подготовки. Чтобы научить воспитанников рационально хозяйничать и повысить их общий политический уровень, в коммуне были созданы специальные производственные кружки, которые охватывали всех коммунаров. В частности, большой интерес вызывал в коммуне кружок экономики производства. Он имел целью дать основы знаний по политэкономии, по проблемам экономического развития страны, по некоторым вопросам экономики производства коммуны, познакомить с вопросами себестоимости, с условиями договоров производства, выявить непроизводительные расходы заводов коммуны и причины, их порождающие. Участники этого кружка проводили экскурсии на другие производства. Их интересовало сравнительное изучение вопросов расценок и зарплаты, различных ее систем. Таким образом, коммунары совершенствовали экономическую деятельность своей коммуны и заводов. [1]
Усиление интереса к экономическому образованию учащихся в 60–70-х годах XX века связано с исчерпанием экстенсивных факторов развития советской экономики и поиск путей его интенсификации. Требовался не только трудолюбивый и исполнительный работник, но и рачительный хозяин социалистической собственности, принимающий активное участие в управлении производством.
В это время ряд философов (Б. И. Иткин, В. Д. Попов) предложили выделить экономическое воспитание из трудового, так как оно не предполагало в качестве воспитательных задач развитие интереса и потребности в экономической деятельности, экономического мышления, а также привитие важных качеств личности, таких, например, как бережливость, практицизм, предприимчивость. Ряд советских экономистов (Л. Е. Эпштейн, Л. Н. Пономарев), проанализировав факторы коммунистического воспитания, пришли к выводу, что экономическое воспитание является важным резервом развития народного хозяйства.
В 70–80 годы XX века такие ученые, как А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Л. П. Кураков, И. С. Сасова Б. П. Шемякин, А. Т. Шпак и другие в своих работах разрабатывают понятийный и категорийный аппарат экономического воспитания, изучают практические направления его использования.
Во второй половине 80-х годов XX века содержание школьного курса, было пересмотрено с учетом требований, которые были вызваны процессами демократизации общества. В это время на начальной ступени школьного образования вводиться предмет «Окружающий мир», в 5–7 классах преподается три курса истории: всемирная история, история народов России, история отдельных национально-государственных образований, в 8–11 классах вводится курс «Человек и общество». В конце 1980-х годов был введен школьный курс «Основы производства. Выбор профессии», который знакомил учащихся с политехническими и экономическими основами современного производства. Определенным барьером в реализации экономического воспитания в данный период можно считать нерешительность и неполное понимание целей экономического образования учителями. Исследования данной ситуации вскрывали недостаточную подготовленность учителей к экономическому просвещению и воспитанию учащихся, а также психологические барьеры, которые препятствовали качественной подготовке преподавателей.
Изучение экономики в качестве отдельного предмета началось в российских школах с 1991–92 учебного года. Становление школьного образования шло в сотрудничестве ведущих российских вузов, таких как Высшая школа экономики, Московский государственный университет, с образовательными организациями Европы и США.
За три десятилетия осуществления экономического образования в России проделана большая работа по развитию нормативного и учебно-методического обеспечения школьного предмета «экономика». Разработаны учебные программы, учебники и пособия для старших классов общеобразовательных организаций. Наиболее проблематичным остается учеб-но-методическое обеспечение экономического образования в 5–6 классах. Для этой ступени практически отсутствуют учебные программы и учебные пособия. В значительной степени это можно объяснить тем, что действующий стандарт предусматривает изучение экономики в качестве отдельного предмета только в 10–11 классах. Что касается федерального компонента стандарта по обществознанию для основного общего образования, то примерная программа, составленная Минобрнауки на его основе, отводит на изучение экономики в рамках курса «Обществознания» 28 часов за четыре года обучения [2].
В 2006 году в общеобразовательных школах России было введено профильное обучение, которое позволило на старшей ступени открывать профильные классы, в том числе и социально-экономические, с обязательным изучением экономики. При этом практика показала, что в российской школе изучаются такие разделы экономики, как микроэкономика, макро-экономика, мировая экономика, а также предпринимательство, поведение потребителя, финансы, аспекты бизнеса [4].
Многие ученые и экономисты России говорят о необходимости выделения экономики из интегративного курса обществознания. Так, например, профессор ВШЭ Л. Л. Любимов высказывается по поводу интегративного курса: «Категорически недопустимо продолжение практики ухода за братской могилой» так называемого интегративного курса «Обществознания». Нам не известен ни один модуль в таких курсах, который бы содержательно отвечал бы элементарным требованиям современной экономической науки» [4].
Главная роль решения этих проблем принадлежит Министерству образования и науки Российской Федерации. В связи с этим хочется отметить необходимость изменения политики Минобрнауки по отношению к школьному курсу экономики, который во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития является обязательным предметам в учебных планах школ [2].
Литература:
- Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. — 1-е изд. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. — 131 с.
- Михеева С. А. Становление школьного экономического образованимя // Вопросы образования. — 2010. — № 2. — С. 136–151.
- Российская академия наук. Историческая справка. // РАН. История. URL: http://www.ipme.nw.ru/mirrors/PRAN/history/historyb.htm#XVIII (дата обращения: 11.02.2017)
- Урванцева С. Е. Школьное экономическое образование в России и за рубежом. // Экономика в школе. — 2011. — № 2. — С. 75–86.