Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Автор: Лапицкая Юлия Сергеевна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 10.08.2017
Статья просмотрена: 1613 раз
Библиографическое описание:
Лапицкая, Ю. С. Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Ю. С. Лапицкая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2677/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается содержание понятия «субъектная позиция», раскрываются сущностные характеристики её компонентов. Автором описаны социально-психологические особенности учащихся со статусом детей-сирот и статусом детей, оставшихся без попечения родителей.
Раскрывается роль становления субъектной позиции в контексте успешного профессионального и личностного становления учащихся высших, средних специальных и профессионально-технических учреждений образования из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития общества.
Ключевые слова: субъектная позиция, субъектность, юношество, учащиеся-сироты, мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты субъектной позиции
В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. актуализируется задача развития социально зрелой, творческой, предприимчивой, инициативной, ответственной, самостоятельной личности, способной успешно социализироваться в современном обществе. Подчеркивается необходимость сформировать умения и навыки деловой активности молодежи, готовой к эффективной трудовой и профессиональной деятельности, принятию осмысленных решений, развитию и процветанию Республики Беларусь [6].
Современный образ личности предполагает способность к самоопределению в ситуации динамичности происходящих процессов, участие в преобразующей и созидательной деятельности, потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Успешность взрослого человека сегодня ассоциируется с ярко выраженными проявлениями его субъектности, наличием у него устойчивой субъектной позиции.
Отсутствие субъектной позиции у юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишает их возможности быть активными деятелями собственной жизни, что может препятствовать их личностному и профессиональному самоопределению.
Особую актуальность эта проблема приобретает в юношестве — времени выбора жизненного пути, создания семьи, для юношей, возможно, — службы в армии. На юношеский период приходится завершающий этап образования по выбранной специальности и начало одной из основных стадий профессионализации.
Период юности является самым благоприятным для становления субъектной позиции личности, т. к. в этом возрасте происходит устойчивая концептуальная социализация, формируется характер, вырабатываются свойства личности [3].
Отдельные вопросы исследования субъектной позиции у учащейся молодежи отражены в работах, посвящённых формированию субъектной позиции курсантов (Н. Щукина), студентов языкового вуза (Н. Пронина) и неязыкового вуза (Н. Иванцова), студентов педагогических вузов (А. Лебедев, А. Гогоберидзе,), в процессе последипломного образования (А. Акулинина), в волонтерской деятельности (А. Богданова), в процессе изучения дисциплин педагогического цикла (О. Цымбал).
Вместе с тем изучение субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще не было предметом специального исследования.
Субъектная позиция учащегося — это «сложная, интегративная характеристика личности субъекта, отражающая его активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом» [1, с. 16]. Её составляющими являются следующие компоненты: мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный. Мотивационно-ценностный компонент выражается через осознанность выбора будущей профессии, личностный смысл ценностей, учебно-познавательные мотивы и интересы. Отношенческий компонент проявляется через систему субъектных отношений учащегося и взаимоотношений его с миром, людьми, самим собой. Эти два компонента субъектной позиции определяют стратегию жизнедеятельности и поведения молодых людей. Регулятивно-деятельностный компонент характеризует реализацию этой стратегии и проявляется в практической деятельности по самоопределению, самовыражению и саморазвитию юношей и девушек [1, с. 35].
В самом общем виде субъектная позиция учащейся молодёжи — это позиция личностного и профессионального саморазвития. Субъектная позиция развивает индивидуальность, авторство, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; характеризует способ личностного и профессионального существования человека [1, с. 18].
Субъектная позиция проявляется в заинтересованно активном отношении к жизни, к людям, к себе, а также к себе в жизни, в профессии, в семье. Субъектная позиция отражает, прежде всего, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию и находит выражение в таких характеристиках личности, как ценностное отношение, автономность, творчество, внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности, инициативность, рефлексивность, стремление к саморазвитию и самоактуализации, интерес, свобода выбора.
Сформированная субъектная позиция молодых людей в период юношества является залогом их реализации в будущем. Именно учащиеся с развитой субъектной позицией могут в полной мере использовать потенциал современного образования, а в дальнейшем развивать свою субъектность в процессе профессионального и личностного совершенствования (Ф. И. Блиева, Г. А. Аксенова, Н. М. Борытко, В. П. Бедерханова и др.).
Субъектная позиция обеспечивает молодым людям социальную и профессиональную устойчивость, помогает осознанно планировать этапы своего профессионально-личностного пути, вступать в разнообразные отношения с окружающим миром, самоактуализироваться [4, с. 3].
Нерешенность экзистенциальных проблем, вопросов, связанных со смыслом жизни, ответственностью за свое решение, свободой, определяет трудности становления личности учащихся-сирот. Процесс профессионального самоопределения юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто протекает стихийно, так как он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (значимое ближайшее окружение), позволяющих человеку быть профессионально ориентированным. Поэтому многие обучающиеся-сироты не имеют четкого представления о выбранной профессии, интересы и способности зачастую не связаны с профилем будущей деятельности [8].
Категория студентов и учащихся ссузов и птузов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется слиянием двух социальных статусов. Положение и особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соединяясь с проблемами учащейся молодежи (трудности, связанные с обучением и различными сторонами жизнедеятельности — друзья, семья, быт; социально-профессиональная ориентация и адаптация рынке труда) способны взаимно усиливаться. Для юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свойственны такие группы социально-психологических проблем, как:
1) отсутствие опыта и навыков формализованного общения;
2) проблемы выстраивания неформальных межличностных отношений;
3) неразвитость или отсутствие мотивации к обучению;
4) «отчуждение своего опыта» — феномен неприятия событий собственной жизни;
5) иждивенческая установка по отношению к обществу — «Нам все обязаны и должны»;
6) отсутствие позитивного опыта жизни в семье;
7) обезличивание (желание не выделяться из общей массы), обусловленное низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;
8) отсутствие нравственного иммунитета к условиям асоциальной среды [3].
Существенными личностными характеристиками учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: несоответствие хронологического и психологического возраста; пассивная жизненная позиция; отсутствие целенаправленных действий для достижения определенного результата; ощущение чувства одиночества; бедная и уплощённая эмоциональная сфера; искажение границ психологического пространства личности (зависимость от внешнего воздействия, принятие роли жертвы); склонность к психологическому слиянию (несамостоятельность в принятии решений, ориентация на референтную группу, отсутствие авторства по отношению к собственной жизни); несформированность временной перспективы (нереалистичность будущего) [5].
Одной из специфических психологических проблем является характерное для таких молодых людей «сиюминутное» проживание жизни. Это проявляется в том, что отдельно пережитые эпизоды не становятся событиями жизни и не входят в личный психологический опыт. В результате происходят отклонения от развития адекватной самооценки и соответствующего ей уровня притязаний [7, с. 21].
Обучающимся-сиротам свойственна недостаточная социальная зрелость, выраженная в отсутствии готовности к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, нежелании взрослеть, принимая на себя всю полноту ответственности за жизненный выбор. Успех в социуме они связывают не столько со своими способностями и личной инициативой, сколько с внешними, не зависящими от них обстоятельствами. У данной категории учащихся обнаруживается очень низкое сознание внешних и внутренних условий, резервов, способов осуществления, достижения своих целей и планов [8].
Характерной особенностью индивидуального психологического развития учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является эмоциональная неустойчивость: сниженная способность противостоять стрессовым нагрузкам, повышенная склонность к страхам, беспокойству, тревожности, быстрой смене настроения, чрезмерная импульсивность и аффективная вспыльчивость. У определенной части обучающихся-сирот наблюдается постоянное состояние фрустрации, и они предрасположены к невротическим срывам. Основная направленность положительных эмоций — получение все новых и новых удовольствий [4, с. 16].
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления наблюдаются в сфере социального взаимодействия. У юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональных привязанностях. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им зачастую свойственны упрямство, замкнутость, негативизм, заторможенность [2, с. 38].
Система мотивации обучающихся-сирот характеризуется ограниченностью, единообразием, привязанностью к непосредственной жизненной ситуации. Преобладают мотивы избегания неприятностей и «мотивы сегодняшнего дня» в противовес мотивам отдаленной перспективы, которые оказываются слабо выраженными. Для них характерны иллюзия неограниченности будущего, произвольное насыщение будущего малореальными и даже мифическими событиями, оторванность будущего от прошлого и настоящего. Настоящее аморфно, «размыто», сироты не видят его связи с прошлым. Отсутствие четких представлений о своем прошлом препятствует становлению профессиональной и личностной перспективы будущего [7, с. 19].
В структуре ценностных ориентаций учащейся молодёжи из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доминируют внепрофессиональные и внеобразовательные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности [8].
Кроме того, в большинстве своем, учащиеся-сироты не проявляют заинтересованности к событиям общественной жизни страны и общечеловеческим проблемам в отличие от их сверстников из обычных семей. Для них мало значимы общественное признание, отношения окружающих, самовоспитание, самосовершенствование, деятельность на пользу другим, возможность заняться работой, соответствующей их интересам, способностям [5].
Таким образом, анализ социально-психологических особенностей и проблем юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что у большинства из них недостаточно сформирована субъектная позиция. Успех профессионального и личностного становления таких молодых людей зависит от формирования и развития у них особого отношения к себе и своему будущему, способствующего выстраиванию и реализации жизненных планов, а также развитию собственной активности во всех сферах жизнедеятельности.
Литература:
- Аксёнова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01; 19.00.07 / Г. И. Аксёнова; Моск. пед. гос. ун-т. — М., 1998. — 43 с.
- Березин С. В. Социальное сиротство: дети и родители: материалы к курсу «Педагогическая психология» / С. В. Березин, Ю. Б. Евдокимова. — Самара: Универс-групп, 2003. — 52 с.
- Ермакова Л. В. Социальная работа со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возможности её совершенствования [Электронный ресурс] / Л. В. Ермакова // Сибирский федеральный университет. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s5/s5_16.pdf. — Дата доступа: 26.07.2017.
- Лобанова С. А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Лобанова; Кубан. гос. ун-т. — Краснодар, 2009. — 25 с.
- Микелевич Е. Б. Особенности Я-концепции сирот в условиях интернатного учреждения и в постинтернатный период [Электронный ресурс] / Е. Б. Микелевич // Личность — слово — социум. — Режим доступа: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2008/203-lichnost-otnosheniya/5713-osobennosti-yakontseptsi.html. — Дата доступа: 22.07.2017.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22 февр. 2016 г., № 9 // Министерство образования Республики Беларусь. — Режим доступа: http://edu.gov.by/page-25131. — Дата доступа: 20.07.2017.
- Уманская Е. Г. Развитие личности в условиях депривации: монография / Е. Г. Уманская. — М.: Прометей, 148 с.
- Халимова Н. М. Личностный адаптационный потенциал обучающихся-сирот в колледжах хакасского государственного Университета им. Н. Ф. Катанова [Электронный ресурс] / Н. М. Халимова, Е. А. Бабицкая, Е. А. Назмутдинова, Л. А. Ворожцова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 3–4. — Режим доступа: http://publikacia.net/archive/2017/3/4/41. — Дата доступа: 22.07.2017.
Ключевые слова
мотивационно-ценностный, субъектность, юношество, субъектная позиция, учащиеся-сироты, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты субъектной позицииПохожие статьи
Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Психологическая защищенность детей — сирот, определяется как относительно устойчивое и положительное эмоциональное осознание индивидом возможности удовлетворения своих потребностей и обеспечения собственных прав в любой неблагоприятных ситуации. Псих...
Основные процессы социальной адаптации детей в период дошкольного возраста
Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с о...
Исследование и развитие образовательно-эмоционального интеллекта, культуры обучающихся в теоретической и практической педагогике как необходимая часть социально-общественного школьно-образовательного пространства
В данной статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта (ЭИ), культуры обучающихся в социально-общественном и школьно-образовательном пространстве. Представлен исследовательский анализ наличия, понимания, осознания, восприятия, ощущения, ...
Личностная зрелость как компонент психолого-педагогической готовности студентов к осознанному родительству
Статья посвящена проблеме личностной зрелости студентов как фундамента для формирования осознанной позиции в родительстве. В статье проведен теоретический обзор работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме личностной зрелости и осоз...
Реверсивное наставничество как средство развития организаторских и коммуникативных склонностей у обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности
В данной статье представлена практика реверсивного наставничества, в которой студенты педагогических вузов становятся наставниками для обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности с целью развития их организаторских и коммун...
Особенности реализации педагогических условий в процессе формирования предметных компетенций учащихся
В статье рассматриваются особенности реализации педагогических условий, способствующих формированию предметных компетенций учащихся. Под понятием «педагогические условия» понимается совокупность объективных возможностей, обстоятельств, которые сопров...
Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР»
Несомненно, что взгляды передовой общественности сегодня устремлены на проблемы и трудности воспитания подрастающего поколения XXl века. Очевидно то, что на современном этапе динамично меняющегося исторического времени востребованы новые подходы к во...
Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения
В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...
Воспитание и развитие дошкольников в детском саду
В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образов...
Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации
В статье рассматриваются конституционно-правовые основы прав инвалидов в России, автором раскрываются понятие, сущность, и основные элементы конституционно-правовой статуса инвалидов в России. Анализ основных положений теории общего правового статуса...
Похожие статьи
Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Психологическая защищенность детей — сирот, определяется как относительно устойчивое и положительное эмоциональное осознание индивидом возможности удовлетворения своих потребностей и обеспечения собственных прав в любой неблагоприятных ситуации. Псих...
Основные процессы социальной адаптации детей в период дошкольного возраста
Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с о...
Исследование и развитие образовательно-эмоционального интеллекта, культуры обучающихся в теоретической и практической педагогике как необходимая часть социально-общественного школьно-образовательного пространства
В данной статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта (ЭИ), культуры обучающихся в социально-общественном и школьно-образовательном пространстве. Представлен исследовательский анализ наличия, понимания, осознания, восприятия, ощущения, ...
Личностная зрелость как компонент психолого-педагогической готовности студентов к осознанному родительству
Статья посвящена проблеме личностной зрелости студентов как фундамента для формирования осознанной позиции в родительстве. В статье проведен теоретический обзор работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме личностной зрелости и осоз...
Реверсивное наставничество как средство развития организаторских и коммуникативных склонностей у обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности
В данной статье представлена практика реверсивного наставничества, в которой студенты педагогических вузов становятся наставниками для обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности с целью развития их организаторских и коммун...
Особенности реализации педагогических условий в процессе формирования предметных компетенций учащихся
В статье рассматриваются особенности реализации педагогических условий, способствующих формированию предметных компетенций учащихся. Под понятием «педагогические условия» понимается совокупность объективных возможностей, обстоятельств, которые сопров...
Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР»
Несомненно, что взгляды передовой общественности сегодня устремлены на проблемы и трудности воспитания подрастающего поколения XXl века. Очевидно то, что на современном этапе динамично меняющегося исторического времени востребованы новые подходы к во...
Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения
В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...
Воспитание и развитие дошкольников в детском саду
В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образов...
Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации
В статье рассматриваются конституционно-правовые основы прав инвалидов в России, автором раскрываются понятие, сущность, и основные элементы конституционно-правовой статуса инвалидов в России. Анализ основных положений теории общего правового статуса...