Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития образовательных комплексов (детский сад — школа)
Авторы: Токарев Алексей Алексеевич, Федорова Галина Алексеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 23.09.2017
Статья просмотрена: 1122 раза
Библиографическое описание:
Токарев, А. А. Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития образовательных комплексов (детский сад — школа) / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2698/ (дата обращения: 18.12.2024).
В современном процессе развития образовательного комплекса утвержден нормативный документ, который должен быть разработан каждой образовательной организацией, независимо от статуса и уровня образования — программу развития образовательной организации.
Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в обязанности и ответственность образовательной организации входит «разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации» [1].
Программа развития — это управленческий документ, определяющий стратегические цели, задачи и способы их реализации. Программа развития содержит в себе конкретные индикаторы устойчивого развития образовательного учреждения для каждого объекта.
Разработка Программы развития образовательного комплекса важна как для своевременного и адекватного реагирования на внешние изменения, так и для представления внутренней готовности организации к этим изменениям. Преобразованиям подвержены демографическая ситуация, образовательные потребности детей и их родителей, система финансирования образования, изменения содержания образования, предложение дополнительных услуг. От адекватности и своевременности реакций на эти внешние вызовы во многом зависит авторитет организации и ее будущее.
Программа развития может рассматриваться как особая разновидность плана работы образовательного комплекса, включающая аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование действий, мероприятий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, последовательность этих действий, ответственных исполнителей.
Как и другие документы, связанные с планированием, программа развития способствует преодолению неопределенности и упорядочению совместной деятельности и определяет:
‒ исходное состояние образовательного комплекса;
‒ образ будущего состояния образовательного комплекса;
‒ структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Структура и объем данного документа зависят от выбора образовательной организацией цели и возможностей своего развития.
Программы развития образовательного комплекса стали объектом анализа для решения задач исследования. В программах развития фиксируются направления развития организаций и заявлены измеримые индикаторы развития.
Рассмотрим основные понятия качества и оценки индикаторов устойчивого развития.
Для детей — это обучение в игровой форме. Для детей предшкольного возраста это эффективная подготовка ребенка к школе, обучение без утомления; сохранение здоровья детей как психического, так и физического; поддержание желания детей учиться; обеспечение возможности поступлении в престижную школу; обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т. д.).
Для воспитателей это положительная оценка их деятельности куратором дошкольного учреждения и родителями.
Для куратора, оценка индикаторов — это еще более многогранное явление, включающее:
‒ высокую оценку деятельности педагогов родителями и детьми, повышающую престиж детского сада как фактора сохранения и развития образовательного комплекса;
‒ сохранение здоровья детей;
‒ рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
‒ успешность деятельности педагогов и детей;
‒ полное усвоение образовательных программ, качественная подготовка детей к школе, ГИА, ЕГЭ и пр.
Таким образом, мы можем предположить, что оценка индикаторов — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Под индикаторами мы понимаем доступные наблюдению и измерению характеристики образовательного комплекса, позволяющие судить об уровне ее развития.
Выделяют индикаторы устойчивого развития на основе концепции устойчивого развития.
Для реализации программы устойчивого развития для образовательного комплекса разработан подход, в котором выделены основные направления развития (четыре блока): обновление содержания, создание развивающей образовательной среды, разработка педагогических подходов, формирование контрольно-диагностического пакета (рис. 1).
Рис. 1. Индикаторы устойчивого развития на основе Концепции устойчивого развития ООН [9, C. 3]
Каждый блок состоит из своих ключевых направлений.
Так, например, блок «Создание развивающей экологообразовательной среды» включает:
1) создание и реализацию модели непрерывного экологического образования для устойчивого развития и обеспечения преемственности всех ступеней образования в средней школе;
2) интеграцию общего и дополнительного образования в области ЭОУР;
3) организацию деятельности образовательного учреждения на основе индикаторов устойчивого развития.
Условия, в которых осуществляется образовательный процесс, призваны способствовать не только лучшему усвоению учебного материала, но и личностному росту учащихся (проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремления к знаниям, сотрудничеству в достижении цели, активизации мышления, социальной активности). Для этого создаётся развивающая экологообразовательная среда — среда для построения собственного «Я» на основе взаимообучения, взаимопомощи, сотрудничества. Такая среда строится на субъект-субъектных отношениях между учителем и учеником. Знания, умения, навыки и практические умения, получаемые учащимися в области ЭОУР должны быть личностно значимы для них. Осуществление таких отношений и создание такой среды возможно лишь в рамках эколого-гуманистического подхода, который ориентирован на самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем. При этом должны преобладать подходы, направленные не на всестороннее, а на полное развитие личности детей, проявление их яркой индивидуальности, поскольку в отношении каждого индивида результат педагогического воздействия будет различен. В силу этого образовательный процесс должен строиться с учётом целостной природы ребёнка не только на основе интеллектуальных возможностей, но и на основе образного мышления, творческого воображения, а также с учётом возрастных физиологических и психологических особенностей детей: биологического возраста, базовых потребностей, ведущей деятельности, особенностей восприятия и познавательной деятельности, с обязательной опорой на предшествующие знания и опыт.
Центральным моментом в деятельности учителя является вовлечение каждого ребёнка в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, выработке у детей ответственности за результат обучения. Приоритетным при этом становится не просто получение, а применение знаний на практике, перенос их из одной области в другую, а также связь обучения с жизнью. В связи с этим при работе с детьми приоритет должен отдаваться продуктивным (активным), деятельностным методам обучения, построенным на самостоятельной работе детей, позволяющим организовать учебный процесс для ребёнка как его личную деятельность.
Важным моментом в организации образовательного процесса является использование педагогических технологий, направленных на организацию самостоятельной образовательной деятельности учащихся, совместные размышления и дискуссии. В связи с требованиями современного образования важная роль в организации системы обучения должна отводиться овладению детьми на осознанном уровне учебной деятельностью в единстве всех её компонентов, начиная от постановки учебной задачи, планирования, учебных действий (способов работы) до контроля и самооценки.
Поскольку самосовершенствование и развитие каждого индивида происходит во взаимодействии с другими людьми и средой, важным моментом является ориентация обучения на субъект-субъектные отношения, организация широкого общения со сверстниками, совместной работы и обучения в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, коллективных, групповых форм работы, способствующих развитию коммуникативных качеств обучающихся.
Вследствие построения образовательного процесса на субъект-субъектной основе, учащиеся являются не объектом педагогического воздействия учителя, воспитателя, психолога, а равноправным субъектом образовательного процесса. При этом учитель выступает не столько как источник знаний или контролирующий субъект познания, а главным образом как организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Особую важность в деятельности педагога, психолога, воспитателя имеет организация развивающей помощи детям (не делать что-либо за них, не решать за них те проблемы, с которыми они могут справиться сами, а побудить их к деятельности, ответственности за результат обучения).
Важнейшей составляющей умения учиться, а также овладения различными видами образовательной деятельности является развитие рефлексивных способностей учащихся. Способность к рефлексии напрямую связана с умением отличать известное от неизвестного, адекватно оценивать собственные действия и действия других. В связи с этим важным является внедрение в практику приёмов самоанализа и самооценки учебной деятельности и достижений.
В то же время личностно-ориентированные подходы, основывающиеся на идеях гуманистической педагогики и психологии, опираются в первую очередь на интерес ребёнка в той или иной сфере и направлены на развитие личностных качеств школьников. В этих условиях серьёзной проблемой является возможность отхода от знаний. Развиваясь в собственном индивидуальном темпе, результат социализации каждого индивида в отдельности не будет соответствовать требованиям общества на современном этапе. Личностно-ориентированное образование не может гарантировать то, что каждый индивид может реализовать себя как личность, в то время как компетентностное образование позволяет учащимся не только овладеть знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, но и реализовать их на практике.
Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование, его главные цели. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности, в основе которых лежат ключевые образовательные компетенции.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на базисе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Кроме этого, для реализации надпредметного направления ЭОУР необходим общешкольный подход к образованию для устойчивого развития, который объединит начальную, среднюю и старшую школу не только в урочной, но и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования. В любой деятельности, особенно экспериментальной, очень важны не только оценка полученных результатов, но и чёткое видение основных направлений деятельности и осознание путей их достижения.
В открытом доступе размещены некоторые исследования и опросы основных клиентов образовательного комплекса, дающих представление об уровне удовлетворенности населения образованием и уровне эффективности ее деятельности с точки зрения государства.
Выделим индикаторы устойчивого развития образовательного комплекса на основании работы Ягодина Г. А., Аргуновой М. В. [9].
Изучив материалы данных исследований в целях формирования критериев развития образовательного комплекса, мы сформировали предварительный набор критериев.
Набор индикаторов развития образовательного комплекса был разделен на четыре группы основных критериев, которые в свою очередь состоят из индикаторов, позволяющих определить уровень перехода на качественно новые результаты (табл. 1).
Таблица 1
Индикаторы устойчивого развития образовательного комплекса
Данные индикаторы отображают результаты деятельности, качество образования и удовлетворенность педагогов и родителей. Индикаторы выделены в 4 группы:
‒ Функциональные;
‒ Технологические;
‒ Экономические;
‒ Антропологические.
Все эти индикаторы позволят оценить всесторонне устойчивое развитие образовательного комплекса.
Оценка индикаторов устойчивого развития образовательного комплекса проводится путем анализа экспертных оценок и показателей деятельности учреждения за определенный период. Таким образом, основные подходы к оценке показателей (индикаторов) в методике построены на количественных данных, которые для обеспечения достоверности должны по возможности уточняться за счет запросов в необходимые ведомства, анализа данных из открытых источников, а также итогов реализации Программы устойчивого развития образовательного комплекса.
Устойчивое развитие образовательного комплекса направлено на гармонизацию деятельности всего комплекса в целом и частично согласуется с концепцией устойчивого развития. Если представить образовательное учреждение в виде целостной системы, то данным направлениям будут соответствовать следующие подсистемы:
Материально-техническая подсистема образовательного комплекса включает в себя все, что связано с эксплуатацией и обслуживанием материально-технической базы: здания и сооружения, мебель, техника, автотранспорт, элементы инфраструктуры, перераспределением денежных средств;
Образовательно-научная подсистема включает в себя организацию учебной деятельности: разработка и реализация учебных программ, разработка учебных планов, а также все, что относится непосредственно к самому учебному процессу; организация и поддержку научных исследований, поддержка инновационной деятельности в рамках дополнительного образования;
Социальная подсистема включает в себя всех участников учебного процесса, к которым относятся администрация, инженерно-технические сотрудники, педагогический состав и обучающиеся; внеучебную досуговую деятельность, культурно-массовые мероприятия, информационную поддержку жизни комплекса; работу с учениками и выпускниками;
Управленческая подсистема объединяет административный аппарат, механизмы принятия решений, разработку и утверждение программ развития.
Индикаторы устойчивого развития образовательного учреждения должны отражать экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей современного поколения без ограничения потребностей будущих поколений по удовлетворению собственных потребностей.
Чтобы развитие могло считаться устойчивым, оно должно осуществляться с учетом достижения экономического роста, но при обеспечении его сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни и предотвращения деградации окружающей среды.
Для реализации программы устойчивого развития образовательного комплекса разработан подход, в котором выделены основные направления развития (четыре блока): обновление содержания, создание развивающей образовательной среды, разработка педагогических подходов, формирование контрольно-диагностического пакета
Набор индикаторов развития образовательного комплекса был разделен на четыре группы основных критериев, которые в свою очередь состоят из индикаторов, позволяющих определить уровень перехода на качественно новые результаты:
‒ Функциональные;
‒ Технологические;
‒ Экономические;
‒ Антропологические.
Все эти индикаторы позволят оценить всесторонне устойчивое развитие образовательного комплекса.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением. В: Приказ Минфина РФ N 136н, Минэкономразвития РФ N 526 от 29.10.2010.
- Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. Москва: Изд-во КМК. 2002. — 444 стр.
- Витвар, О. И. Практикум директора школы по образовательному менеджменту / О. И. Витвар //Библиотека журнала «Директор школы».– 2013.–№ 6.–С.21–24.
- Диагностика состояния школы при формировании концепции ее развития // Педагогическая диагностика.–2008.– № 4.–С.22–25.
- Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Т. А. Плюснина, Моргун Д. В. Анализ деятельности образовательных учреждений на основе индикаторов устойчивого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: dpioos.ru›eco/getimage?objectId=15374 (Дата обращения: 01.07.2017).