Основные компоненты общения и их значение в учебно-педагогическом процессе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 30.09.2017

Статья просмотрена: 2601 раз

Библиографическое описание:

Рахмонов, А. Б. Основные компоненты общения и их значение в учебно-педагогическом процессе / А. Б. Рахмонов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2707/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для более целенаправленного и успешного использования общения как педагогической категории в учебно-воспитательном процессе следует хорошо представлять его структуру и функциональное проявление.

Даже самые общие представления о назначении коммуникативных связей участников совместной деятельности, о возможностях общения при решении различных задач, стоящих перед педагогом, позволяют полнее оценить оптимальность социально-психологических условий воспитания, обучения и подготовки воспитанников.

Многие исследователи к основным компонентам педагогического общения относят функции педагогического общения.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения таких авторов, как А. А. Бодалев, А. А. Брудный, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, Ю. Л. Ханин, позволяет сделать вывод о том, что проблему общения изучают с различных сторон. Так, Б. Ф. Ломов описал три функции общения: -информационно-коммуникативную; -регулятивно-коммуникативную; -аффективно-коммуникативную.

В каждой функции общения он подчеркнул обязательность коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания

Согласно Ю. Л. Ханину выделяются следующие функции общения

1. Функция социально-психологического отражения Общение возникает как результат и как форма «объективированного» (А. Н. Леонтьев), сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия

Социально-психологический характер этого отражения проявляется в том, что главным образом через речевую и другие формы сигнализации элементы ситуации взаимодействия, воспринятые и переработанные отдельным учеником, становятся «данностью» (С. Л. Рубинштейн) для его партнеров Общение выступает не столько как обмен информацией («индивидуальными данностями»), сколько как процесс взаимного воздействия и влияния. В зависимости от характера этих взаимовлияний происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательной и количественной сторон «индивидуального» отражения с образованием «коллективной данности» как формы коллективного мышления учеников или, напротив, столкновение «данностей», их нейтрализация, подавление, как это бывает при межличностных конфликтах и неадекватных взаимовлияниях (прекращении общения).

2. Регулятивная функция В процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (или влияние) на ученика (коллектив) с целью изменения или сохранения на том же уровне (его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей или отношений).

Регулятивная функция позволяет организовывать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие всех членов ученического коллектива. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом. Именно осуществление этой важнейшей функции общения позволяет оценить эффект общения, его продуктивность или непродуктивность.

3 Познавательная функция межличностного общения заключается в том, что вследствие систематических контактов в ходе совместной деятельности, партнеры приобретают самые разные знания о себе самих, о своих партнерах, о способах наиболее рационального решения поставленных перед ним задач и т д Овладение соответствующими умениями и навыками, возможная компенсация недостаточных знаний у отдельных учеников и достижение ими необходимого взаимопонимания обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании с функцией социально психологического отражения

4. Экспрессивная функция. Различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния переживания учеников часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности. Это своеобразный способ выражения своего отношения к происходящему через обращение к непосредственному ученику или ученикам. Нередко несовпадения в способах эмоционального реагирования могут привести к отчуждению учеников, нарушению их межличностных отношений и даже к скрытым конфликтам.

5. Функция социального контроля. Определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют выраженный нормативный характер Их регламентация с помощью групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность команды, согласованность совместных действий Для поддержания необходимой согласованности и организованности групповой деятельности используются самые разные формы социального контроля. Межличностное общение чаще всего выступает в качестве негативных (неодобрение, порицание) или позитивных (одобрение, похвала) обращений. Следует обратить внимание, что не только неодобрение или похвала воспринимается участниками общение как поощрение или наказание, но и отсутствие обращения может восприниматься как та или иная санкция.

6. Функция социализации. Эта функция — одна из наиболее важных в работе учителя. Включаясь в совместную деятельность и общение, ученики осваивают не только коммуникативные умения и навыки, позволяющие им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро ориентироваться в собеседнике, в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играет важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют приобретаемые при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим ученикам. [1, с 208]

В психолого-педагогической литературе выделяются также такие функции, как коммуникативная (обмен информацией), перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивная (организация и регуляция совместной деятельности). [2, с. 140]

По мнению И. А. Зязюна, выделяется такие функции педагогического общения как а) познание личности, б) обмен информацией; в) организация деятельности; г) обмен ролями; д) сопереживание, е) самоутверждение. [3, с. 192]

Информативная функция общения создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий Образуя социальное поле деятельности личности, общение через роли, выполняемые личностью, программирует у нее тот или иной шаблон социального поведения (учитель-ученик) Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности — «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога — способствовать осознанию школьником своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний. Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, что нормализует отношения в коллективе.

Обобщая функции педагогического общения, нами сделаны выводы:

  1. Общение играет одну из важнейших ролей в формировании условий жизни людей. Во время общения осуществляется эмоциональное и волевое взаимодействие, выявляются и формируются идеалы и принципы людей
  2. Общение является фактором самоанализа и самосовершенствования людей, стимулятором развития личности, так как во время общения выявляются ее отрицательные и, что самое главное, положительные стороны. 3 Общение создаёт условия для воспитания человека Очевидна многосторонность содержания и названия речевых функций. Все эти функции широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия

Одной из важных характеристик общения являются средства общения, которые можно представить, как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия [4. с, 140]. Средство, в общем смысле, это то, с помощью чего можно добиться определенной цели. В зависимости от средств общение бывает непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью рук, головы, туловища, голоса, тес помощью естественных органов, данных человеку природой. Опосредованное общение связано с применением специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией между людьми.

При прямом общении партнеры взаимодействуют лицом к лицу, без посредников обмениваются взглядами, рукопожатиями, словесными сообщениями. Косвенное общение осуществляется через посредника, который передает информацию В качестве посредника может быть не только человек, но и радио, телевизионные устройства, компьютер, интернет

Средствами общения являются любые материальные сигналы, сознательно и намеренно применяемые субъектом для передачи некоторой информации и воздействия на другого субъекта (субъектов). Совокупность конвенциально разработанных и применяемых в соответствии с определенными правилами сигналов и способов общения составляет код или систему кодов. Средства общения, организованные в чистый (языковый) или смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей действительности и состояниях, намерениях участников деятельности и преобразовывать сообщения из одной формы в другую [5, с. 192].

По нашему мнению, для успешной учебно-воспитательной работы большое значение имеет владение учителем богатым арсеналом средств общения, выбор системы сигналов общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию с учениками. Учителю необходимо знать с помощью каких средств общения осуществляется межличностный контакт учеников и какие сигналы являются наиболее действенными для тех или иных ситуаций, учеников.

Литература:

  1. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 208 с.
  2. Основы педагогического мастерства/Под ред. НА. Зязюна. — М. Просвещение, 1989. — 302 с. — 140 с.
  3. Фролов П. Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников. -Воронеж, 1979. -192 с.
  4. Кан-Калик В А, Никандров Н Д. Педагогическое творчество — М Педагогика, 1990–140 с.
  5. Фролов П. Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников. -Воронеж, 1979. -192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, общение, средство общения, функция, межличностное общение, психолого-педагогическая литература, социальный контроль.
Задать вопрос