Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении раздела «Фразеология» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Шутенко, С. М. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении раздела «Фразеология» / С. М. Шутенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2725/ (дата обращения: 16.10.2024).



Коммуникативные способности — это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений. В соответствии с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух и более людей, направленная на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативные способности учащихся развиваются через формирование их коммуникативных учебных действий.

Своеобразная памятка для учителей «Коммуникативные УУД и их характеристика» помогает учитывать особенности тех или иных коммуникативных УДД при составлении технологических карт уроков.

Коммуникативные УДД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Каждый из нас имеет так называемый речевой опыт. Этот опыт может быть более глубоким и более поверхностным. Более глубокий связан не только с тем, что человек услышал или прочитал какие- то высказывания, воспринял воздействие каких-то звуков, слов, интонации, синтаксических структур, но и с тем, что услышанное, прочитанное, воспринятое он как-то оценил, сумел подключить к восприятию речи еще и анализ ее структуры, ее достоинств и недостатков. «Заговори, чтоб я тебя увидел». Эти знаменитые слова Сократа часто приводят для того, чтобы подтвердить важность правильной, выразительной, действенной речи. Для того, чтобы улучшить свою речь, сделать её живой, образной, выразительной следует умело применять фразеологизмы в письменной и устной речи.

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Изучение раздела русского языка «Фразеология» позволяет формировать коммуникативные универсальные действия, так как на этих уроках особо активна ситуативно-деловая форма общения.

Примером формирования коммуникативных универсальных действий является технологическая карта урока в 5 классе по теме «Фразеологизмы».

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Фразеологизмы»

Аннотация

Урок по теме «Фразеологизмы» второй — урок-закрепление. Данный урок разработан в соответствии с ФГОС и со структурой данного типа. Замысел урока заключался в достижении планируемых образовательных результатов. Предметные: совершенствовать знания о фразеологизмах, показать их роль в обогащении речи человека. Метапредметные: развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы); извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным). Личностные: осознание эстетическойценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Урок включает в себя следующие этап, способствующие формированию УДД:

‒ организационный, мотивация учащихся на изучение темы

‒ актуализация знаний на основе изученной темы — проверка знаний в форме терминологического диктанта, использование электронного учебного курса «Материал к разделу русского языка «Фразеология», составленный мною.

‒ постановка проблемы. По предложенному на слайдах материалу учащиеся формулируют тему и определяют этапы урока.

‒ построение «проекта-закрепление» в виде творческих заданий:

Этап 1. Работа в парах (записать фразеологические обороты одним словом, подобрать к приведенным фразеологическим оборотам антонимические фразеологизмы)

Этап 2. Работа в команде. Наблюдение и сравнение (в конвертах находятся шуточные иллюстрации фразеологизмов. Необходимо отгадать, какой фразеологический оборот изображен)

Этап 3. Создание проекта «Узнай побольше друг о друге». Из предложенных фразеологизмов выбрать то, что вы не любите делать. На данном этапе формируются коммуникативные УУД: умение проектировать в группе учебную деятельность, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики.

‒ физкультминутка, где основной целью является не только снятие утомления на уроке, но и в игровой форме проверить знания и умения по теме.

‒ определяющим этапом урока-закрепления является самостоятельная работа с использованием информационно-коммуникативных технологий (задание на мультимедийной доске в формате ОГЭ). Учащимся предоставлялась возможность соотносить цели и результаты своей деятельности, то есть формируются регулятивные учебные действия

‒ рефлексия. Работа учащиеся в оценочных листах

Показатели результативности проводимых уроков по теме «Фразеология» — победители, призёры и дипломанты краевых конкурсов, конференций и акций, победитель муниципального, зонального этапов научно-практической конференции «Эврика» (Проект «Концепт «Фразеологизмы как средство овладения качественной и выразительной речью»).

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, технологическая карта урока, урок, учебная деятельность, Фразеологизм, этап.

Похожие статьи

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Похожие статьи

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в средних классах как средство формирования коммуникативных умений учащихся

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Задать вопрос