Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу»
Автор: Чадаева Ольга Александровна
Рубрика: Педагогика социальной работы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 25.10.2017
Статья просмотрена: 138 раз
Библиографическое описание:
Чадаева, О. А. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу» / О. А. Чадаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 143-149. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2747/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с ОВЗ по формированию эмоционально-чувственной сферы, развитию моторики и взаимодействию с объектами живой и неживой природы.
Ключевые слова: экология, здоровьесбережение, сенсорные ощущения, экологическая культура
Во время летней оздоровительной компании в сотрудничестве педагогов Ларкиной И. В. и Чадаевой О.А была разработана и создана эколого-сенсорная тропинка протяженностью 100 шагов, проходя по которой, дети встречаются со многими объектами живой и неживой природы в разном состоянии.
Это облегчает формирование таких понятий как: роль человека в природе, его взаимодействие с объектами живой и неживой природы, развивает эмоционально-чувствительную сферу.
Созданная эколого-сенсорная тропа может использоваться для развития и обучения не только дошкольников, но и детей старшего возраста в зависимости от тяжести заболевания. На ней имеется ряд объектов.
Цель:
‒ формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют;
‒ создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры;
‒ развитие эмоциональной чувствительности и сенсорных ощущений;
Задачи:
‒ Обучить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
‒ Развивать моторные навыки (общую и мелкую моторику)
‒ Обучить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
‒ Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасности в природе.
Этапы создания иоформления тропинки:
‒ Детальное обследование территории интерната и выделение наиболее удобной площадки для создания экологической тропинки;
‒ составление схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:
‒ выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
‒ фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
‒ изготовление табличек с рисунками;
‒ составление рекомендаций по использованию объектов.
Методические рекомендации по организации работы на экологической тропе:
Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.
При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу различных заболеваний и индивидуальных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним — двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно — информация добавляется с каждым посещением тропы.
Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Лесовичка, который предлагает решить какую-либо проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.
Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.
Важно: материал должен быть доступен пониманию детей.
Дети должны быть главными участниками процесса.
Только тогда знания и умения будут усвоены детьми.
Краткое описание маршрута:
Маршрут начинается с объекта
№ 1 объект «Ребристая доска»;
№ 2 объект «Стежка-дорожка»
№ 3 объект Стол «Познавайка»
№ 4 объект «Лесенка-чудесенка»
№ 5 объект «С кочки на кочку»
№ 6 объект «Силачи»
№ 7 объект «Водоем»
№ 8 объект «Мостик»
№ 9 объект «Бильбоке»
№ 10 объект «Шишечный баскетбол»
Маршрут экологической тропинки нашего интерната включает в себя 10 объектов, поэтому для каждой группы рекомендованы мини-маршруты в зависимости от уровня развития детей и их индивидуальных особенностей.
Характеристика объектов тропы:
Объект 1 «Ребристая дорожка»
Описание объекта: Сразу у входа на площадку лежит ребристая доска (развитие равновесия, общей моторики и кинетических движений.);
Объект 2 «Стежка-дорожка»:
Описание объекта: Дорожка выполнена из деревянных ящиков, наполненных шишками, песком, фасолью, стружкой, камушками. Дети босиком проходят по ней к объекту № 2;
Объект 3 Стол «Познавайка». Описание объекта: Используется для выполнения различных игровых упражнений, дидактических игр, занятий по продуктивной деятельности;
Объект 4 «Лесенка-чудесенка».
Описание объекта: Предназначена для перешагивания через бревнышки (развитие общей моторики, равновесия);
Объект 5 «С кочки на кочку».
Описание объекта: Спилы деревьев разложены на определенном расстоянии друг от друга (развитие кинетических движений, равновесия, моторики);
Объект 6 «Силачи» Описание объекта: Штанги, выполненные из спилов ствола и веток березы (Выполнение общеразвивающих упражнений);
Объект 7 «Водоем»
Описание объекта: Бассейн, наборы для игр с водой. Различные сачки, совочки, удочки, предметы для вылавливания предметов из воды (развитие меткости, чувствительности, концентрации внимания, способствуют проявлению положительных эмоций);
Объект 8 «Мостик»
Описание объекта: Несколько одинаковых соединенных между собой бревнышек (Ходьба по бревнышкам босиком способствует профилактике плоскостопия, развитию чувствительности стоп, развитию общей моторики и равновесию);
Объект 9 «Бильбоке»
Описание объекта: Разделочная деревянная доска к ней на веревочке привязан шарик или шишка. Дети учатся отбивать предмет (развивает меткость, моторику);
Объект 10 «Шишечный баскетбол».
Описание объекта: Корзина, прикрепленная к деревянному шесту, шишки. Дети забрасывают шишки в корзину (развивает ловкость, меткость, способствует развитию общей моторики);
В заключение хочется отметить, что сенсорно-экологическая тропа-это специально разработанный маршрут предназначен для знакомства детей в летнее время через природные объекты с простейшими исследованиями, для развития эмоционально-чувственной сферы и базовых анализаторов. Каждый воспитатель может построить на эколого-сенсорной тропе работу содержательно и интересно, решить задачи по развитию моторных и сенсорных навыков, а также пополнить простейшие экологические знания.
Похожие статьи
Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации
На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...
Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала
В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.
Реализация здоровьесберегающих технологий в работе с родителями
В статье раскрыты способы взаимодействия родителей и педагогов в совместной работе по пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников.
Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе через опытно- экспериментальную деятельность
В статье раскрывается роль экологического образования и воспитания дошкольников, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.
Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО
В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ здоровьесберегающие педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение ...
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ
В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности по здоровьесбережению
Использование в работе с детьми проектной деятельности по здоровьесбережению помогает детям узнавать и учиться понимать значимость здоровья для жизни человека.
Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ
В данной статье рассказывается об одной из форм физического воспитания, которая обеспечивают комплексное решение задач как в плане физического, так и в плане общего развития ребёнка.
Похожие статьи
Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации
На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...
Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала
В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.
Реализация здоровьесберегающих технологий в работе с родителями
В статье раскрыты способы взаимодействия родителей и педагогов в совместной работе по пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников.
Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе через опытно- экспериментальную деятельность
В статье раскрывается роль экологического образования и воспитания дошкольников, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.
Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО
В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ здоровьесберегающие педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение ...
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ
В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности по здоровьесбережению
Использование в работе с детьми проектной деятельности по здоровьесбережению помогает детям узнавать и учиться понимать значимость здоровья для жизни человека.
Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ
В данной статье рассказывается об одной из форм физического воспитания, которая обеспечивают комплексное решение задач как в плане физического, так и в плане общего развития ребёнка.