Нас в любое время года учит мудрая природа (из опыта работы)
Автор: Пантыкина Вера Митрофановна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 19.10.2017
Статья просмотрена: 4069 раз
Библиографическое описание:
Пантыкина, В. М. Нас в любое время года учит мудрая природа (из опыта работы) / В. М. Пантыкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2760/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мир природы! Это и чарующие взор краски, это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий в нас силы. Это и несметные богатства, которые людям надлежит беречь и приумножат. Природа предоставляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и одежду, и кров, и многое-многое другое, всего и не перечесть. Вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она — наша великая учительница и воспитательница. Она воздействует на наше духовное развитие. Общение с природой обогащает наши чувства. Когда мы видим залитую ярким весенним солнцем березовую рощу, слушаем трели населяющих береговые кусты соловьев, вдыхаем ароматы сосны и никнущей к земле земляники, любуемся величественной картиной восхода солнца, мы чувствуем красоту природы и испытываем эстетическое наслаждение. Сколько прекрасного в природе! И, если поискать, то красоту можно найти не только в наряде и осанке певчей птицы или в окраске цветка, но и в сотканной пауком паутине, и в морозном узоре на оконном стекле, особенно когда через него пробиваются утренние лучи солнца. Общение с природой обогащает нас знаниями, позволяет каждому, кто захочет, читать открытую перед всеми книгу природы. Однако в настоящее время учение всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, в окружающей среде накапливаются не разлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян? Ученые мира не уверены в том, смогут ли дети в дальнейшие века купаться в озере, реке, гулять в лесу, любоваться звездным небом. Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Вспомним факты, которые обернулись катастрофой для человечества из-за экологического невежества людей: это радиоактивные могильники, Чернобыль, кислотные дожди...А теперь обратимся к нашей повседневной жизни: не закрыли плотно водопроводный кран — всю ночь лилась вода. Ходили с детьми в лес, принесли охапку цветов и через некоторое время эти завядшие цветы выбросили. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством один шаг. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у всего населения экологического сознания, культуры природопользования.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в детстве. Становление экологически воспитанной личности возможно при решении следующих задач:
- Формирование у детей элементов экологического сознания.
- Формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.
- Воспитание гуманного отношения к природе.
Решить эти задачи без экологических знаний у детей никак нельзя. И хотя вся работа по экологическому воспитанию проводится по общим рекомендациям, мы никогда не забываем, с какими детьми мы работаем. Это дети с ослабленным зрением, у многих из них нарушена речь и координация движений. Поэтому большое внимание мы уделяем развитию зрительных функций, развитию речи. Во время труда на участке и в уголке природы, при проведении наблюдений, занятий, экскурсий, прогулок стараемся использовать яркие, красочные и крупные иллюстрации, атрибуты. Обязательно обращаем внимание на диагноз каждого ребенка и поэтому много внимания уделяем индивидуальной работе, так как одним детям рекомендованы зрительные нагрузки, а другим нужно их ограничить, одни дети чаще наблюдают за предметами вдали, а другие — вблизи. Обязательно, особенно на занятиях, используем упражнения для глаз с целью снятия напряжения, постоянно следим за речью своих детей. Но каким бы ни был ребенок, цель нашей работы по экологическому воспитанию — чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе зерен доброты, тем сильнее будет желание оберегать все растущее и живое. Зная, что сенсорный опыт детей играет важную роль в воспитании экологической культуры, стараемся использовать самые разнообразные ситуации во время наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, проведение занятий, целевых прогулок, экскурсий, игровых обучающих ситуаций и литературных персонажей. В старших группах постоянно используем произведения Е. И. Чарушина, В. Бианки, Пришвина. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна и для них самих, и для родителей, которые видят повышение уровня экологического воспитания их детей.
Наш детский сад, в частности наш участок, расположен в зоне леса, а это благодатное условие для систематических наблюдений, ведь, наблюдая, дети познают растения, птиц, насекомых, животных, людей.
Обязательным условием при наблюдениях у нас является строгое правило:
Внимательно рассмотри, если хочешь больше и точнее узнать цвет, размер, повадки, и т. д.
Прислушайся — сколько звуков вокруг!
Погладь — если хочешь узнать свойства поверхности природных объектов.
Назови, что увидел и выделил, поделись с товарищами и взрослыми.
Зарисуй, подбери картинки или модели.
При наблюдении за животными у нас всегда определенные правила соблюдения предосторожностей: не дразнить, не тревожить, не пугать.
Очень нравится детям что-то новое узнавать во время проведения опытов с водой и песком, с живыми растениями и явлениями природы. В процессе напоминала: животные и растения не должны страдать — им тоже больно. Опыт должен быть безопасным и для тебя. Очень любят дети и моделировать. Для этого использовала игры «Узнай по описанию», «Магазин растений», «Чего не хватает», «Что раньше, что потом», и др. Непринужденное пополнение знаний о природе происходит во время труда. Прежде чем приступить к работе, точно определяем, в каком состоянии комнатное растение, отбираем, у каких протирать листья, у каких сбрызгивать, где рыхлить, а где полить почву, и т. д. Дети сами подбирают нужный инвентарь.
Работая на огороде, дети узнают, как много времени требуется, чтобы из маленького семечка выросло взрослое растение. И сколько усилий нужно приложить, чтобы получить урожай. Дети вместе со взрослыми охотно вскапывают грядки, высаживают семена и рассаду, поливают всходы, убирают сорняки. И с каким аппетитом потом они лакомятся плодами, выращенными своими руками. Такая работа сплачивает детский коллектив. Дети учатся трудиться сообща и видят результаты своего труда.
Игры с природным материалом, с растениями и животными всегда проходят очень интересно. Здесь тоже определенные правила: использовать только опавшие листья, плоды, если не удержался и сорвал цветок — попробуй продлить ему жизнь, играя с животным — не мучай. Поэтому часто используем в играх предметы-заместители.
Особо хочется остановиться на работе с календарем природы: именно по нему можно судить о системности работы с детьми по решению экологических задач. Ежедневно после прогулки дети с нашей помощью, а старшие — самостоятельно, находят картинки или переводят стрелочку на картинку, изображающую состояние погоды, которое они наблюдали, уточняют приметы времен года, поведение птиц, насекомых, человека в разные из них, делают зарисовки. Вспоминают, с помощью чего мы наблюдали за тем или иным явлением (ленточки, султанчики, ветрячки, загадки, стихи и т. д.). И, как гимн нашей совместной работе в природе, звучат слова стихотворения В. Орлова «Живой букварь»:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок — терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно,
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе...
Знания и ощущения от природы использовала с детьми в художественно-продуктивной деятельности. Из бумаги изготавливали лягушку и бабочку, лепили птичку и зайца, их природного и бросового материала фигурки людей и животных. Говоря о ценности природы никогда не забывала о самом человеке — живое существо, чем похож и его отличие от других живых объектов. Доводила до сведения детей, что все живое имеет право на жизнь, и относиться к ним нужно по-человечески (с пониманием, терпимостью, уважением), будь то дерево или цветок, насекомое или животное. Надо было видеть, с каким восторгом дети рассказывали вечером родителям о том, что противная жаба (так ее часто называют) на самом деле очень полезна и вовсе не противная, а похожа на серую звездочку и заботится она о прекрасных цветах — розах. Полюбили наши дети и игру «На выставке картин», в которой экскурсовод-ребенок рассказывает о картинах-рисунках детей, которые отразили свои впечатления от прогулки в осенний лес или от игр-забав зимой. При проведении таких игр много внимания уделяем развитию связной речи, четкости произношения слов и звуков. Нравится нашим детям изображать под музыку тяжелую поступь медведя, легкий полет бабочки, мягкие прыжки зайчиков. И особенно проявляются знания детей и их отношение к природе, умение правильно вести себя в ней при участии в развлечении, викторинах, вечерах на экологическую тему «Люблю березку русскую», «На лесной полянке», «Синичкины именины», «В гостях у бабочек и цветов», «Праздник птиц». В своей практике используем цикл занятий по ознакомлению с сельскохозяйственным трудом. Это чтение произведений о труде колхозников, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, просмотр диафильмов, проекты «Хлеб- хлебушко», «На полях России». Незабываемые впечатления оставили в душах детей экскурсии в поле в разные сезоны — сев, уборка и поездка на элеватор. Дети увидели, сколько людей трудится на общее благо. После таких экскурсий они стали бережнее относиться к хлебу и с большим уважением к труду взрослых.
Постоянно, начиная с младшего возраста, воспитываю бережное и заботливое отношение к пернатым друзьям — птицам. Уже осенью каждый год мы вывешиваем кормушки и ежедневно кормим птиц. Родители с пониманием относятся к этому — приносят корм, и сами вместе с детьми заботятся о птицах. А сколько радости доставляют детям стайки синичек и воробышек у нашей кормушки зимой. Младшие, покормив их, слушают, как птички говорят им «спасибо». А старшие дети уже знают, какое доброе дело они делают, помогая птицам зимой, и что весну мы не будем встречать без песен. Проводили акции «Помощь птицам зимой», «Покормите пташек малых».
В работе по экологическому воспитанию дошкольников, как и во всей нашей работе, родители — наши единомышленники и помощники. Помогли изготовить лопатки для труда на участке зимой, кормушки для птиц, скворечники, игрушки-забавы для игр с песком, водой, вертушки, помогали собирать материал для ознакомления детей с космосом, планетами, иллюстрации для оформления “Красной книги». Для работы с родителями часто использую книги С. Н. Николаевой, Т. А. Шорыгиной, и книгу “Ребенок среди природы” авторы З. Г. Вавилова, Ю.Е Моисеенко.
Начиная с ближнего — с прогулки во дворе, похода в лес, на луг, к реке, в поле родители могут рассказать детям много о растениях, насекомых, животных. В этой книге имеется много интересных и необходимых сведений. Отрадно было слышать, как после рекомендованной прогулки в лес, бабушка Артема рассказывала: “Пришли в лес, а Артем говорит: Бабушка, нам сегодня повезет, потому что много видит и слышит в лесу тот, кто идет бесшумно и не спеша по лесу. Это правило такое”.
Хочется, чтобы и в дальнейшем родители с пониманием относились к нашей работе, поддерживали нас и сами служили примером в воспитании бережного отношения к природе. Если родители вместе с детьми посадят дерево или цветы, то ходить по ним и ломать их дети не будут и не позволят другим. Такая эмоциональность, увлеченность детей убеждает нас в том, что работа по экологическому воспитанию важна и дает хорошие результаты. И хочется вспомнить слова В. Белинского: “Животное, родившись ото льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния, счастливого стечения обстоятельств, но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком, и ослом, и кем угодно”.
Поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети.
Литература:
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
- Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. — 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Ковинько, Л. В. Секреты природы — это так интересно! — Москва: Линка-Пресс, 2004. — 72с.: ил.
- Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
- Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2015. — 112 с. — (Библиотека Воспитателя).