Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шевелёва, С. А. Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения / С. А. Шевелёва, Е. В. Борн, Т. Н. Щербакова, И. А. Кемпель. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2787/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья. [1, с. 21]. Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам. Среди множества факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени сформированности его естественной потребности в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

По сравнению с нормально видящими сверстниками, дошкольники с нарушенным зрением характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности [1, с. 20]. Дети данной категории испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. Это обусловлено недостаточным зрительным контролем, низкой остротой зрения, характером нарушения зрения. Врачами — ортопедами было выявлено, что 96 % дошкольников с нарушением зрения имеют нарушения осанки. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, поэтому перед нами возникла необходимость поиска разнообразных форм работы по данному направлению. Если занятия физическими упражнениями для нормально видящих детей — это способ активного развития, то для ребенка с нарушением зрения физическая культура является основным средством устранения отклонений в двигательной системе. В связи с этим привлечение обучающихся к активным занятиям физической культурой рассматривается как важное звено в комплексе коррекционно-развивающей работы. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

‒ универсальность (в организме нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение);

‒ отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок);

‒ возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, переходя из профилактического в общеоздоровительное и тренировочное.

Своевременное использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции и компенсации нарушенных функций позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения.

Необходимо в практической деятельности определить как сохранные, так и нарушенные двигательные способности. При оценке двигательной сферы дошкольника с ОВЗ обязательно будут присутствовать как те, так и другие. Важно не только выявить эти особенности, но и достаточно точно подобрать соответствующие упражнения. В целях создания целостной системы здоровьесбережения дошкольников со зрительными патологиями очень важной является организация развивающей двигательной среды. Достаточно актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования ДО, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий. Острота проблемы состоит в том, что дошкольники с нарушением зрения нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических проблем.

Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:

‒ нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья;

‒ ограничение двигательной активности вследствие нарушений зрения, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений и не только в физическом развитии, но и ослабляются познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление).

Пластический балет — это направление оздоровительной направленности строится на использовании новой технологии, которая включает в себя режим «горизонтальных поз». Он как нельзя лучше подходит для работы с дошкольниками 6–7 лет, имеющими нарушения зрительных функций [2, с. 2], так как он проходит в щадящем режиме.

Занятия пластическим балетом способствуют развитию силы и, статической выносливости отдельных мышечных групп, ловкости и подвижности в суставах, а так же повышению общей работоспособности и выносливости. Они являются отличным средством развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. С помощью упражнений пластического балета можно избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы и суставы, ликвидировать недостатки физического развития и моторики у дошкольников с нарушением зрения.

Такое направление, как пластический балет включает в себя элементы танца. Через музыку и движение дошкольники с нарушением зрения быстрее овладевают основными движениями, устраняются недостатки физического и функционального развития. У обучающихся улучшается координация движений, общая моторика, развивается гибкость.

Новизна данной технологии заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи рисунка движений, через элементы пластики, эстетической гимнастики и элементов йоги воспроизводят окружающий их мир. При этом учитываются индивидуальные соматические и физические возможности детей с нарушением зрения.

Практическая значимость технологии пластического балета состоит в систематическом применении умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья обучающихся со зрительными нарушениями.

Эта технология предусматривает построение оздоровительного процесса на основе интеграции образовательных областей: (физического, социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического развития) как важного принципа организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ этой технологии гарантирует детям со зрительными нарушениями правильное развитие функциональных систем организма и служит профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата. У обучающихся улучшается координация движений, общая моторика, развивается гибкость.

Пластический балет учит дошкольников:

‒ преодолевать недостатки двигательных качеств: точность, координацию движений, гибкость, общую выносливость;

‒ формировать и закреплять навыки правильной осанки, достигать ее стабилизации при выполнении жизненно необходимых положений и движений;

‒ развивать у дошкольников навыки самостоятельной пространственной ориентировки;

‒ воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества движений;

‒ воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Методика этой технологии заключается в том, что все упражнения выполняются в лежаче-горизонтированных позах (упражнения в положении лёжа на спине, на животе, упражнения на боку, упражнения в переворачиваниях со спины на живот и наоборот, упражнения в упоре сзади, ползание по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях). Не исключаются движения и в положении стоя. Слово «пластический» отражает характер движений, рекомендуемых в «горизонтальном пластическом балете» [3, с. 24]. Все движения, преимущественно в начале программы плавные, мягкие, пластичные. Они словно растягиваются по времени. В программе исключены быстрые, резкие, инерционные движения, которые противопоказаны дошкольникам с глубоким нарушением зрения. Слово «балет» сразу подчеркивает, что физические упражнения выполняются под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии. Движения в горизонтальном пластическом балете должны быть красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики.

Относительно медленный, плавный стиль движений под музыку благоприятно сказывается на снятии зрительного утомления. Все упражнения сопровождаются текстом-сказкой, которая позволяет, развивать интеллект и формировать у детей необходимые духовные качества.

Литература:

  1. Сековец Л.С Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. Москва, 2008.
  2. Ефименко Н.Е Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 2009.
  3. Ефименко. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации — ДРОФА, 2014.
  4. Деркунская, В. А. Образовательная область «Здоровье» / В. А. Деркунская. — С-Пб.: Детство-Пресс, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, пластический балет, дошкольник, упражнение, движение, координация движений, физическое развитие, двигательная активность, общая моторика, опорно-двигательный аппарат.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей с тяжелыми множественными нарушения развития

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей с тяжелыми множественными нарушения развития

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Задать вопрос