Адаптация студентов-первокурсников в колледже
Авторы: Сагитова Ляйля Ахтамьяновна, Сагитов Ракип Нурфаязович
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 08.11.2017
Статья просмотрена: 34091 раз
Библиографическое описание:
Сагитова, Л. А. Адаптация студентов-первокурсников в колледже / Л. А. Сагитова, Р. Н. Сагитов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2802/ (дата обращения: 20.12.2024).
Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.
Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.
В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.
Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса. При этом целью работы куратора первокурсников является:
‒ создание условий для успешной адаптации студентов;
‒ выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже;
‒ дать соответствующие рекомендации преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации;
‒ провести анкетирование.
Немаловажно для этого выполнение следующих задач:
‒ исследование психологическое состояние студентов в процессе адаптации;
‒ создание благоприятных условий для развития личности студента, свободного и полного раскрытия его способностей в условиях учебного процесса и дополнительного пространства для самореализации во внеурочное время;
‒ на основе сделанных выводов предложить рекомендации преподавателям и родителям;
‒ проведение тренингов, игр, способствующих развитию сплоченности в группе, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышению самооценки студентов, снижению уровня тревожности;
‒ развитие навыков межличностного взаимодействия в новых условиях, повышение уверенности в себе;
‒ помощь в установлении и поддержании социального статуса студента в новом коллективе;
‒ на родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации;
‒ провести повторное исследование.
Для успешной оптимизации процесса обучения студентов–первокурсников необходимо:
‒ исследование уровня психологической адаптации;
‒ быстрое включение в учебно-воспитательный процесс:
Вот несколько рекомендаций, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий;
‒ проведение куратором психологических тренингов совместно с педагогом-психологом;
‒ тесная работа классного руководителя с преподавателями и родителями.
Формой работы при этом может быть выбран: классный час, беседа, обсуждение, презентации, тренинги.
После проведения таких мероприятии студенты должны:
‒ овладеть знаниями об эффективных способах межличностного воздействия, расширить свое понимание о составляющих своего внутреннего мира;
‒ развить умения конструктивных способов общения, понимания друг друга;
‒ сформировать сплоченный коллектив в группе, на основе доверительных отношений друг другу.
Надо всегда помнить, что процесс адаптации первокурсника идет ступенчато:
При этом выявляются следующие трудности в адаптации к обучению в колледже:
‒ недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
‒ выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
‒ боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;
‒ социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Для оптимальной адаптации студентов к обучению в колледже важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень запросов и самооценки; способность к сознательной регуляции своего поведения в новых условиях. Смена привычной обстановки приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать личное время и уже на первых зачетах и экзаменах становятся кандидатами на отчисление, поэтому соблюдение приведенных рекомендации способствует во-первых, оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям колледжа; во-вторых оптимизации учебной деятельности студентов, и наконец, в-третьих- развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала. При этом обеспечивается психолого-педагогическая поддержка, которая позволяет избежать первые и основные трудности адаптации с одной стороны, и успешно совмещаются усилия преподавателей и студентов в учебном процессе с другой стороны.
Работа куратора группы по адаптации первокурсника продолжается весь первый год обучения, при этом проводится ряд мероприятий, которых условно можно разделить на 2 этапа по семестрам:
1 этап-1 семестр |
2 этап-2 семестр |
Оценка соматического и психологического статуса первокурсников. |
Использование полученной информации для проведения внеклассных мероприятий, которые помогли бы предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе. |
Информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже |
|
Выработка рекомендаций и разработка индивидуальных программ для адаптации первокурсников в новой образовательной среде. |
На первом, профилактическом, этапе работа проводится и студентами и их родителями. Со студентами проводятся:
‒ беседы, лекции знакомства с целью скорейшего формирования сплочения учебных групп;
‒ тренинги, упражнения, игры с целью сплочения коллектива группы;
‒ диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов;
‒ посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации первокурсников к учебному процессу.
Для родителей проводятся общеколледжные и групповые родительские собрания.
На втором этапе осуществляется выявление удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя:
‒ особенности взаимоотношения с преподавателями,
‒ удовлетворенность работой учебных кабинетов, библиотеки, столовой;
‒ удовлетворенность организацией досуга;
‒ удовлетворенность отношениями с группой.
При этом определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки.
Специальную работу по формированию благоприятного социально — психологического климата в группах организуют куратор и психолог колледжа. Работа в этом направлении начинается с составления календарно-тематического плана на первый год обучения.
Календарно-тематический план мероприятий по адаптации студентов-первокурсников вколледже
№ |
Время проведения |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Ответственный |
1 |
Сентябрь |
Внеклассные мероприятия на знакомство группы: диагностика личностных характеристик первокурсников; выявление творческих интересов |
Классный час: тренинги, упражнения****, анкетирование* |
Психолог, куратор группы, студенты первокурсники |
2 |
Октябрь |
Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже (первая) |
Классный час: тренинги****, анкетирование** |
Куратор группы, студенты первокурсники |
3 |
Октябрь |
Работа с родителями |
Родительское собрание: общеколледжное, групповое |
Администрация, куратор группы. |
6 |
Ноябрь |
Внеклассное мероприятие «Расскажи мне обо мне» |
Классный час: занятие |
Куратор группы, студенты первокурсники |
7 |
Ноябрь-декабрь |
Составление сводной ведомости по итогам диагностики социальной адаптивности обучения в колледже студентов-первокурсников |
Классный час: проведение игр на командную работу и сплочение коллектива**** |
Психолог, куратор группы, студенты первокурсники |
8 |
Ноябрь-декабрь |
Ознакомление студентов с рекомендациями |
Классный час, беседа |
Психолог, куратор группы |
9 |
Январь |
Повторное исследование уровня адаптации студентов — первокурсников |
Классный час: проведение игр на командную работу и сплочение коллектива анкетирование*** |
Психолог, куратор группы, студенты первокурсники |
10 |
Январь-июнь |
Индивидуальное консультирование студентов, имеющих трудности в адаптации, родителей и преподавателей, работающих с данными студентами |
Классные часы; беседы |
Психолог, куратор группы |
* -приложение № 1; **-приложение № 2;***-приложение № 3
Деятельность куратора при реализации календарного плана должна опираться на ряд принципов:
Принцип |
Деятельность |
Обоснование |
Учеба |
Познавательная |
Процесс воспитания, становления, адаптации неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании личности человека. |
Социализация |
Социальная |
Включение студентов в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений |
Позитивность |
Продуктивная |
Формирование у студентов положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. |
Единство |
Коллективная |
Представляет единство обучения и воспитания. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей первокурсника. |
Большую роль в адаптации первокурсников играет подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий. Это помогает студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность. Они на деле поймут, что успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Любая творческая работа, выполненная совместно, развивает в студентах не только дух коллективизма, но и здорового и позитивного патриотизма. Чувство единства с сокурсниками приносит глубокое моральное удовлетворение, зарождая заслуженную и обоснованную гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей, при этом значительно повышая чувство собственного достоинства — это мощный фактор для самоутверждения личности. Главным в адаптации является процесс психoлогической перестpойки личности студента, его заинтересованности, а также желание пpиспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже. И здесь немаловажную роль играет самостоятельная работа студента, а задачей является не только успешнее, быстрее и эффективнее адаптировать, не только дать профессиональные знания и сформировать умения и профессиональные навыки, но и научит «влиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «вжиться» в реальные условия новой его жизни.
Приложение № 1
АНКЕТА № 1
- ФИО (полностью)
- Телефон
- Адрес проживания
- Что повлияло на выбор специальности?
- Испытываете ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
- Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения?
- Какие трудности вы сейчас испытываете?
- Предстоящее изучение каких предметов вызывает чувство неуверенности в себе?
- Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)
‒ здоровье
‒ материальное благополучие
‒ уважение окружающих
‒ удовольствие, развлечения
‒ другое (укажите)
- Любимые предметы
- Планируете ли Вы участие в общественной жизни колледжа, группы?
- Любимое занятие, хобби, таланты
- В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?
- Первые впечатления о группе, колледже
Приложение № 2
АНКЕТА № 2
- ФИО (полностью)
- Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
- Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?
- Какие трудности вы сейчас испытываете?
- После одного месяца учёбы в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?
- Вы с желанием идете в колледж?
- Что вы скажете о своей учебе?
- Самые интересные предметы
- По сравнению со школой учусь лучше или хуже
- Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?
- Что для вас самое главное в жизни? (можно выбрать 2 ответа)
‒ здоровье
‒ материальное благополучие
‒ уважение окружающих
‒ удовольствие, развлечения
‒ другое (укажите)
- Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?
- Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа
‒ активно участвую
‒ не участвую совсем(почему)
‒ изредка участвую
- В каких кружках и секциях Вы занимаетесь в колледже?
Приложение № 3
АНКЕТА № 3
- Изменился ли Ваш образ жизни с началом учебы в колледже? Да__ нет__
- Удовлетворяет ли Вас студенческая жизнь? Да__нет__
- Комфортно ли Вы чувствуете себя в новой обстановке? Да__нет__
- Вы хорошо осведомлены о специальности, на которой Вы учитесь? Да__нет__
- Вы всегда с радостью идете в колледж или Вам часто хочется остаться дома?
‒ иду с радостью
‒ бывает по-разному
‒ чаще хочется остаться дома
- Что для Вас оказалось более сложным в течение первого семестра?
‒ обучение
‒ вхождение в коллектив
‒ условия обучения
‒ условия проживания
- Как Вы думаете, почему это для Вас оказалось трудным?
- Какая помощь и с чьей стороны Вам нужна, чтобы справиться с трудностями?
- У Вас в группе есть друзья?
- Хорошие ли у Вас отношения с группой?
- Вы делите группу на хороших и плохих?
- Старшекурсники конфликтуют с Вами?
- Чувствуете ли Вы давление со стороны кого-либо, находясь в колледже?
- Какие мероприятия, проводимые в колледже, Вам запомнились больше всего?
- Какую роль классный руководитель сыграл в вашей жизни?
- Назовите наиболее характерные черты вашего куратора
- Что бы вы хотели изменить в работе своего куратора?
Литература:
- Косаревская Т. Е., Кутькина Р. Р. Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу //Методические рекомендации. — Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П. М. Машерова», 2006. 42 — с.
- Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2005. — с. 160
- Википедия — свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность
- Энциклопедия практической психологии «Психологос» — http://www.psychologos.ru/