Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно знать учителю-логопеду? | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Митенкова, Т. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно знать учителю-логопеду? / Т. В. Митенкова, Л. К. Анищенко, Е. В. Митенкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2808/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последнее время сначала в интернете, а потом и на телевидении, в газетах и журналах замелькали сообщения о детях-индиго, «детях новой формации», которых ничему не надо учить, потому что они и так умнее всех взрослых, вместе взятых. Это дети, «обладающие тёмно-синим цветом ауры», чувствующие себя «царственными», не признающие авторитета взрослых и не желающие им подчиняться, отвергающие любые дисциплинарные требования и монотонную работу, склонные к творчеству, способные рассуждать на философские темы и т. д. Далее обычно следует вывод, что дети-индиго появились на земле под влиянием многопланетного разума (или иных высших сил), что они призваны изменить мир к лучшему, а также, что психологи и педагоги не желают замечать «детей новой формации» в силу своей узколобости, а врачи даже предлагают лечить таких детей [4, с.96].

«От чего лечить? От гениальности?» — возмущаются родители. «Конечно, не от гениальности. От последствий родовой травмы, которые мешают таким детям адаптироваться, использовать в полной мере все свои способности и, в конечном счете, быть счастливыми. Эти дети — не инопланетяне, им нужен не контакт с ноосферой, а толковый врач-невролог, который поможет научиться терпению, дисциплине, самоконтролю, словом, всему тому, что помогает добиться успеха в жизни» — отвечают врачи.

В действительности в описаниях детей-индиго причудливо перемешаны нормальные особенности детской психики (высокая самооценка, предприимчивость, творческая активность, склонность к абстрактным «рассуждениям», обычно представляющим собой винегрет из услышанных когда-то высказываний взрослых, эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, возрастное упрямство и негативизм) и симптомы так называемой гиперактивности (неумение ждать и терпеть даже несколько минут, подчиняться элементарным дисциплинарным требованиям, неумение сосредоточиться, неумение вступать в продуктивное общение с детьми и взрослыми).

А начинается всё с патологической беременности. В результате нарушений кровообращения в плаценте (такое чаще всего случается при позднем токсикозе) у ребёнка нарушаются тонкие механизмы регуляции мозгового кровообращения и обмена веществ в тканях мозга. Неврологи называют это состояние перинатальной энцефалопатией, то есть поражением мозга в дородовом периоде, или ПЭП (диагноз, который часто можно увидеть в карточках новорождённых младенцев). В результате раннего органического поражения центральной нервной системы она запаздывает в темпах созревания и функционирует на недостаточном уровне: у гипоактивных детей нарушается нормальное функционирование системы возбуждения, а у гиперактивных детей — нормальное функционирование системы торможения.

Гиперактивные дети — это дети, которые крайне легко возбуждаются, очень подвижны, активны и с большим трудом поддаются контролю. Гипоактивные дети очень спокойные и медлительные. Иногда родителям и педагогам даже кажется, что у такого ребёнка задержка развития, но на самом деле они обычно держатся на нижней границе норм развития.

Такую же клиническую картину может давать родовая травма. Одна из самых распространенных — травма шейных отделов позвоночника. У таких детей обычно на первом году жизни выявляется ПЭП, но, к сожалению, далеко не всегда такие дети получают необходимую терапию. Коварство ПЭП заключается в том, что самое эффективное лечение возможно на первом году жизни, когда признаки патологии очевидны только для специалистов. В результате многие родители отказываются от лечения, а когда через 5–6 лет они сталкиваются с нарушениями поведения ребёнка, то зачастую просто не могут понять, что это последствия недолеченной много лет назад патологии.

Сразу нужно отметить, что подобное заболевание ни в коем случае не смертельно и практически не беспокоит самого ребёнка. Взрослых может шокировать и раздражать его поведение, но самому ребёнку такой стиль жизни представляется совершенно естественным. Тем не менее, у гипер- и у гипоактивных детей, как правило, возникают проблемы в общении со сверстниками в детском саду и в школе, поэтому они нуждаются в помощи [3, с.58].

К сожалению, очень часто родители и педагоги просто не знают об особенностях функционирования нервной системы таких детей, не знают о наличии патологии беременности, родовой травмы или перинатальной энцефалопатии в прошлом и считают их просто плохо воспитанными, избалованными, недисциплинированными, а в последнее время ещё и особенными — детьми-индиго. На самом деле это не так. Гиперактивный ребёнок не может поддерживать беседу не потому, что он плохо воспитан, а просто потому, что такой ребёнок, в силу особенностей работы своего мозга, не может перестать говорить и начать слушать. Такой ребёнок нуждается не в диагностике цвета ауры, а в элементарной помощи. С каждым годом в нашей практике появляется всё больше и больше таких детей. И мы должны знать, как отделить норму от патологии, каковы признаки, свидетельствующие о том, что у ребёнка есть поражение ЦНС, наличии гипо- или гиперактивности, чем мы можем помочь такому ребёнку, как нам самим работать с такими детьми? [1, c. 84]

Любой ребёнок является особенным и необыкновенным просто потому, что другого такого никогда не было и никогда больше не будет. И наша задача — позаботиться о его здоровье и о том, чтобы никакая «патология темперамента» не мешала ему реализовывать свои способности и наслаждаться жизнью.

Как отделить норму от патологии?

Признаки, свидетельствующие отом, что уребёнка есть поражение ЦНС.

  1. Патология беременности (поздний токсикоз, гипоксия) и родов (затяжные или быстрые роды, преждевременные роды, применение щипцов, давления на брюшную стенку, гипоксия в родах).
  2. Диагнозы «ПЭП», «внутричерепная гипертензия», «задержка психомоторного развития» на первом году жизни.
  3. Задержка развития речи.
  4. Тики или другие навязчивые движения.
  5. Жалобы на головные боли, нарушения сна.
  6. Энурез.
  7. Метеочувствительность и вегетососудистая дистония; внезапные и ничем не обусловленные перепады настроения.
  8. Трудности с обучением (своевременным) чтению и письму: ребёнок плохо узнаёт буквы, путает и пропускает их, не может правильно списать простое предложение.

Признаки, свидетельствующие оналичии уребёнка гиперкинетического синдрома.

  1. Особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу.
  2. Наличие неконтролируемых, бессмысленных движений (моргает, покашливает, трёт нос, грызёт ногти, крутит головой, подскакивает на месте).
  3. Очень слабая относительно возрастных норм концентрация внимания.
  4. Стойкие нарушения сна (отсутствие дневного сна)
  5. Быстрая, неразборчивая речь.
  6. Неумение приспособиться к правилам детского сада или группы.
  7. Ребёнок часто получает травмы из-за своей повышенной подвижности и неумения вовремя остановиться.
  8. Неумение налаживать контакты с детьми, учитывая, что общительность повышена. Не умеет выслушивать другого. Не чувствует «рамки» при общении со взрослым.

Признаки, свидетельствующие оналичии уребёнка гипокинетического синдрома.

  1. Постоянная вялость, заторможенность ребёнка; он производит впечатление не окончательно проснувшегося.
  2. Задержка развития речи при нормальном интеллекте.
  3. Полное отсутствие инициативы.
  4. Невозможность выполнять программу детского сада или школы из-за медлительности.
  5. Замкнутость, отчуждённость.
  6. Предпочитает младших партнёров по играм.
  7. Даже при нормальной речи чаще молчалив, отвечает через силу.

Чем же помочь таким детям? Понимание серьёзности нарушения необходимо донести до родителей и, конечно же, убедить их, что ребёнок нуждается в консультации невролога и психолога. Невролог назначит препараты, улучшающие мозговое кровообращение. Большую пользу приносят массажи, физиотерапия, лечебная физкультура, занятия в бассейне. Но главное — это так называемая «поведенческая терапия». Именно её может подобрать наиболее действенно для конкретного малыша только психолог на индивидуальной консультации [2, с. 268].

Но результаты работы данных специалистов появятся нескоро. Лечение может занять месяцы или годы, а коррекцию речи надо начинать уже сейчас, не дожидаясь сглаживания проявлений синдромов.

Требования корганизации иметодике проведения логопедических занятий.

  1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребёнка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.
  2. Форма организации занятий — индивидуальная или в небольшой подгруппе.
  3. В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).
  4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т. д.
  5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.
  6. Использовать разнообразный наглядный материал.
  7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приёмам, сюрпризным моментам.
  8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.
  9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
  10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объёме предстоящей работы.

Таким образом, зная особенности детей с СДВГ, можно не только повышать эффективность и качество коррекционно-логопедической работы, но и активно участвовать в комплексной коррекции СДВГ.

Литература:

  1. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008.
  2. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010.
  3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или всё о гиперактивных детях. Издательство Института психотерапии, 2002.
  4. Симоне Харланд. Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям. — Издательская группа «ВЕСЬ», СПб.: 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родовая травма, задержка развития речи, мозговое кровообращение, перинатальная энцефалопатия, поздний токсикоз, последнее время, самое дело, самый ребенок.
Задать вопрос