Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно знать учителю-логопеду?
Авторы: Митенкова Татьяна Владимировна, Анищенко Лилия Константиновна, Митенкова Елена Викторовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 04.11.2017
Статья просмотрена: 318 раз
Библиографическое описание:
Митенкова, Т. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно знать учителю-логопеду? / Т. В. Митенкова, Л. К. Анищенко, Е. В. Митенкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2808/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последнее время сначала в интернете, а потом и на телевидении, в газетах и журналах замелькали сообщения о детях-индиго, «детях новой формации», которых ничему не надо учить, потому что они и так умнее всех взрослых, вместе взятых. Это дети, «обладающие тёмно-синим цветом ауры», чувствующие себя «царственными», не признающие авторитета взрослых и не желающие им подчиняться, отвергающие любые дисциплинарные требования и монотонную работу, склонные к творчеству, способные рассуждать на философские темы и т. д. Далее обычно следует вывод, что дети-индиго появились на земле под влиянием многопланетного разума (или иных высших сил), что они призваны изменить мир к лучшему, а также, что психологи и педагоги не желают замечать «детей новой формации» в силу своей узколобости, а врачи даже предлагают лечить таких детей [4, с.96].
«От чего лечить? От гениальности?» — возмущаются родители. «Конечно, не от гениальности. От последствий родовой травмы, которые мешают таким детям адаптироваться, использовать в полной мере все свои способности и, в конечном счете, быть счастливыми. Эти дети — не инопланетяне, им нужен не контакт с ноосферой, а толковый врач-невролог, который поможет научиться терпению, дисциплине, самоконтролю, словом, всему тому, что помогает добиться успеха в жизни» — отвечают врачи.
В действительности в описаниях детей-индиго причудливо перемешаны нормальные особенности детской психики (высокая самооценка, предприимчивость, творческая активность, склонность к абстрактным «рассуждениям», обычно представляющим собой винегрет из услышанных когда-то высказываний взрослых, эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, возрастное упрямство и негативизм) и симптомы так называемой гиперактивности (неумение ждать и терпеть даже несколько минут, подчиняться элементарным дисциплинарным требованиям, неумение сосредоточиться, неумение вступать в продуктивное общение с детьми и взрослыми).
А начинается всё с патологической беременности. В результате нарушений кровообращения в плаценте (такое чаще всего случается при позднем токсикозе) у ребёнка нарушаются тонкие механизмы регуляции мозгового кровообращения и обмена веществ в тканях мозга. Неврологи называют это состояние перинатальной энцефалопатией, то есть поражением мозга в дородовом периоде, или ПЭП (диагноз, который часто можно увидеть в карточках новорождённых младенцев). В результате раннего органического поражения центральной нервной системы она запаздывает в темпах созревания и функционирует на недостаточном уровне: у гипоактивных детей нарушается нормальное функционирование системы возбуждения, а у гиперактивных детей — нормальное функционирование системы торможения.
Гиперактивные дети — это дети, которые крайне легко возбуждаются, очень подвижны, активны и с большим трудом поддаются контролю. Гипоактивные дети очень спокойные и медлительные. Иногда родителям и педагогам даже кажется, что у такого ребёнка задержка развития, но на самом деле они обычно держатся на нижней границе норм развития.
Такую же клиническую картину может давать родовая травма. Одна из самых распространенных — травма шейных отделов позвоночника. У таких детей обычно на первом году жизни выявляется ПЭП, но, к сожалению, далеко не всегда такие дети получают необходимую терапию. Коварство ПЭП заключается в том, что самое эффективное лечение возможно на первом году жизни, когда признаки патологии очевидны только для специалистов. В результате многие родители отказываются от лечения, а когда через 5–6 лет они сталкиваются с нарушениями поведения ребёнка, то зачастую просто не могут понять, что это последствия недолеченной много лет назад патологии.
Сразу нужно отметить, что подобное заболевание ни в коем случае не смертельно и практически не беспокоит самого ребёнка. Взрослых может шокировать и раздражать его поведение, но самому ребёнку такой стиль жизни представляется совершенно естественным. Тем не менее, у гипер- и у гипоактивных детей, как правило, возникают проблемы в общении со сверстниками в детском саду и в школе, поэтому они нуждаются в помощи [3, с.58].
К сожалению, очень часто родители и педагоги просто не знают об особенностях функционирования нервной системы таких детей, не знают о наличии патологии беременности, родовой травмы или перинатальной энцефалопатии в прошлом и считают их просто плохо воспитанными, избалованными, недисциплинированными, а в последнее время ещё и особенными — детьми-индиго. На самом деле это не так. Гиперактивный ребёнок не может поддерживать беседу не потому, что он плохо воспитан, а просто потому, что такой ребёнок, в силу особенностей работы своего мозга, не может перестать говорить и начать слушать. Такой ребёнок нуждается не в диагностике цвета ауры, а в элементарной помощи. С каждым годом в нашей практике появляется всё больше и больше таких детей. И мы должны знать, как отделить норму от патологии, каковы признаки, свидетельствующие о том, что у ребёнка есть поражение ЦНС, наличии гипо- или гиперактивности, чем мы можем помочь такому ребёнку, как нам самим работать с такими детьми? [1, c. 84]
Любой ребёнок является особенным и необыкновенным просто потому, что другого такого никогда не было и никогда больше не будет. И наша задача — позаботиться о его здоровье и о том, чтобы никакая «патология темперамента» не мешала ему реализовывать свои способности и наслаждаться жизнью.
Как отделить норму от патологии?
Признаки, свидетельствующие отом, что уребёнка есть поражение ЦНС.
- Патология беременности (поздний токсикоз, гипоксия) и родов (затяжные или быстрые роды, преждевременные роды, применение щипцов, давления на брюшную стенку, гипоксия в родах).
- Диагнозы «ПЭП», «внутричерепная гипертензия», «задержка психомоторного развития» на первом году жизни.
- Задержка развития речи.
- Тики или другие навязчивые движения.
- Жалобы на головные боли, нарушения сна.
- Энурез.
- Метеочувствительность и вегетососудистая дистония; внезапные и ничем не обусловленные перепады настроения.
- Трудности с обучением (своевременным) чтению и письму: ребёнок плохо узнаёт буквы, путает и пропускает их, не может правильно списать простое предложение.
Признаки, свидетельствующие оналичии уребёнка гиперкинетического синдрома.
- Особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу.
- Наличие неконтролируемых, бессмысленных движений (моргает, покашливает, трёт нос, грызёт ногти, крутит головой, подскакивает на месте).
- Очень слабая относительно возрастных норм концентрация внимания.
- Стойкие нарушения сна (отсутствие дневного сна)
- Быстрая, неразборчивая речь.
- Неумение приспособиться к правилам детского сада или группы.
- Ребёнок часто получает травмы из-за своей повышенной подвижности и неумения вовремя остановиться.
- Неумение налаживать контакты с детьми, учитывая, что общительность повышена. Не умеет выслушивать другого. Не чувствует «рамки» при общении со взрослым.
Признаки, свидетельствующие оналичии уребёнка гипокинетического синдрома.
- Постоянная вялость, заторможенность ребёнка; он производит впечатление не окончательно проснувшегося.
- Задержка развития речи при нормальном интеллекте.
- Полное отсутствие инициативы.
- Невозможность выполнять программу детского сада или школы из-за медлительности.
- Замкнутость, отчуждённость.
- Предпочитает младших партнёров по играм.
- Даже при нормальной речи чаще молчалив, отвечает через силу.
Чем же помочь таким детям? Понимание серьёзности нарушения необходимо донести до родителей и, конечно же, убедить их, что ребёнок нуждается в консультации невролога и психолога. Невролог назначит препараты, улучшающие мозговое кровообращение. Большую пользу приносят массажи, физиотерапия, лечебная физкультура, занятия в бассейне. Но главное — это так называемая «поведенческая терапия». Именно её может подобрать наиболее действенно для конкретного малыша только психолог на индивидуальной консультации [2, с. 268].
Но результаты работы данных специалистов появятся нескоро. Лечение может занять месяцы или годы, а коррекцию речи надо начинать уже сейчас, не дожидаясь сглаживания проявлений синдромов.
Требования корганизации иметодике проведения логопедических занятий.
- Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребёнка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.
- Форма организации занятий — индивидуальная или в небольшой подгруппе.
- В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).
- Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т. д.
- Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.
- Использовать разнообразный наглядный материал.
- В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приёмам, сюрпризным моментам.
- Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.
- Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
- Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объёме предстоящей работы.
Таким образом, зная особенности детей с СДВГ, можно не только повышать эффективность и качество коррекционно-логопедической работы, но и активно участвовать в комплексной коррекции СДВГ.
Литература:
- Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008.
- Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010.
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или всё о гиперактивных детях. Издательство Института психотерапии, 2002.
- Симоне Харланд. Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям. — Издательская группа «ВЕСЬ», СПб.: 2004.