Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника
Авторы: Жилина Елена Александровна, Маркова Галина Владимировна, Кошель Наталья Григорьевна, Иванова Светлана Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 21.11.2017
Статья просмотрена: 512 раз
Библиографическое описание:
Жилина, Е. А. Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника / Е. А. Жилина, Г. В. Маркова, Н. Г. Кошель, С. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2852/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ж. Ж. Руссо считал, что «все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все портится в руках человека». Руссо был одним из первых, кто стал рассматривать образовательную среду как условие оптимального саморазвития личности. По его мнению, система воспитания только тогда будет эффективной, когда для каждой личности будет создана особая среда, которая установила бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде личность не получает готовые знания, а учится добывать их сама в процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта. При этом Ж. Ж. Руссо отмечал, что основными источниками развития личности выступает не обширность знаний, а умение самостоятельно распоряжаться таковыми. В такой специально созданной среде свойства личности, развитые «природосообразным» воспитанием, позволяют ей сохранять внутреннюю свободу, независимость от предрассудков и заблуждений общества [7].
ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка. При этом в нем будут гармонично объединены различные образовательные среды для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности [8]. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам [4, с.19–22].
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1 %) и увеличилось — детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6 %) и 3-й группы — c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3 %). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.
Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1–3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.); к 6 годам их число почти у 50 % детей возрастает до 4–5.
Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные для благоприятной жизнедеятельности особенности быстро растущего организма малыша.
В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки, но база (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), в которой это происходит, выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Имеющиеся помещения, отведенные в большинстве детских садов, как для музыкальных занятий, так и для занятий физическими упражнениями, отвечают требованиям лишь детей до 3 лет. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра [2, c.21].
В идеале каждый детский сад должен быть оснащен физкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательных возможностей детей дошкольного возраста. Очевидно, решение этого вопроса не может носить только экстенсивный характер (расширение площадей для занятий физическими упражнениями). Интенсивный путь развития в настоящее время наиболее приемлем для бюджетной сферы образования. Однако и он в нынешних экономических условиях подходит далеко не для всех дошкольных учреждений. Поэтому задача административно-хозяйственных и педагогических коллективов ДОУ, насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям [1, с.95].
Одним из направлений решения этой проблемы является создание искусственной среды.
Создание искусственной среды предполагает использование тренажеров и тренажерных устройств, а также различного нестандартного физкультурного оборудования [6].
Тренажеры и тренировочные устройства относятся к техническим средствам. Понятие «технические средства обучения» (ТСО) объединяет разнородную группу инструментов, устройств, приспособлений и приборов, используемых для повышения эффективности учебно-воспитательного и тренировочного процесса [3, с.87]. В большинстве своем, в ДОУ применяются тренировочные устройства, не имеющие обратной связи и не обеспечивающие ребенка информацией о ходе выполнения движений.
Важной в плане интеграции двигательной и познавательной деятельности является разработка игровых, познавательных тренажерных устройств для дошкольников [5, с.25].
Конструкция подобного рода тренажерных устройств состоит из двух блоков — «двигательного» и «познавательного». Например, велотренажер с вращающимся барабаном. В нем «двигательный» блок представлен детским велосипедом, закрепленным на велостанке, а вращающийся барабан с закрепленными на нем картинками предметов и знаками букв представляет блок «познавательный». При вращении ребенком педалей перед ним появляются знак буквы и картинка с изображением предмета, животного, и т. д., название которого начинается с этой же буквы.
Игровые, познавательные тренажерные устройства рассчитаны на создание для ребенка условий, при которых решаются задачи интеграции двигательной и познавательной деятельности.
При этом ребенок, как в этом примере, одновременно выполняя двигательное действие (педалирование), запоминает буквы алфавита и изображения тех или иных предметов, животных, рыб, птиц и т. д. Особенностью данного подхода к разработке игровых тренажерных устройств является широкая возможность увеличения количества компонентов сенсорного потока раздражителей как в «двигательном», так и в «познавательном» блоках. В познавательном блоке может быть увеличено количество знаков букв и картинок, цветовая гамма их представления.
В двигательном блоке может меняться величина нагрузки (за счет изменения силы трения, использования упругих рекуператоров), скорость педалирования, положение тела (стоя, сидя), устойчивость велосипеда (изменение жесткости крепежа), время педалирования.
Особую роль в занятиях физическими упражнениями играет цветовое насыщение помещения, в котором занимается ребенок. Цветовая гамма в оформлении зала используется с целью улучшения условий проведения занятий, рационализации деятельности воспитателя и ребенка, а также повышения эффективности их совместной деятельности. Цвет оказывает влияние на интеллектуальное развитие дошкольника, на его настроение, поведение и работоспособность, способствует улучшению условий в организации работы зрительного анализатора, ориентации, видимости и различению (М. Шмид). Цвет является не только средством решения композиционных условий организации двигательного пространства, но и средством дополнительной информации, обеспечения безопасности выполнения упражнений.
Цветовое насыщение оживляет двигательное пространство зала, поднимает настроение и стимулирует деятельность органов чувств. Оранжевый цвет стимулирует нервно-мышечную деятельность, способствует психологическому контакту с окружающей средой. При большой насыщенности этот цвет применяют в качестве сигнала предупреждения. Желтый цвет средней насыщенности вносит живость, тепло, легкость, действует возбуждающе, создает впечатление уюта и чистоты. Красный цвет наиболее активно воздействует на человека, стимулирует психическую деятельность, активизирует реакции человека. На эмоциональное состояние и настроение детей влияют не только отдельные цвета, но и их комбинации. Гармоничное их сочетание эффективно влияет на поведение и работоспособность дошкольника.
Запах, звук в соответствии с темами занятий используются для развития анализаторных систем и ориентирования в пространстве. При этом решаются такие частные задачи, как формирование восприятия пространства за пределами зала, «видение сквозь стены», движение солнца и луны, планирование занятий с учетом высоты солнечного зенита и фаз луны (растущая и убывающая) [9].
Одна из важнейших задач воспитания — поиск необходимого времени для обеспечения физического развития, укрепления здоровья средствами и методами физической культуры.
Ценность материала заключается в том, что повышается интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличивается их двигательная активность, поднимается эмоциональный настрой на физкультурных занятиях. Оно позволяет внести в каждое занятие элемент необычности, занимательности, вызывает у детей интерес и желание играть.
Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которые привлекают внимание детей и повышают их интерес к выполнению основных движений и упражнений и способствуют высокому эмоциональному тонусу во время занятий. Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное, легко обрабатывается. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице. Нестандартное оборудование — это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.
Занятия с нестандартным оборудованием позволяет решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения детей, развивают творчество и фантазию. Такие занятия могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий.
Одним из направлений решения этой проблемы является создание проектов по расширению двигательных возможностей детей дошкольного возраста предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.
Литература:
- Бубинская, П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] // П. П. Бубинская, В. И. Васюкова, Г. П. Лескова. М: Просвещение, 1990.- 95 с
- Виноградова Н. А. Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Охрана и укрепление здоровья: учебное пособие / Н. А. Виноградова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 144 с.
- Лапутин, А. Н. Обучение спортивным движениям [Текст] / А. Н. Лапутин. — К.: Здоров'я, 1986. — 216 с.,
- Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст]// Воспитание школьников.-2005.-№ 2.-С.19–22
- Правдов, М. А. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении с детьми 4–7 лет: метод, реком. для ст-овпед. ин-стит. и воспит. дет.садов [Текст] / М. А. Правдов. — Шуя: ШГПИ, 1996. — 25
- Ратов, И.П, Концепция «искусственная управляющая среда», ее основные положения и перспективы использования //Научные труды 1995 года. — М.: ВНИИФК, 1996, т.1, с.129–148
- Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 545–548).
- Задачи физического развития по ФГОС: Режим доступа: URL: http://raguda.ru/vs/zadachi-fizicheskogo-razvitija-doshkolnikov-po.html (свободный доступ: дата входа 08.10.2016)
- Физическое оздоровление детей дошкольного возраста: Режим доступа: URL: http://diplomba.ru/work/105443 (свободный доступ: дата входа 07.08.2016)