Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
Авторы: Никитишина Наталья Анатольевна, Болотских Наталья Викторовна, Чернобаева Светлана Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 20.11.2017
Статья просмотрена: 7118 раз
Библиографическое описание:
Никитишина, Н. А. Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра / Н. А. Никитишина, Н. В. Болотских, С. А. Чернобаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2859/ (дата обращения: 18.12.2024).
Среди многих направлений работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, немаловажное значение имеет обучение игре.
Игра влияет на развитие коммуникации и социального взаимодействия. Отсутствие навыков игры, соответствующих возрасту, может оказаться огромным социальным недостатком. Если ребенок не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками: у него могут возникнуть трудности в умении делиться, договариваться, делать что-то по очереди, не говоря уже о навыках самостоятельной деятельности, поведении в общественных местах, соблюдении правил этикета и так далее.
В самом начале наблюдений за детьми, мы заметили, что они не контактировали друг с другом, а играли по одиночке. Их игры с игрушками и другими объектами, были довольно необычны, нецеленаправленны, носили в основном, манипуляционный характер, больше напоминали игры младших дошкольников. Дети могли проводить час за часом с неигровыми предметами (бумажки, крышки, веревочки, детали от игрушек или конструктора), выполняя при этом монотонные и повторяющиеся действия (кручение, верчение, подбрасывание), «зацикливались» на каких-то своих определенных, одиночных играх. Не всегда «впускали» педагога в свою игру. Так как игровое взаимодействие у них было затруднено, у нас возникали большие трудности при попытках вовлечь их в осмысленную игровую деятельность.
Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что, несмотря на манипуляционные игры, дети с расстройствами аутистического спектра могут научиться играть и даже получать удовольствие, принимая участие в целенаправленной игровой деятельности с другими людьми. Ведь игра помогает открывать новые пути для их развития.
Нами был составлен определенный план действий для вовлечения детей в игру: начали с того, что стали организовывать игровое взаимодействие между одним ребенком и педагогом, затем стали помогать двум детям, устанавливать контакт и взаимодействие между собой (сначала кратковременно, затем понемногу расширяя), учитывая их игровые интересы. При этом роль педагога в процессе игры постепенно уменьшалась. В дальнейшем мы хотим попытаться объединять их в макро-группы, таким образом, чтобы у них возникло ощущение связанности друг с другом. Идеальным вариантом будет считаться модель, при которой ребенок будет способен самостоятельно спланировать и организовать игру с другими детьми.
Чтобы обучить детей игре, мы начали формировать у них игровые навыки, соответствующие их разным стадиям развития: (обратите внимание на экран — демонстрация слайда)
- Игра в одиночестве — ребенок играет с игрушкой при условии, что рядом никого нет, и никто не пытается с ним общаться. Если кто-то садится рядом, то он отворачивается от этого человека или отодвигается. А если кто-то еще и прикасается к его игрушке, то он встает и уходит.
- Параллельная игра — ребенок играет с игрушкой в непосредственной близости от других детей или педагога, иногда он наблюдает за тем, как другие дети играют со своими игрушками. Но по большей части его внимание сосредоточено на собственной игрушке, он не взаимодействует с ровесниками или воспитателем.
- Интерактивная игра — ребенок может делить игрушку с ровесником или взрослым и умеет играть по очереди. Это может включать передачу игрушки друг другу или имитацию игры друг друга. При этом ребенок может играть молча, избегая зрительного контакта с другим человеком.
- Сотрудничающая игра — играет и взаимодействует с другим человеком во время игры с разными игрушками или с одной общей игрушкой. При этом смотрит на другого человека и поддерживает зрительный контакт (вместе с другим человеком строит башни, дома из кубиков или собирает паззл-головоломку, мозаику).
- Сюжетно-ролевая игра — участвует в воображаемой игре (один или с другими людьми), в которой есть элементы «понарошку»: утешает куклу, которая как будто плачет, готовит воображаемую еду из пластилина, переодевается для игры, при этом, игра в переодевание должна включать понимание определенного персонажа (надевает белый халат, чтобы притвориться врачом).
- Игра на основе правил — играет в социальные и соревновательные игры с другими людьми, включая настольные игры, игры с карточками, компьютерные и спортивные игры. Также может играть с другими детьми в игры, придуманные на ходу, и может соблюдать правила, даже если они постоянно меняются.
Во время обучения игровым навыкам, был разработан план работы, в котором были выделены:
– маленькие, но конкретные цели;
– определены условия динамики;
– включены разные виды поощрений.
Если ранее во время стереотипной игры (аутостимуляции) ребенок находился в «зоне эмоционального комфорта», то теперь в совместной игре, он стал эмоционально «заряжаться» от взрослого, а не от своих аутостимуляций. Но мы увидели, что возможности таких детей ограничены. Они легко истощались и попадали в «зону патологического стресса». У них наблюдались негативные поведенческие проявления: крик, визг, истерика, направление агрессии на себя и на окружающих. Тогда мы стали аккуратно поддерживать ребенка в ходе игры: сокращать время его самостоятельной аутостимуляционной деятельности, постепенно расширять и развивать совместную игру. Теперь, когда мы играли вместе с ним, его игра стала понемногу развиваться и приобретать творческий характер, служить его «зоной развития». Например: сначала Саша В. играла с деталями конструктора стереотипно: она их подбрасывала, смотрела, как они падают на стол, затем она их стала крутить (ставила круглым основанием на стол и раскручивала). Педагог, включившись в игру ребенка, показала, что можно получать разные фигуры, если скрепить детали конструктора между собой (вставляя их в прорези). Саша заинтересовалась этим, и уже через несколько минут собрала фигуру короны.
Мы обратили внимание, что игра с педагогом способствует развитию: внимания, самовосприятия (восприятие своего тела, образа себя), регуляции поведения (возможности действовать по инструкции взрослого), имитации движений, действий и речи педагога, собственной речи ребенка, познавательного интереса и интереса к занятиям. Также совместные игры подготавливают ребенка к дальнейшим занятиям в группе и занятиям с учителем-дефектологом.
Во время работы с детьми, стараемся соблюдать принципы игрового взаимодействия: (обратите внимание на экран — демонстрация слайда)
– принцип игрового интереса (активность ребенка развиваем через его интересы);
– принцип дружеских отношений (поддерживаем и принимаем его отношение, не критикуем его действия во время игры);
– принцип свободного «входа-выхода» (позволяем свободно входить в игру, также выходить из нее, наша задача при этом создавать интересные и эмоциональные действия);
– принцип удовольствия (получение ребенком удовольствия от игровых действий;
– принцип зоны игрового комфорта (играем в зоне его комфорта и в развивающей зоне, самое главное при этом — необходимо остановиться до того, как ребенок истощится);
– принцип темпа (учитываем темп ребенка, действуем и говорим в том же темпе, что и ребенок;
– принцип завершения (предоставляем ребенку возможность закончить значимое для него дело (действие, игру)).
– принцип постепенной передачи инициативы (постепенно передаем ребенку инициативу в игре).
В своей работе пользуемся приемами развивающего воздействия в игре:
– имитируем действия ребенка, когда присоединяемся к его игре;
– постепенно развиваем целенаправленный сюжет;
– повторяем действия, это помогает сосредоточиться на игре;
– проговариваем все действия во время игры, комментируя простыми словами, связывая слово и действие (существительное и глагол);
– соблюдаем паузы (учим ждать — во время устного счета, ждем продолжения сюжета или конца игры самим ребенком или педагогом), что помогает избежать истощения и стимулирует активность ребенка;
– предоставляем выбор (ребенок может не принять сюжет игры, предложенный педагогом, а предложит свой целенаправленный сюжет), что способствует развитию коммуникативных навыков и игровой инициативы;
– игнорируем негативное поведение и закрепляем позитивное с помощью поощрения (эмоционального, предметного).
Коррекционную работу по развитию игровой деятельности в группе мы проводим по нескольким направлениям: (обратите внимание на экран — демонстрация слайда)
Имитационная игра с отражением
Обычно в нее играют типические, не аутичные дети в возрасте шести месяцев. Когда ребенок впервые начинает играть, это проявляется в обмене эмоциями и жестами с близкими взрослыми — отражением. Дети с расстройствами аутистического спектра не видят взаимосвязи между их собственным поведением и поведением других людей. Поэтому у них возникают проблемы, связанные с имитацией (подражанием) и отражением. Преодолеваем мы это с помощью имитационных игр. Например, играем с куклой, когда сначала педагог производит какие-либо действия с куклой, при этом обязательно проговаривая все эти действия, а потом ребенок сам имитирует их.
Параллельная игра и игровой «диалог»
Приблизительно в возрасте восемнадцати месяцев неаутичные дети начинают использовать параллельную игру. При нормальном развитии, параллельная игра — это этап, на котором ребенок еще не способен вовлекаться в текущий диалог с детьми своего же возраста. Но он заинтересован в своем равенстве и играх рядом с другими детьми, что является своеобразным «индикатором» потребности в установлении социального контакта. В параллельной игре, при создании простых игровых последовательных действий, устанавливается социальное взаимодействие между ребенком и взрослым, а также между двумя детьми. Например, предлагаем им те игры, когда дети играют вроде бы вместе, но каждый ребенок предоставлен сам себе и играет независимо от другого ребенка (игры с мыльными пузырями, надувными шарами, лентами, игра с полупрозрачными предметами («Парус»), игры в песочнице).
Игра с переходом хода
Во время игры важно, чтобы игроки были способны передавать ход. Это означает осознание того, что у каждого игрока должен быть свой собственный ход. Дети с расстройствами аутистического спектра не способны к передаче хода во время взаимодействия и нуждаются в том, чтобы им помогли этому обучиться. Например: учили катать мяч, машинку, обруч от одного игрока другому.
Игра с правилами
Эти правила известны, как «социальные нормы поведения», которые обычные дети приобретают через взаимодействие с другими людьми (социальный аспект). У особых детей способность к пониманию правил социального взаимодействия снижена или же вовсе отсутствует. Игры с правилами помогают им лучше понять и осознать социальный аспект.
Важно помнить, что правила игры должны усложняться постепенно, в противном случае ребенок может оказаться в ситуации замешательства, что окажет негативное влияние на эмоциональную сферу ребенка и приведет к потере интереса. Например, использовали элементы сюжетно-ролевых игр (готовили, кормили куклу, укладывали ее спать, мыли посуду; ходили на прием к врачу: врач осматривал больного, слушал его, измерял температуру, ставил укол, давал сладкую витаминку и т. п.).
Групповая игра (самое высокое игровое направление)
Для наших воспитанников этот вид игры очень сложен и пока не доступен. Такие дети спонтанно не включаются в групповые игры, поскольку это подразумевает высокий уровень социального взаимодействия и коммуникации. В процессе целенаправленной коррекционной работы у них может возникнуть чувство связанности друг с другом, что позволит им контактировать, общаться и играть между собой в группе. Однако, они всегда будут нуждаться в координирующей помощи и поддержке со стороны взрослого человека, в его отсутствии игра не будет иметь успеха.
Таким образом, развивая игровую деятельность аутичного ребенка, можно преодолеть проблемы в сферах коммуникации и социального взаимодействия. Важно быть последовательными при развитии игровой деятельности и сознавать принципы управления игрой, тогда это приведет к высоким результатам.
Необходимо помнить: когда ребенок играет, нужно остерегаться давления или требований, которые сдерживают его. Самое главное — игры должны быть веселыми, они должны мотивировать ребенка.
Литература:
- Делани, Т. Развитие основных навыков для детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми [Текст]/Т. Делани. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. — 255 с.
- Кац, Л. И. Игротерапия для детей с РАС [Текст]/Л. И. Кац, В. Б. Тюлина// Аутизм и нарушения развития. № 3 (48). 2015. — С.21
- Мастюкова, Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме [Текст]/ Е. М. Мастюкова. — М.: Владос, 2008–304 с.
- Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст]/ О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — Изд. 6-е, стер. — М.: Теревинф, 2010. — (Особый ребенок). — 288 с
- Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком [Текст] /С. Ньюмен. — М.: Теревинф, 2016. — 236 с.
- Роджерс, С. Дж. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться [Текст] / Салли Дж. Роджерс, Дж. Доусон, Л. А. Висмара. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. — 416 с.
- Шоплер, Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей Сборник упражнений для специалистов и родителей [Текст]/ Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс. — Минск: Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», 1997. — 251 с.
- Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком [Текст] / Е. А. Янушко. — М.: Теревинф, 2017. — 128 с.