Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 22.11.2017

Статья просмотрена: 1831 раз

Библиографическое описание:

Кудимова, Т. В. Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) / Т. В. Кудимова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2862/ (дата обращения: 16.10.2024).



«Игру недаром называют «ведущей» писал Сухомлинский — именно благодаря ей ребёнок познаёт окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в общество взрослых. Через игру ребёнок познаёт самого себя, свои возможности.

Педагогические технологии — это всесторонне направленный комплекс педагогических приёмов, способов и методов ведения образовательной деятельности педагогом для достижения поставленных целей.

Поскольку вопрос совершенствования воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников с ОВЗ, организация всего воспитательного процесса, предполагает использование всех видов деятельности и общение детей, и особенно игровых технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам.

При использовании игровой технологии обязательно педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя. Причём это сопровождение подразумевает как непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребёнка, изучение возможностей его развития. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение воспитателя и обучающегося.

Игра выполняет следующие функции:

1) общевоспитательную — усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.

2) познавательную — все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.

3) развивающую — осуществляется умственное и физическое развитие детей.

4) развитие речи — в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.

Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляются средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ. В сюжетно-ролевой игре они учатся взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка.

Подвижные игры, игры забавы.

К играм-забавам относятся народные: игры-потешки («Ладушки», «Сорока», хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Подвижные игры, игры забавы применяются для развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Сюжетные игры способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания воспитанник осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.; в процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.

Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т. п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры — лото, домино, мозаики и пр.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Игра занимает большую часть жизни младшего школьника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра — тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная — может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая технология, игра забавы, ограниченная возможность здоровья, развитие речи, ребенок.

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Задать вопрос