Как приобщить ребёнка к чтению в школе
Автор: Васильева Виктория Викторовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 01.12.2017
Статья просмотрена: 515 раз
Библиографическое описание:
Васильева, В. В. Как приобщить ребёнка к чтению в школе / В. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 105-106. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2866/ (дата обращения: 16.11.2024).
Чтение — вот лучшее учение…
А. С. Пушкин
Сейчас, в век компьютерных инноваций, привить ребёнку любовь к чтению -дело не простое. Вокруг множество соблазнов — компьютер, гаджет, телевизор. Умело пользуясь достижениями научно — технического прогресса, не надо прикладывать особых усилий, чтобы получить информацию, игры, музыку. Поэтому количество читающих детей резко сократилось. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.
В результате изучения требований ФГОС и анализа проблем, связанных со слабым проявлением интереса к чтению современными детьми я пришла к выводу, что главная моя задача — приобщить моих будущих первоклассников к чтению, развивать потребность к общению с книгой. Реализовать требования ФГОС без качественного чтения, без умения работать с текстами любого содержания очень сложно.
Как же привить любовь к чтению у ребенка? Над этим вопросом я как учитель начинаю работать с первого дня прихода первоклассника в школу. Мною разработана система мероприятий, в которую включена деятельность детей, родителей, учителя:
1. Родительское собрание о важности чтения в образовании и жизни.
На собрании была поставлена перед родителями одна задача — помочь учителю в создании благоприятных условий детям для воспитания любви к чтению и книге.
2. Ведение читательского дневника.
Оформление дневника и его содержание не ограничено рамками, это творческая индивидуальная работа детей и родителей. Раз в триместр ребята рассказывают о своем дневнике, какие произведения прочитали, сделали записи и рисунки. Читательский дневник позволяет развивать интерес к чтению, творческие способности детей, их устную речь, способствует развитию умения списывать текст. В читательском дневнике предусмотрено оценивание учителем, родителями и детьми. Для оценивания используются смайлики, шкалы, фишки, словесное оценивание. Ребята рассказывают о своем дневнике ученикам начальной школы.
3. Оформление в классе читательского уголка, где есть рубрики: как мы читаем;
лучший чтец;
темы для внеклассного чтения;
результаты читательских конкурсов.
После проверки техники чтения на стенде читательского уголка помещаю фишки с количеством прочитанных слов каждого ученика. На фишках есть словесное оценивание «молодец», «отлично», «умник», «старайся». Такие же фишки получает каждый ребенок и помещает его в читательском дневнике. Эта работа позволяет родителям увидеть результат работы детей. У ребят появляется желание и стремление повысить количество слов, прочитанных за минуту. Они ставят перед собой задачу и выполняют ее.
4. Развитие творческих способностей: письмо сказок, историй.
Ребята к урокам литературного чтения пишут свои сказки, истории на заданную тему. Конечно, пока их помощниками являются родители. И это очень хорошо, т. к. родители являются не сторонними наблюдателями, а участниками учебной деятельности и знают, чем занят ребенок, понимают, что работа развивает в детях творческие способности. На уроке русского языка ученики составляют мини- сочинения из 3–5 предложений на заданную тему и эта работа ведется в системе.
5. Оформление творческих работ детей с помощью средств ИКТ.
Дети моего класса учатся набирать текст своей творческой работы на компьютере, оформляют рисунками.
6. Создание мини — книжек на заданную тему. В читательском уголке оформлена тема для внеклассного чтения, с которой дети работают 1,5–2 месяца. Результатом этой работы является создание своей мини-книги. Дети защищают свой проект, что способствует развитию устной речи, умению выступать в аудитории, отвечать на заданные им вопросы, развивает навыки читательской грамотности, способствует воспитанию любви к чтению. Они знакомят ребят других классов со своей творческой работой.
7. Уроки внеклассного чтения.
Этой работе может быть посвящен как весь урок, так и часть урока. Не обязательно на уроке внеклассного чтения работа с произведениями или книгами на заданную тему. Ребята любят приносить и рассказывать о прочитанных книгах, которые не относятся к определенной теме, но это не запрещается им, а только приветствуется.
8. Создание мини- проектов на уроках.
Такая работа чаще всего применяется на уроках окружающего мира. Например, при изучении темы «Планеты Солнечной системы» ребята двух групп создавали свой проект о планете Земля. В Интернете нашли загадки о планете, дополнительную информацию о Солнечной системе, использовали энциклопедии и учебник для сбора информации, создавали и защищали проект. Чтобы выполнить эту работу, нужны навыки умения работать с текстом и выбирать необходимую информацию.
9. Использование Интернета, словаря, энциклопедий.
10. Применение технологии критического мышления.
Данная технология развивает у учащихся интерес к литературному чтению как к предмету. Способствует воспитанию любви к чтению, помогает развивать творческие способности детей, речь устную и письменную, их мышление, воображение, фантазию.
На уроках применяю приемы: кластер, синквейн, тонкие и толстые вопросы, дерево предположений.
11. Оценивание и самооценивание достигнутых результатов.
Для этого применяю листы самооценивания, листы оценивания деятельности учащихся родителями, детьми и учителем. Фиксируем достижения учеников в портфолио, в таблицах.
12. Участие родителей в работе с книгой: оказывают помощь детям при создании мини — книжек, дарят книги детям, читают совместно со своим ребенком, консультируются с учителем, участвуют в конкурсных программах.
13. Обмен между детьми книгами, которые прочитаны ими. Родители дарят детям книги разного содержания. После прочтения, дети обмениваются книгами.
14. Экскурсия в городскую библиотеку.
15. Работа с литературой школьной библиотеки.
Литература:
- Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников — М.: 1997.
- Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах — М.: «Педагогика» 1977.