Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в театрализованной деятельности
Авторы: Антонова Людмила Валентиновна, Шарафутдинова Эльвира Станиславовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 29.11.2017
Статья просмотрена: 548 раз
Библиографическое описание:
Антонова, Л. В. Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в театрализованной деятельности / Л. В. Антонова, Э. С. Шарафутдинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2874/ (дата обращения: 16.11.2024).
Игра — основная деятельность ребенка, которая необходима для развития интеллекта, совершенствование речевых навыков, психических процессов и личности в целом.
У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно, ограниченный словарный запас, недостаточно сформирован грамматический строй речи, фонематическое восприятие, речевое дыхание. Они не всегда имеют возможность самореализации и испытывают трудности в коммуникации. Им сложно избавиться от застенчивости и приобрести полезные навыки.
Инклюзивное образование предусматривает создание «безбарьерной» среды с целью самореализации детей с ОВЗ. Театрализованная деятельность является творческой основой для обучения и развития детей, т. к. ее основная цель — включение детей с речевыми патологиями в социальную среду через театральное искусство, которое помогает ребенку решить проблемы в общении, избавиться от застенчивости, проявить себя в разговорных жанрах.
Чтобы решить эти задачи и добиться желаемого результата, необходимо взаимодействие воспитателя и учителя — логопеда. Для этого мы разработали один из конспектов театрализованной деятельности для детей 4–5 лет.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе
«Путешествие в сказку»
Шарафутдинова Эльвира Станиславовна, воспитатель;
Антонова Людмила Валентиновна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 158» г. Чебоксары
Программное содержание
Развивать выразительность речи и движения, речевую инициативу, речевую самостоятельность, коммуникативные навыки, речевой слух.
Закреплять знания о животных с помощью загадок
Формировать умение передавать образы животных и характерные черты героев сказки, используя пантомимические средства выражения.
Развивать память, логическое мышление.
Воспитывать нравственные качества.
Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками. Создать эмоционально-положительное настроение от результата совместной деятельности, развивать эмоции.
Предварительная работа: инсценировка потешек, песенок, чтение сказки «Рукавичка», просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций, игры — этюды на развитие эмоции, выразительности речи, движений, подготовка к драматизации сказки «Рукавичка» разучивание диалога животных, используя пантомимические средства выразительности;
Материалы и оборудование: Игрушка — белочка, клубок ниток, рукавичка, колокольчик, ширма, аудиозапись «В гостях у сказки», маски героев сказки «Рукавичка», проектор для показа слайдов.
Ход
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
— Я вижу, у нас гостья!
Белочка: Здравствуйте! Куда я попала? (В детский сад). Ой, как здорово! Я хочу с ребятками познакомиться. Вас так много и мне поможет волшебный клубочек всех запомнить.
Игра «Назови имя» — называют имена и передают клубочек.
— Нас белочка связала волшебной нитью. А ещё у Белочки есть волшебный колокольчик, который умеет превращать!
— Колокольчик, позвени, нас в зайчат преврати! А зайчики бывают весёлые, шустрые (Показ детьми веселых зайцев)
На лесной лужайке
Танцевали зайки,
Прыгали, скакали,
Лапками стучали.
Кто-то заек испугал, и они спрятались за кустик и задрожали... Наверное, почуяли волка. (Показ детьми трусливых зайцев)
— Колокольчик, позвени, нас в волка преврати! А волк какой? Большой, сердитый, у него длинные лапы, он никого не боится, добычу ищет. Покажите сердитого волка...
Серый волк — зубами щёлк,
По лесу рыщет, добычу ищет!
— Колокольчик, позвени, нас в лисичек преврати! Лисички какие? Хитрые, увёртливые, быстрые, хвастливые.... Покажем, какие мы лисички — хвостиком помахиваем, следы заметаем, вот так...
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты!
— Колокольчик, позвени, нас в медведей преврати! Мы медведи — какие мы? Большие, неуклюжие, косолапые, ходим, широко расставив лапы, головой поворачиваем, ищем, чем бы полакомиться!
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит,
Находит в дуплах мёд
И в рот к себе кладёт!
— Вы, молодцы, вот и белочке понравилось ваше превращение! И она приглашает нас дальше — ты катись, катись, клубок, в сказочный лесок! (Звучит аудиозапись «В гостях у сказки»),
— Но чтобы сказка нам открылась, отгадаем загадку:
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка.)
Ребята, а как можно ещё назвать варежку? (Рукавичка.)
Находим рукавичку с детьми под елочкой.
— Ребята, посмотрите, рукавичка! Да, она непростая. Какие-то голоса из неё раздаются. Давайте посмотрим, кто это там? Если мы отгадаем правильно, то отгадки появятся в сказочном лесу.
При отгадывании загадок, дети животных подражают голосом, проводится игра «Изобрази голосом» и «Громко — тихо»
(Загадки — слайды)
1. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она (мышка).
— Как мышка тихо пищит, почуяла кошку громко запищала.
2.Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар, и мушка (лягушка).
Много лягушек громко квакают, а теперь — тихо.
3.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета (заяц).
4.Посмотрите-ка, какая,
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой (лиса).
5. На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк).
(голодный волк воет громко, а сытый лежит себе тихо подвывает)
6. Есть у Савки пятачок,
Два клыка и Кренделек,
Без шнурков его ботики,
А костюмчик из щетинки.
Под дубком построил дом,
Ищет носом жёлудь он (кабан).
(кабан громко произносит — тихо).
7. Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосёт он лапу (медведь)
(медведь ревет громко — тихо)
— Молодцы, хорошо справились с заданием! Правильно отгадали все загадки. Из какой сказки пришли к нам эти герои? (Ответы детей.) Правильно, из украинской народной сказки «Рукавичка». Предлагаю разыграть эту сказку!
—Колокольчик позвени и нас в сказку перенеси
Драматизация детьми сказки.
—Мне очень понравилось, какие вы были артисты, молодцы! Как вы думаете, какие звери в сказке злые? Сердитые? Добрые? (ответы детей). Лезли ли звери в рукавичку без спроса?.
—Нет, не влезли.
Нам пора прощаться с белочкой и возвращаться.
Снова за руки возьмемся,
в круг весёлый соберёмся
Мы не будем огорчаться
Что уже пора прощаться
Литература:
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду. М.,2010.
- Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками/ Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой.СПб., 2007
- Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2008
- Щеткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2008
- Интернет-ресурс http://www.maam.ru