Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Мизюра, Л. В. Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации / Л. В. Мизюра. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2877/ (дата обращения: 16.10.2024).



Одной из главных задач нашей школы является социализация детей. Что мы понимаем под словом «социализация»? Это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно совершить? Каким образом? Именно через развитие творческих, а значит индивидуальных способностей. Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Наша школа предоставляет воспитанникам максимум возможностей для развития творческих способностей, получение жизненно важных практических навыков.

Воспитанники нашей школы имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности через различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение, макраме, папье-маше, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, поделки из бумаги и ниток, изготовление народной куклы, театральная деятельность.

В своей воспитательской деятельности я использую различные способы и приемы включения воспитанников в творческую деятельность: рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т. д. Для развития творческих способностей мною используются нетрадиционные техники (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; папье-маше, комбинированная аппликация — применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т. д.). Работа с такими материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

В воспитательном процессе применяю личностно-ориентированный подход с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств и индивидуальных особенностей детей.

Личностно-ориентированный подход позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Одним из интереснейших видов художественной деятельности является работа с тканью. Совместно с воспитанниками выполняем работы в различной технике (мягкая игрушка, аппликация, коллаж, мозаика, моделирование). Проводимая работа позволяет развивать умения отражать в рисунке, аппликации, вышивке, лоскутной технике собственные элементарные творческие способности (например: при сочетании цветов, фактур тканей, выбора рисунка или изображении собственного рисунка). Более сильным воспитанникам стараюсь предоставить возможность самостоятельного придумывания и изготовления вещей, что позволяет воспитывать у них чувства вкуса, формирует бережное отношение к труду. Полученные на занятиях умения по сочетанию цветов, сочетанию фактур ткани помогут детям в дальнейшем избежать грубых ошибок в сочетании вещей при формировании собственного гардероба, индивидуализировать себя по стилю одежды, образу.

Широко применяется на наших занятиях бумага и картон. Особенно привлекает детей моего класса возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, в качестве подарков на день рождения, к новогодним сказкам. Совместно с воспитанниками изготавливаем из картона головные уборы, накидки, атрибуты, которые применяются в дальнейшем в общешкольных мероприятиях. Через различные действия с бумагой, картоном с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Также свои работы воспитанники выставляют на выставках, как в школе, так и на всероссийских творческих конкурсах.

Особенно заинтересовала моих воспитанников работа в технике квиллинг. С помощью квиллинга можно декорировать различные предметы интерьера, украшать подарки, сделанные своими руками, делать картины, необычную бижутерию. Квиллинг дарит воспитанникам отличное настроение от созданных своими руками красивых и оригинальных вещей и в свою очередь требует проявления творческого потенциала, аккуратности и усидчивости.

Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений.Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Большой интерес у воспитанников вызывает тема «Народная кукла». Куклы несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но вносят свое — выбирают способы конструирования и оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Ребенок становится художником, способным воплотить свои оригинальные замыслы, выразить свои внутренние особенности, фантазии и мечты. На таких занятиях отсутствует понятие неудачи, неправильности выполнения куклы. Кукла каждого ребенка является особенной, неповторимой, как и сами дети. В конце занятий проводится рефлексия — дети общаются с куклами, дают им имена, рассказывают о своих впечатлениях от занятия. Созданные куклы принимают участие в конкурсах, выставках.

Широкие возможности для развития творческих способностей детей содержит театрализованная деятельность. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного, экологического воспитания, безопасности.

Читая воспитанникам мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их. При прочтении сказки мы с воспитанниками старались обыграть её по ролям, используя при этом различные виды театров. Например, в рамках календарного планирования с воспитанниками обыгрывали сказку: «Рукавичка», «Мешок яблок». Для драматизации сказки использовался настольный театр. В процессе драматизации я не требую от воспитанников дословной передачи текста, они говорят своими словами — интонацией, жестом, мимикой выражают свое понимание, видение роли. Предоставляю воспитанникам возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя, не допустить у воспитанника страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

В заключение своего доклада хочу отметить, что развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого я подбираю посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. При выполнении заданий я оказываю детям разные виды помощи, поощрения: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым, т. е. к каждому ребёнку применяю личностно — ориентированный подход. Дети делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям, выполняют задания в группах. Таким образом, от занятия к занятию дети все более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы, они учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости. Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагают широкий простор для творчества. При этом я постоянно корректирую деятельность ребенка, помогаю ему вовремя исправить допущенные ошибки. Результатом такого сотворчества становятся выставки, творческие мастерские.

Я как педагог, занимаясь развитием творческого потенциала своих воспитанников, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитанник, возможность, работа, занятие, личностно-ориентированный подход, природный материал, совместная работа, сочетание цветов, творческий потенциал.

Похожие статьи

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения

Внедрение детей с ОВЗ в социальную среду как важный фактор их физического и психологического здоровья и развития

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования экологического мировоззрения обучающихся

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Похожие статьи

Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения

Внедрение детей с ОВЗ в социальную среду как важный фактор их физического и психологического здоровья и развития

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования экологического мировоззрения обучающихся

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Задать вопрос