Развитие орфографической зоркости в начальной школе
Автор: Прохорова Елена Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 01.12.2017
Статья просмотрена: 571 раз
Библиографическое описание:
Прохорова, Е. Н. Развитие орфографической зоркости в начальной школе / Е. Н. Прохорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2878/ (дата обращения: 16.11.2024).
Достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с 1 класса. Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю с проверки работ в тетрадях. Проверяю их все и каждый день, испробовала разные приёмы исправления орфографических ошибок. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь её зачёркиваю, у более сильных учащихся подчёркиваю всё слово с ошибочным написанием, чтобы заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях существительных и прилагательных зачёркиваю.
Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому всё своё внимание они обращают на корень слова.
Положительный результат дают такие приёмы:
‒ проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки;
‒ письмо по памяти (стихотворения, прозы или отрывка из рассказа);
Дети находят каждую орфограмму, проверяют её под моим руководством. Пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с соседом.
‒ выбор загадки, в которой есть 2–4 слова с безударной гласной;
‒ работа с текстом, записанным на доске;
‒ выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная а(о, е, и, я),запись их, проверка;
‒ игра «Кто быстрее?»: кто больше придумает слов с проверяемой гласной за одно и то же время;
‒ запись однокоренных слов в определённом порядке — с ударением в корне, приставке, суффиксе: чистота, чистенький, вычистит, чистый, очищает;
‒ выбор проверочного слова: с…ринка (сор, сорить);
‒ запись нескольких словарных слов: пять, пятый — п…тёрка;
‒ выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной, потом с безударной гласной, сравнение их написания: Кончил дело — гуляй смело. Конец — всему делу венец.
Написание безударной гласной зависит иногда от лексического значения корня, которое понимается из данного контекста. В этом случае даю упражнение, в котором необходимо приписать проверочное слово и вставит гласную: Нина пол…скала (…) собачку. Хозяйка пол…скала (…) бельё. [1, 47]
Я провожу индивидуальную работу над ошибками в процессе изучения нового материала, его закрепления, а также после диктантов. Помогает мне в этом работа с «Орфографическим словарём», помещённым в конце учебника «Русский язык». Например:
‒ найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйте новое, составьте с каждым словом предложение, а из предложений рассказ;
‒ выберите слова с безударной гласной на тему «Птицы», «Школьные вещи»;
‒ выпишите слово, состоящее из одного корня; из корня и окончания; из приставки, корня и окончания; из приставки, суффикса и окончания; из приставки, корня, суффикса и окончания;
‒ выпишите из «Словаря» слово и подберите к нему родственные слова, обозначающие разные части речи;
‒ найдите 5–7 слов в «Словаре» с безударной гласной о(е, и, я) в корне;
‒ спишите слова, вставляя пропущенную гласную (слова записаны на доске);
Эти и многие другие упражнения помогают мне активизировать словарный запас детей и улучшать грамотность.
Для индивидуальной работы над ошибками с 1 класса использую памятку «Пишу правильно». Для этого ученик записывает в тетрадь слово, в котором допустил ошибку, ставит ударение в слове, выделяет зелёным цветом орфограмму и рисует или наклеивает картинку, например, слово коньки, девочка. Выполняя такую работу, он понимает смысловую сторону слова и запоминает его образ. За первые два года обучения в личной памятке у многих учащихся накапливается ряд слов, в которых были сделаны ошибки.
В классе у доски или за партой работа над ошибками продолжается под моим руководством. Дома перед выполнением домашнего задания ученик записывает все слова, в которых допущена ошибка, и выделяет правильную букву. По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над ошибкой, составляем памятку. Прошу ученика вспомнить правило, на которое допущена ошибка или прочитать в памятке. На примере одного ученика учится весь класс. Такую «показательную» работу провожу до тех пор, пока не почувствую, что почти все дети могут самостоятельно её выполнить. Но даже и тогда эту работу дети проводят ежедневно перед выполнением домашней работы, а не после, и она помогает в повышении грамотности.
При проверке тетрадей, обнаружив ошибку, например, в слове поля, провожу следующую работу:
- Вкладываю в тетрадь карточку с заданием вставить буквы в предложения:
Кругом пшеничные п..ля. П..левые работы идут каждый день.
Ребёнок вставляет буквы карандашом и оставляет карточку в тетради, а в памятку «Пишу правильно» записывает слово поля;
- В классе по моему заданию из своей памятки «Пишу правильно» ученик выписывает 3–5 слов с безударной гласной в корне, проверяемой или непроверяемой, приписывает к ним однокоренные слова разной части речи, проводит их морфемный анализ;
- Прошу детей найти в памятке существительное, в корне которого была допущена ошибка, приписать к нему прилагательное, глагол, наречие и подчеркнуть проверочное слово;
- Предлагаю классу задание «Тот, кто допустил ошибку на безударную гласную а (о, е, и), пусть найдёт слово в своей памятке, определит часть речи, припишет однокоренное слово другой части речи»;
- Предлагаю детям найти слово с безударной гласной е (и, а, о), выписать его, найти в «Орфографическом словарике» однокоренное, выделить гласную.
- Ученики выписывают из своей памятки все слова, состоящие только из одного корня, из корня и приставки, и так далее;
- Учащиеся вспоминают, в каких словах они сделали ошибку на безударную гласную, записывают их в столбик, приписывают проверочные слова, например: поглядел — взгляд, поля — поле.
Трудно перечислить все приемы работы с памяткой «Пишу правильно». Этот процесс творческий, трудоёмкий, требующий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью.
Литература:
- Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика — в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991.
- Шклярова Т. В. Как научить вашего ребенка писать без ошибок. М.: Грамотей, 2000.