Развитие профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 01.12.2017

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Наумова, С. И. Развитие профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы / С. И. Наумова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2928/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящее время, которое характеризуется существенным ростом и повсеместным использованием информационных технологий, цифровизацией образования, экономики, промышленности, сферы услуг, всё большее внимание уделяется исследованию гуманистического развития и роли людей в обществе. В данном контексте следует отметить, что в первую очередь рассматриваются вопросы адаптации, приспособленности, реагирования, готовности людей к общественным отношениям с учётом высокой переменчивости и нестационарности внешней среды.

Особо важную роль в этом направлении играет язык, без которого возникают существенные ограничения в обучении, развитии и использовании разнообразных современных и перспективных технологий во всех сферах жизни человека.

Именно русский язык выполняет функцию межкультурного средства общения, что сложилось исторически. Однако в существующих условиях развития, в том числе активного использования новомодных информационных технологий, постоянно сокращается доля людей, полноценно владеющих русским языком и знающих на достойном уровне русскую литературу.

Вместе с тем активно прогрессирует внутреннее формирование и продвижение национальных культур и народов в России, что подтверждает необходимость развития и использования русского языка и литературы как сущностей, объединяющих общество государства на основе принципов устранения противоречий, разногласий, синтеза общей для всех культурно-языковой среды взаимодействия, общения и понимания, а также формирования общепризнанных норм и устоев поведения людей в обществе.

Учитывая важность русского языка и литературы в России, особое внимание в настоящее время следует уделять его преподаванию. Тем более что данный процесс имеет такие текущие характеристики:

– претерпел изменения статус русского языка: он изучается как родной и неродной;

– изменились численность людей, изучающих русский язык и литературу, а также количество преподавателей в этой сфере;

– созданы новые условия для осуществления образовательной деятельности по русскому языку и литературе (появилась поликультурная аудитория);

– осуществляется воздействие государственных органов власти и государственной политики в направлении преподавания русского языка и литературы;

– создаются и внедряются новые государственные образовательные стандарты;

– формируются современные авторские программы обучения и преподавания по русскому языку и литературе;

– применяются новые виды аттестации.

Таким образом, на лицо тот факт, что преподаватели русского языка и литературы на сегодняшний день находятся в новых трансформированных условиях функционирования образования, которые требуют соответствующей подготовки, обеспеченности и реализации как образовательной деятельности, так и развития потенциала преподавателей.

Этот вопрос является актуальным в настоящее время, поскольку существует необходимость:

– более тщательного исследования текущих условий и тенденций преподавания русского языка и литературы;

– изучения и анализа потребностей людей, изучающих русский язык и литературу;

– обмена опытом между преподавателями русского языка и литературы;

– синтеза новых современных подходов к осуществлению преподавательской деятельности по русскому языку и литературе, а также механизмов и инструментов оценки образования;

– формирования устойчивых взаимодействий (методических, информационных, организационных, личных) в среде преподавателей русского языка и литературы с целью постоянного активного обмена опытом, совершенствования практик преподавания, обучения;

– мониторинга и выбора наиболее современных и подходящих технологий преподавания русского языка и литературы в различных образовательных организациях;

– создания и внедрения в практику функционирования образовательных организаций современных технологий преподавания русского языка и литературы, в том числе тех, которые основаны на информационно-коммуникационных технологиях, что обеспечит создание более совершенных и адаптированных учебно-методических комплексов и пособий для преподавания;

– организации и проведения повышения квалификации и переподготовки преподавателей русского языка и литературы с учётом формирования устойчивых коммуникационных и методических связей педагогов на основе современных информационных технологий;

– качественное информационное обеспечение профессиональной деятельности преподавателей русского языка и литературы, а также в целом образовательного процесса со своевременным предоставлением необходимой информации;

– создания, поддержания и развития функционирования разнонаправленных сообществ (в том числе сетевых) преподавателей русского языка и литературы, задачами которых являлись бы обмен опытом, информацией, методическими наработками, практиками преподавания, совместное изучение актуальных вопросов текущего состояния и направлений развития русского языка и литературы, разработка рекомендаций по совершенствованию ситуации с русским языком, формирование предложений для государственных органов управления;

– отражение результатов профессиональной деятельности, специфики и результатов преподавания, а также методической базы, публикаций, научных наработок на информационных сайтах, посвящённых вопросам организации продвижения обучения и развития методик преподавания русского языка и литературы.

В таких условиях необходимым является поддержание профессионального уровня преподавателей русского языка и литературы на основе предоставления соответствующего информационного и организационного обеспечения, совершенствования, развития и использования механизмов взаимодействия, повышения квалификации, переподготовки преподавателей в различных образовательных организациях для разных аудиторий, в том числе с использованием современных информационных технологий.

В настоящее время одними из механизмов интеграции взаимодействия и профессионального общения преподавателей русского языка и литературы являются создание и функционирование различных обществ и сообществ.

Так, одним из них является Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) — некоммерческое партнёрство, являющееся неправительственной бесприбыльной организацией, созданной для популяризации, сохранения, развития и изучения русского языка и литературы как части мировой культуры (https://ru.wikipedia.org/wiki/Российское_общество_преподавателей_русского_языка_и_литературы).

Целями РОПРЯЛ являются:

– содействовать изучению в России, СНГ и других странах мира русского языка как средства межкультурного общения и международного сотрудничества;

– развивать профессиональные связи и гуманитарные контакты между преподавателями и другими специалистами, занимающимися проблемами русского языка, литературы, культуры;

– содействовать:

  • установлению контактов между людьми, изучающими русский язык, литературу, культуру;
  • трудоустройству преподавателей русского языка, литературы и культуры в порядке международного обмена;
  • созданию единого информационного пространства для специалистов, изучающих, преподающих и распространяющих русский язык, литературу и культуру, с целью продвижения передовых научно-методических технологий и их всесторонней апробации;

– участвовать в развитии и совершенствовании государственных образовательных стандартов, содействовать их повсеместному внедрению в практику преподавания;

– совершенствовать государственную политику в области русского языка и его статуса;

– освещать в СМИ работу специалистов-филологов, историков, искусствоведов, культурологов по охране и развитию духовного потенциала российского общества.

Задачи РОПРЯЛ:

– способствовать обмену информацией и опытом в области:

  • русской филологии, страноведения;
  • методики преподавания русской литературы, русского и других языков;
  • разработки и применения наиболее эффективных методов и приёмов обучения;
  • использования технических средств при обучении русскому языку и литературе;
  • разработки и реализации международных исследовательских проектов;

– организация и проведение конгрессов, симпозиумов, выставок и других мероприятий;

– подготовка и издание научных публикаций, учебно-методических пособий;

– сбор информации и создание банка данных по тематике деятельности общества;

– издание и распространение справочно-информационных материалов, периодических изданий и другой печатной продукции;

– организация обмена преподавателями и научными сотрудниками, специализирующимися в области русистики, а также лицами, изучающими русский язык и литературу (школьниками, студентами);

– аттестация форм обучения, учебных материалов, исследовательских проектов.

РОПРЯЛ имеет свой официальный сайт (http://ropryal.ru), где отмечено, что, опираясь на обширную сеть региональных представителей, РОПРЯЛ проводит конкретные социологические исследования, направленные на изучение динамики языковых процессов в современной России, определение ключевых тенденций развития современного русского языка, описание новых областей его функционирования. Экспертные заключения, разрабатываемые РОПРЯЛ в рамках этих исследований, могут использоваться органами государственной власти при выработке государственной языковой политики, а также академическими структурами при внедрении новых учебных программ, методических подходов, образовательных концепций. Также у РОПРЯЛ есть свой научно-методический журнал «Мир русского слова».

Существует также Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), которая является неправительственным общественным объединением, созданным с целью популяризации, сохранения, развития и изучения русского языка и литературы как части мировой культуры (https://ru.mapryal.org). Она решает следующие основные задачи:

– содействует успешному преподаванию русского языка и литературы, обмену информацией и опытом в области разработки и применения наиболее эффективных методов и приёмов обучения;

– способствует обмену опытом научных исследований в области русской филологии, страноведения, методики преподавания русского языка и русской литературы, а также разработке и реализации международных исследовательских проектов;

– организует и проводит симпозиумы, конгрессы, выставки и другие мероприятия под эгидой МАПРЯЛ, участвует в профессиональных встречах других международных организаций;

– содействует подготовке и изданию научных публикаций и учебно-методических пособий по русскому языку, литературе, методике их преподавания, издаёт и распространяет справочно-информационные материалы и периодические издания;

– содействует распространению в мире культурных и духовных ценностей, которые в течение веков накапливались, благодаря труду лучших представителей русского народа.

В настоящее время создано, активно развивается и функционирует Профессиональное сообщество преподавателей русского языка и литературы интернет-площадка для обобщения и распространения педагогического опыта в преподавании русского языка и литературы, для организации дистанционной работы и повышения квалификации специалистов СПО, ВПО и ДПО. Профессиональное сообщество преподавателей русского языка и литературы (http://spo.altden.ru) открыто для педагогической общественности и всех заинтересованных лиц, что позволяет:

– получить сертификат тьютора (лица, организовывающего и ведущего обучающие мероприятия);

– подобрать авторитетного тьютора;

– получить доступ к интересным материалам;

– участвовать в дистанционных образовательных мероприятиях;

– стать тьютором и быть организатором образовательных мероприятий;

– активно включиться в мероприятия сообщества преподавателей русского языка и литературы.

Являясь участником данного профессионального сообщества, преподаватели русского языка и литературы размещают на сайте свои научно-методические работы, могут воспользоваться коллекцией публикаций, аудио- и видео-материалов по русскому языку и литературе, участвуют в мероприятиях (вебинарах, семинарах, на которых могут повысить свой профессиональный уровень), делятся опытом, общаются, дискутируют, участвуют в курсах повышения квалификации, конкурсах педагогического мастерства.

У сообщества существует также электронная библиотека, которая представляет собой базу авторских материалов участников Профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы, где собраны лучшие методические разработки преподавателей русского языка и литературы, в том числе победителей и лауреатов всероссийских конкурсов.

Обновление теоретических и практических знаний преподавателей русского языка и литературы осуществляется на интерактивной основе в дистанционной форме. Слушателями программ повышения квалификации тьюторов-преподавателей, например такой, как «Использование дистанционных технологий в преподавании русского языка и литературы, могут быть специалисты образовательных организаций дополнительного профессионального образования, преподаватели русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Задачами обучения являются:

– формирование актуальной и современной системы знаний о передовых методах, технологиях обучения русскому языку и литературе с использованием дистанционных технологий;

– формирование общих и профессиональных компетенций в области обеспечения процесса преподавания русского языка и литературы в СПО с использованием дистанционных технологий.

В целом функционал Профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы оказывает существенную квалифицированную поддержку его участникам.

Следует отметить, что основной его отличительной характеристикой, по сравнению с другими заявленными сообществами, является наличие возможности активной обратной связи и полноценного дистанционного общения преподавателей русского языка и литературы друг с другом и с лицами, заинтересованными в обучении.

Несмотря на реализованные шаги в направлении профессионального развития преподавателей русского языка и литературы, данная сфера деятельности всё ещё нуждается в совершенствовании и активном росте. Преподавание и изучение русского языка и литературы должны осуществляться на должном уровне, который соответствует переменчивым потребностям в обучении людей и перспективным мероприятиям по развитию российского образования и общества.

Популяризация русского языка и литературы, повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы должны подкрепляться модернизацией содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, технологий и методик преподавания русского языка и литературы, а также развитием общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников.

Развитие Профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы, организация и проведение повышения квалификации преподавателей и переподготовки кадров в сфере русского языка и литературы являются важными задачами современной системы образования. Активность участников этой сферы свидетельствует о наличии глубокого интереса к укреплению статуса русского языка, к развитию и распространению процессов социальной интеграции на основе овладения русским языком и русской культурой в России и за её пределами. Несомненно, Профессиональное сообщество преподавателей русского языка и литературы является стержнем консолидации преподавателей России.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, литература, Профессиональное сообщество преподавателей, Россия, методика преподавания, обмен опытом, преподаватель, развитие, русская литература, государственная политика.

Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы

Система работы по сохранению и развитию духовных и патриотических чувств детей дошкольного возраста

Развитие творческого мышления и личностных качеств учащихся академических лицеев на уроках русского языка и литературы

Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника

Реализация культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей в рамках студенческого научного общества

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы

Система работы по сохранению и развитию духовных и патриотических чувств детей дошкольного возраста

Развитие творческого мышления и личностных качеств учащихся академических лицеев на уроках русского языка и литературы

Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника

Реализация культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей в рамках студенческого научного общества

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос