Адаптация рабочей программы для обучающихся с ОВЗ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 29.11.2017

Статья просмотрена: 1512 раз

Библиографическое описание:

Закирьярова, Р. З. Адаптация рабочей программы для обучающихся с ОВЗ / Р. З. Закирьярова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2929/ (дата обращения: 16.11.2024).



Рабочую программу для обучающихся сограниченными возможностями здоровья адаптирую через реализацию их особых образовательных потребностей:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

– введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

– использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

– наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

– специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

– специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

– коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;

– обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

К конкретным обучающимся сограниченными возможностями здоровья рабочую программу адаптирую следующим образом: учитываю особенности и возможности обучающихся, реализую через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).

Специальное обучение и услуги охватывают физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника.

В работе собучающимися использую современные образовательные технологии:

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности,.развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Система оценки инормы отметок индивидуальных достижений обучающихся сограниченными возможностями здоровья по русскому языку

Контроль за уровнем достижений обучающихся с ОВЗ по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания — динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Входная диагностика основывается на результатах входных контрольных работ (диктант, списывание, тестирование).

Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, письменных работ обучающихся с ОВЗ, деятельности учащихся, результатов тестирования, результатов выполнения проверочных и контрольных работ по разделам курса.

Итоговое оценивание знаний и умений обучающихся с ОВЗ проводится с помощью итогового комплексного теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курсов русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира. Для оценки умений работать с текстом в конце года проводится контрольное списывание

Диктант

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок, допущены отклонения от каллиграфических норм.

Отметка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3–5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно.

Отметка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок.

Грамматическое задание:

Отметка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Примечание: Оценивание комбинированной (компетентностной) контрольной работы, составленной в целях контроля сформированности у обучающихся с ОВЗ общеучебных универсальных учебных действий, а также работы в форме тестирования и собеседования осуществляется в соответствии с системой оценки, разработанной для данной конкретной работы. Достижение личностных результатов оценивается в форме мониторинговых исследований.

№ урока

Тема урока

Деятельность учащихся сОВЗ

1

Правописание проверяемых букв согласных в корне слов.

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

2

Удвоенные буквы согласных в корне.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать его при фонетическом разборе слова.

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

3

Буквы непроизносимых согласных в корне.

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки

4

Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками

Основные термины (генерируются автоматически): слово, умение, вид текста, возможность здоровья, выбор написаний, диктант, задание, несоответствие произношения, орфограмма, отметка, работа, результат работы, русский язык.
Задать вопрос