Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания в условиях ДОУ
Автор: Мартынова Татьяна Юрьевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 04.12.2017
Статья просмотрена: 5208 раз
Библиографическое описание:
Мартынова, Т. Ю. Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания в условиях ДОУ / Т. Ю. Мартынова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 64-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2931/ (дата обращения: 16.11.2024).
Физическое воспитание занимает важное место в системе дошкольного образования, являясь основным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребенка.
Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни сегодня не представляется возможным без использования накопленных столетиями и проверенных многими поколениями народных традиций, обычаев и способов физического воспитания.
Актуальность обозначенной проблемы подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.). В законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, обеспечении исторической преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования применительно к физическому развитию в ФГОС ДО определены следующие основополагающие принципы:
‒ принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
‒ принцип учёта этнокультурной ситуации развития ребёнка;
‒ принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие» предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
‒ двигательная деятельность связана с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, координацию и гибкость;
‒ формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
‒ Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
‒ Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
‒ Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольном возрасте. Многовековый опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании ребёнка. Народные игры — составная часть традиций каждого народа, элемент его духовного заряда, формировавшегося на протяжении длительного периода. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций — это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.
Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста обусловил появление разнообразных форм их проведения. Одной из таких форм в нашем детском саду стало использование чувашских подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, парциальная программа «Родники здоровья» И. В. Махаловой, труды известного специалиста по энтнопедагогике профессора Г. Н. Волкова, педагогическая технология «Игры Батыра» МБДОУ «Детский сад № 123» г. Чебоксары с учётом национально-культурных условий Чувашской Республики нацеливает коллектив на использование в работе с детьми и решение следующих задач:
‒ пробуждение интереса к истории и культуры своей Родины, любви к родному краю.
‒ расширение кругозора детей через комнату чувашского быта «Эреш», созданного силами педагогов и родителей.
‒ широкое использование народного фольклора.
‒ знакомство с чувашскими играми.
‒ воспитание у детей уважения и бережного отношения к национальным традициям физического воспитания своего народа.
Как же тема «Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания» прослеживается в развивающем пространстве и в организации образовательного процесса в рамках непосредственно образовательной деятельности с детьми в нашем детском саду?
Физическое воспитание детей в ДОУ на основе народных традиций в полиэтническом пространстве представляет собой единую систему, которая функционирует и развивается при определенных педагогических условиях.
В оздоровительных целях в МБДОУ созданы условия для удовлетворения естественных потребностей в движении: физкультурный и музыкальный залы, спортивная площадка.
Как поддержка активности, инициативы, самостоятельности ребенка в постижении народных традиций физического воспитания, удовлетворении потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.
В групповых помещениях имеются физкультурные уголки, которые оснащены традиционными предметами: обручами, мячами, скакалками, кеглями, предметами для развития глазомера, координации движений, мягкими модулями. Для организации чувашских игр в старших дошкольных группах имеются — лапти, биты, платочки, палочки и др. В помощь педагогу в каждой группе в соответствии с возрастом разработаны паспорта физкультурных уголков, картотеки народных и чувашских подвижных игр, считалок.
Народная игра является неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением, у них формируется устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края.
Прежде чем внедрить в практику чувашские подвижные игры, в детском саду силами педагогов и родителей создана комната чувашского быта «Эреш», где дети знакомятся детей с укладом и обычаями чувашского народа.
В групповых комнатах имеются мини центры национальной культуры с краеведческим содержанием, в книжных уголках размещён фольклорный материал (сказки, пословицы, поговорки, считалки), дидактические игры, изготовленные руками педагогов, национальные куклы, салфетки с чувашским орнаментом.
Ознакомление детей с культурой чувашского народа во время образовательной деятельности проводится во всех видах деятельности:
‒ просмотр презентации о родном городе Чебоксары,
‒ встреча с мастером народных промыслов ЧР З. И. Вороновой «Игра с куклами»;
‒ организация сюжетно-ролевой игры «Анюк пришла в гости»;
‒ театрализация чувашской сказки «Айпиге»;
‒ проведение экскурсий:
‒ участие в фестивалях чувашской музыки, поэзии, изобразительного искусства;
‒ занятия по теме «Наши игры хороши, выходи игру начни», прогулки, где дети большое предпочтение отдают таким играм: чувашским «Тилирам», «Лошадки», «Хищник в море», «Не проспи», «Луна и солнце», «Платочек», «Быстро возьми» и др.
Чувашские народные игры являются непременным элементов народных праздников. Игры заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка, привлекают внимание многообразием и национальным колоритом. В соответствии с календарём в содержание традиционных праздников включаем самобытные народные игры, состязания, танцы. Традиционным стал праздник Çăварни (масленица). Воспитатели и дети наряжаются в разноцветные сарафаны и яркие платки. Дети катаются на санках, соревнуются в ловкости и быстроте в спортивных эстафетах.
В преддверии празднования Дня города Чебоксары, Дня Чувашской Республики, в организации недели чувашской культуры проводились под названием «Горжусь тобой — моя столица», «Чувашские игры хороши», «Игры Батыра».
Большим шагом при ознакомлении детей с народными подвижными играми, стало приобщение в этот процесс родителей воспитанников. Это участие в спортивных состязаниях детского сада и мероприятиях города. В ознакомлении детей с чувашской вышивкой. Участие в конкурсе шитья чувашских костюмов.
Организация фотовыставки «Физическое воспитание в семье» позволяет сделать вывод, что своим примером приобщают детей к спорту, к здоровому образу жизни, где вместе с детьми принимают участие в городских мероприятиях таких как «Акатуй».
Таким образом, детский сад, используя национальный компонент в физическом развитии детей дошкольного возраста обогащает содержание двигательной деятельности детей, формирует устойчивые потребности в ней, что способствует укреплению здоровья, расширяет знания о национальных особенностях культуры чувашского народа.
В заключении хочу закончить словами М. А. Горького «Народные игры не должны быть забытыми, они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение — доставят детям радость, а не будут учебным занятием»
Литература:
- Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие.- Чебоксары, 2003.-255 с.
- Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике. Сост. Р.Б. кузьмина, М.А. капустина. — Чебоксары: «Клио», 1988.
- Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей детского сада, под ред.Л. В. Руссковой. — М.: Просвещение, 1986.-79с.
- Программа по приобщению детей 6–7 лет к национальным традициям физического воспитания. И. В. Махалова.- Чебоксары: Чуваш. КН. изд-во, 2015.-79 с.
- Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду: И. В. Махалова, Е. И. Николаева, Учебно — методическое пособие. — Чебоксары: Новое время, 2006.-164 с.
- Чувашские детский игры. Сост. Л. Г. Ягодова, И. В. Махалова.- Чебоксары, 2005.-135с.
- Этнопедагогика чуваши. Г. Н. Волков. Чебоксары. М.: Пресс-сервис, 1997.