Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов»
Авторы: Соболенко Нина Викторовна, Аксенова Юлия Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 30.11.2017
Статья просмотрена: 3931 раз
Библиографическое описание:
Соболенко, Н. В. Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов» / Н. В. Соболенко, Ю. В. Аксенова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2934/ (дата обращения: 18.12.2024).
Конспект НОД посвящен привитию детям дошкольного возраста социальных навыков: подвести детей к пониманию того, что книга — это произведение искусства, над созданием которой работает большое количество людей разных профессий, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно. Содержание и материал НОД адаптированы для детей 6–7 лет.
Ключевые слова: профессия, художник, иллюстрация
Цель: закрепить представление детей о книжной графике, о сложности профессии художника — иллюстратора, последовательность и процессе его работы над иллюстрацией.
Задачи:
- Обобщать и закреплять знания детей о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какими инструментами пользуются в своей работе;
- Развивать познавательную активность, художественные способности детей средствами изобразительной деятельности: техника лубочных картинок, рисование с помощью штрихов, как средство подготовки руки к письму;
- Совершенствовать диалогическую речь, умение четко отвечать на вопросы, воображение, логическое мышление;
- Прививать бережное отношение, аккуратное отношение к книге;
- Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.
Материал: иллюстрации на мультимедийной установке, карточки для д/игры, иллюстрации к сказкам, книги, гелиевые черные ручки, рисунки для работы.
Предварительная работа:
1) чтение литературных произведений с иллюстрациями художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);
2) рассматривание иллюстраций к различным потешкам, сказкам, рассказам;
3) чтение и разучивание стихотворений русских поэтов;
4) рассматривание и изучение техники рисования лубочных картинок, как одной из разновидностей народного изобразительного искусства.
5) подготовка основы книжки для иллюстрирования детьми.
Обогащение словаря: иллюстрации, художники-иллюстраторы, оглавление, лубочные картинки, Ю. А. Васнецов, Е. М. Рачёв, Е. И. Чарушин.
Здоровьесберегающие технологии:
‒ физминутка (ритмические движения под песню);
‒ пальчиковая гимнастика;
‒ гимнастика для глаз.
Сюрпризный момент: появление почтальона с посылкой.
Ход занятия:
Стук в дверь группы.
Воспитатель: Кто-то к нам стучится? Кто это? Давайте посмотрим.
В группу входит почтальон
Почтальон: Здравствуйте, ребята! Это детский сад 65 «Родничок», подготовительная к школе группа?
Дети отвечают: Да, это мы.
Почтальон: Я принес вам посылку.
Воспитатель: А кто нам её прислал?
Почтальон: К сожалению, адрес отправителя размыло снегом. Распишитесь тут за получение посылки.
Воспитатель: Спасибо вам большое, до свидания.
Почтальон: До свидания.
Воспитатель берет посылку
Воспитатель: Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает оттуда книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! Это книга о животных. А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать).
Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а в книге страницы пустые. А что в книге должно быть? (картинки, текст, оглавление). А вы любите книги? А давайте попробуем сделать так, чтобы у нас с вами получилась красивая книга. Согласны? (Дети отвечают согласием). Я предлагаю вам отправиться в библиотеку и узнать, какая должна быть книга. А чтобы попасть в библиотеку, давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3,
В страну книг нас перенеси.
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная книжная выставка, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах?
Дети: Рисунки в книгах создают художники.
Воспитатель: Верно. Портреты пишут портретисты, море — маринисты, пейзажи — пейзажисты. А как называют художников, которые рисуют для книг?
Дети: Художники — иллюстраторы.
Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники?
Дети: Рисуют, фантазируют.
Воспитатель: Хорошо. А как правильно называют картинки в книге?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: Верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах?
Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают. А посмотрите на эти красочные иллюстрации? (двое детей читают стихотворения к иллюстрациям)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше лепестка.
Кто читал такую книжку? Знает девочку — малышку. (Дюймовочка)
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать художник-иллюстратор?
Дети. Уметь рисовать, быть добрым, понимать детей, представлять сказку.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой материал нужен для работы художнику — иллюстратору?
Дети: Краски, кисти, бумага, вода, карандаш, палитра, краски гуашевые или акварельные, резинка.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний предмет». (Дидактическая игра «Найди лишний предмет». Кисть, лопата, краски, карандаш. Вода, корабль, холст, мольберт. Бумага, пастель, фломастер, топор).
Художники-иллюстраторы рисуют различными художественными материалами: это краски, уголь, пастель, а еще они любят рисовать цветными карандашами. И сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Дети вместе с воспитателем выполняют ритмические упражнения под песню «Карандаши». После игры воспитатель предлагает детям пройти и сесть.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам напомню, как работает иллюстратор над рисунками в книге.
Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков-набросков.
Художник-иллюстратор придумывает иллюстрации в книге от начала до конца. Иллюстрации в книге могут располагаться с левой стороны, с правой, вверху страницы, внизу.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру, которая называется «Узнай художника — иллюстратора». Я вам буду рассказывать и показывать презентацию о художниках, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите песенки — потешки. Вспомните такие произведения, как Сорока-белобока, «Краденое солнце», «Волк и козлята». Кто расскажет мне, какой художник рисовал иллюстрации к этим произведениям? (слайды: 1–3)
Дети: Юрий Алексеевич Васнецов (слайд 4)
Воспитатель: А этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. (слайды:5–9)
Дети: Евгений Иванович Чарушин (слайд 10)
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите на его замечательные иллюстрации? Кто на них изображен?
Дети: Животные (собачка, котенок, рысь, зайчики) (слайды:11–15)
Воспитатель: А какие по характеру эти животные?
Дети: Игривые, добрые, ласковые.
Воспитатель: Вот сколько много иллюстраций для книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
Воспитатель. В чём заключается работа художника-иллюстратора?
Дети. Он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами.
Воспитатель. Что становится результатом труда художника-иллюстратора?
Дети. Красивая книжка.
Воспитатель. В чём польза его работы?
Дети. Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее.
Воспитатель: Мы сегодня много с вами вспомнили о художниках-иллюстраторах, о том, как они создают книги и рисуют в них иллюстрации. И сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и закончить нашу книгу о животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3
В детский сад нас верни.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет дорисовать красивые иллюстрации к нашей будущей книге о животных. Посмотрите внимательно на обложку книги. В какой технике она выполнена? И сейчас, каждый будет рисовать любое понравившееся ему животное в технике лубочных картинок. А перед работой давайте подготовим наши ручки к работе.
Зайка книгу нашел, и открыл, и прочел,
И закрыл, все забыл. И снова открыл,
И все повторил, А потом закрыл, и опять забыл.
По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.
Воспитатель: Ребята, как красиво вы дорисовали иллюстрации в нашей будущей книге. А расскажите мне, каких животных вы рисовали.
Ребята рассказывают про то, что и как они сейчас рисовали.
Похожие статьи
«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)
В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...
Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...
Интерактивный плакат как инструмент дистанционного взаимодействия и обучения в ДОУ в период самоизоляции
В статье авторы представляют дистанционные формы взаимодействия с родителями с использованием интерактивных тематических плакатов, созданных на платформе Panel — Genial.ly. Содержание и формы работы с плакатами для воспитанников соответствует требова...
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через методику «Рисунок цветом»
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмоционального мира. Данная работа напис...
Кардмейкинг как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор рассказывает о нетрадиционной художественной технике — кардмейкинг, о том как сделать необычные открытки и подарки к любому празднику (Новый год, День рождения, 8 марта, 23 февраля и т. п.) своими руками с использованием современной и актуально...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...
Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...
«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
Похожие статьи
«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)
В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...
Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...
Интерактивный плакат как инструмент дистанционного взаимодействия и обучения в ДОУ в период самоизоляции
В статье авторы представляют дистанционные формы взаимодействия с родителями с использованием интерактивных тематических плакатов, созданных на платформе Panel — Genial.ly. Содержание и формы работы с плакатами для воспитанников соответствует требова...
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через методику «Рисунок цветом»
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмоционального мира. Данная работа напис...
Кардмейкинг как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор рассказывает о нетрадиционной художественной технике — кардмейкинг, о том как сделать необычные открытки и подарки к любому празднику (Новый год, День рождения, 8 марта, 23 февраля и т. п.) своими руками с использованием современной и актуально...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...
Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...
«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.