Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий
Автор: Костюк Галина Александровна
Рубрика: Система образования
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 04.12.2017
Статья просмотрена: 2631 раз
Библиографическое описание:
Костюк, Г. А. Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий / Г. А. Костюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2937/ (дата обращения: 19.12.2024).
Младший школьный возраст — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в этом возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании всех его психических качеств и свойств.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Он становится «Общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых, получает общественную оценку. Однако, в большинстве случаев обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не обладают достаточным социально-коммуникативным опытом, что затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими людьми. Использование личностно — ориентированного подхода в педагогической работе с детьми с ОВЗ позволяет сгладить сложную структуру их дефекта, способствуя максимально комфортной адаптации детей к социальной среде.
Личностно-ориентированный подход— это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализацииличности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Основной целью личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающему миру.
Значимость такого подхода, сегодня очевидна, так как он нацелен на создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность обучающегося, что является основой гибких прогрессивных технологий, где выбор методов, приемов, наиболее действенен и отвечает индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям каждого ребенка, при которых педагогический процесс становится наиболее эффективным.
Так, при использовании личностно-ориентированного подхода воспитатель на каждом занятии создает условия для формирования познавательной деятельности, превращая обучающегося в субъекта, заинтересованного в получении знаний, собственной деятельности. Дети работают все время. Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок.
В отличие от традиционных занятий, где воспитатель показывает, объясняет, раскрывает, требует, упражняет, проверяет, оценивает, являясь при этом центральной фигурой, использование личностно — ориентированного подхода предполагает, что педагог становится организатором познавательной деятельности, в которой обучающийся опирается на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Воспитатель объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральной фигурой при этом становится воспитанник. Педагог специально создает ситуацию успеха, сопереживания, поощрения, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, побуждает, воодушевляет, формирует мотивы, закрепляет авторитет ребенка.
Деятельность воспитанника также претерпевает изменения. Если на традиционном занятии ребенок — это объект обучения, на которого направлено воздействие педагога, то при использовании личностно — ориентированного подхода обучающийся становится субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого обучающегося. Используется метод проблемно-поискового и проектного обучения.
Отношения «педагог-ребенок» преобразуются при этом в субъект-субъектные. Работа проводится со всеми воспитанниками. Воспитатель фактически организует работу каждого ребенка, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование их рефлексного мышления и собственного мнения, что принципиально важно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогу при подготовке и проведении личностно — ориентированных занятий, игр, бесед, при разработке проектной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а также психологические особенности данного возраста. Это поможет воспитателю правильно выбрать приемы, средства, методы и формы педагогической работы.
Приведем примерный алгоритм построения воспитательного часа с использованием личностно-ориентированного подхода.
- Интересное начало — точка удивления
- Игры на систематизацию знаний (Чем похожи? Чем отличаются? «Системный оператор», «Что сначала, что потом?»)
- Сообщения детей
- Метод эмпатии (физ. минутка)
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Умозаключения детей на основе опытов и ранее полученных знаний
- Решение проблемных задач, ситуаций
- Продуктивная деятельность.
Применение этого алгоритма и, в целом, использование личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе позволит педагогу с помощью систематизированных активных методов включить в деятельность каждого обучающегося с ОВЗ, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечить становление личного опыта, выработку знаний и собственного мнения, что будет способствовать максимально комфортной адаптации обучающихся к социальной среде.
Литература:
- Аременкова И. В. Роль индивидуального подхода в развитии личности// Начальная школа плюс до и после. — 2004. — № 4.
- Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
- 3. Личностно — ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Степанова Е. Н. — М.: ТЦ Сфера, 2004.