Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении
Автор: Подосичная Анна Валерьевна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 04.12.2017
Статья просмотрена: 14901 раз
Библиографическое описание:
Подосичная, А. В. Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении / А. В. Подосичная. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2959/ (дата обращения: 16.11.2024).
На сегодняшний день, в области педагогики нет четкого определения для понятия «нравственного воспитания». В переводе с латинского языка слово «нрав» является синонимом морали. Нравственное воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания, его методы и способы формируют не только нравственные качества личности, но и ее моральный облик.
Как отмечает Харламов И. Ф. «Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» [8, с.201].
Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы [6].
Основными показателями того, что в человеке развит высокий уровень нравственности является его поведение, убеждения, моральные принципы, жизненно важные ценности, а также действия в отношении к знакомым и незнакомым людям.
В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание. Формирование нравственности включает в себя как педагогическое воздействие, так и социальное. Огромный вклад в данный процесс вносит образовательное учреждение, семья и педагоги
Период дошкольного возраста считается наиболее благоприятным для нравственного развития ребенка. При взаимодействии с родителями ребенок также осваивает общественные нормы и образцы нравственного поведения. Подражая родителям, ребенок формирует будущую модель нравственного отношения к другим людям вне семьи. Этому способствует его детская открытость и восприимчивость в данный возрастной период. Внимательное и ответственное отношение родителей к своему поведению должно быть повышенным, так как их влияние на ребенка наиболее интенсивно и продолжительно.
Педагогам, а также другим лицам, осуществляющим нравственное воспитание, необходимо пробудить в детях стремление к изменению себя и своего внутреннего мира, ориентируясь на нравственный образец и следуя моральным правилам.
Педагогам занимающимся нравственным воспитанием подрастающего поколения необходимо учитывать, что данный процесс многогранный и сложный. Н. И. Болдырев отмечает, «что целостный подход к нравственному формированию школьников достигается в том случае, если процесс нравственного воспитания основывается на единстве познавательной, эмоционально-волевой и практической деятельности». [8, с. 43].
Чтобы формирование нравственных качеств происходило наиболее полноценно, «В. Т. Чепиковым были выделены и обоснованы следующие этапы процесса нравственного воспитания:
- Стимулирование активности воспитанников и формирование потребностно-мотивационного компонента нравственных качеств.
- Организация морально-познавательной деятельности воспитанников по усвоению нравственных знаний и формирование на их основе интеллектуально-чувственного компонента нравственных качеств личности.
- Организация практической деятельности и общения воспитанников и формирование поведенческо-волевого компонента нравственных качеств» [9, с.53].
О. М. Воронцова указывает на то, что «формирование высоконравственной личности неизбежно связано с рассудочно-рациональным отношением к требованиям общественной морали и конструированием элементов структуры индивидуального нравственного сознания, а именно: знание и принятие моральных принципов, норм, нравственных идеалов, понятий, убеждений, чувств» [5, c.30]
По мнению Ю. К. Бабанского «Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей: потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т. п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений школьников. В процессе многообразной деятельности формируются социально полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения» [2, с.62].
Основные базовые нравственные качества, которые формируются в процессе нравственного воспитания ребенка, это: нравственное сознание, нравственное поведение, нравственные чувства.
Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, в процессе взаимодействия со своим окружением, куда входят взрослые и сверстники, ребенок приобщается к социальным нормам поведения. Через общение со своим социальным окружением, у ребенка постепенно вырабатываются привычные нормы нравственного поведения, нарушение которых вызывает у него негативный эмоциональный отклик, это дает толчок к рассудочному осмыслению своих поступков в будущем. Еще одним фактором который способствует закреплению нравственного образца у ребенка, это его притязание на признание со стороны значимого взрослого.
Во время того, как у ребенка происходит процесс усвоения нравственных норм, несоответствующее этим правилам поведение, будет вызывать у него различные негативные чувства в виде стыда и огорчения, а также наоборот соответствие им, вызовет положительные чувства как радость, гордость.
Усвоение нравственных норм обогащается эмоциональным отношением человека к этим нормам. Нравственные нормы определяют в значительной степени и тот побудительный мотив, который вызывает то или иное действие.
Как указывает Ю. К. Бабанский, «нравственные чувства, нравственные переживания и нравственные отношения имеют глубоко личностную окраску. Они дают человеку удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм. Детский возраст нуждается в широте чувств, и задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность». [2, с.65].
Чтобы нравственные чувства смогли сформироваться у ребенка, педагогам рекомендуется включать учащихся в такие ситуации, где они смогут испытать чувства сострадания, проявить соучастие по отношению к другим людям, животным, а также ощутить тонкие чувства к эстетической красоте природы.
О. М. Воронцова считает, что «важным является выделение показателей, уровня развития нравственного сознания личности: умение видеть, вычленять и принимать нравственную сторону действительности; понимание нравственных мотивов и результатов поступков; умение предвидеть в нравственном плане последствия своих поступков для других людей; принятие нравственных норм и ценностей» [4, c.31].
По мнению И. Ф. Харламова «Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения». [8, с.205].
В своей работе по формированию нравственности у детей, каждый педагог может использовать различные формы и методы воспитания.
В. А. Сластенин систематизировал методы нравственного воспитания по следующим группам: методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, этическая беседа, положительный пример), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, метод создания коллизийных ситуаций, метод контроля, переключение), методы стимулирования поведения и деятельности (одобрение, осуждение, требование) [7].
По мнению Л. И. Рувинского, «результат нравственного воспитания и нравственного формирования — нравственные качества и свойства личности — является совокупным результатом и не разделяется в личности по отдельным «отсекам». Если мы получаем в нравственном воспитании запланированный результат (нравственные качества и свойства личности), то тем самым направляем конечное влияние на личность и неорганизованных воздействий, иначе говоря, определяем получение конечного результата всего процесса формирования личности, конечно, в ограниченном объеме в аспекте задач воспитания» [6, с. 22].
Л. И. Рувинский подчеркивает роль самовоспитания как результат усвоенных ребенком нравственных привычек и правил, «каждому возрасту в силу присущих ему уровня осознания личности и позиции во взаимодействии с внешним миром свойственны определенные возможности и особенности самовоспитания» [6, с. 54].
Развивая навыки самовоспитания ребенка, педагогам следует учитывать возрастное развитие самосознания.
В младшем школьном возрасте, уровень самосознания еще достаточно неразвит, для закрепления нравственных привычек следует использовать игру, сказку, разъяснения с использованием наглядного материала. Л. И. Божович подчеркивает то, что «формирование моральных чувств и морального сознания ребенка может происходить только в практике его общественного поведения. Практику такого поведения в младшем школьном возрасте создает прежде всего школа и правильно организованный школьный коллектив [3, с. 37].
Направляя подростков к нравственному самовоспитанию, следует учитывать, что лучше всего в этом возрасте будет усваиваться та информация, которую можно использовать для развития в себе конкретных нравственных качеств.
Работая с учащимися юношеского возраста следует использовать и теоретическую и практическую информацию о нравственности, высокий уровень самосознания в данном возрасте позволяет ее усваивать в полном объеме. Рекомендуется также использовать половое воспитание, для того чтобы развить у учащихся этическое отношение к противоположному полу, к семейным ценностям.
Ю. К. Бабанский указывает на то, что «преемственность в нравственном воспитании школьников разных возрастных групп осуществляется в нескольких основных направлениях: в развитии нравственных представлений, суждений, оценок; в формировании опыта нравственных отношений в системе коллективных связей и зависимостей; в развитии все усложняющихся форм нравственного сознания и поведения; в обогащении моральных чувств социально ценным содержанием» [2, с. 75].
Половое воспитание будет эффективным в том случае будет осуществлена реализации таких задач, как: «воспитать чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми разного пола за каждый поступок, воспитать убеждение в том, что и в сфере интимных отношений человек не может быть независим от общества; воспитать стремление иметь прочную, здоровую и дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправие отца и матери в семье, рождение детей, сознательное и ответственное отношение к их воспитанию как к своему долгу перед обществом, пред своими родителями и перед самими детьми; воспитать способность понимать других людей и чувство уважения к ним, не только как к людям вообще, но и как к людям вообще, но как к представителям мужского и женского пола, способность учитывать половые особенности в процессе совместной деятельности; выработать понятие хорошего и плохого в сфере этих отношений; выработать правильное понимание взрослости — ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств; выработать критическое отношение к неверным установкам молодых людей в отношении к другому полу — негативизму, потребительству и т. д». [2, с.112].
Чтобы нравственное воспитание детей было наиболее успешно, необходимо учесть следующие условия: 1) обучение нравственным нормам должно быть на высоком уровне; 2) необходимо учитывать уровень развития детей и педагогов; 3) воспитательная работа должна совершаться планомерно; 4) объединенное требование общественности, семьи и школы; 5) должны учитываться индивидуальные, а также возрастные характеристики детей.
«Нравственная воспитанность — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно — волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе» [1, c.269].
Воспитывая нравственную личность, педагогу необходимо в своей работе учесть тот факт, что развитие нравственных качеств ребенка идет неравномерно и наиболее сильнее развивается та сторона, которая наиболее задействована в сфере жизнедеятельности ребенка на данном этапе его жизни.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Б. Г. Ананьев — М.: Педагогика, 1980.
- Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский // — М.: Просвещение, 1983
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
- Воронцова О. М. Вестн. Ом. ун-та./О. М. Воронцова// 2014. № 1. С. 30–32.
- Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986
- Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский // М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981- 184 с.
- Сластенин, В. А. Методы воспитания / В. А. Сластенин // Педагогика; под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988. — С. 105–125.
- Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов// М.: Гардарики, 1999. -250 с.
- Чекина, Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е. В. Чекина// — Гродно: ГрГУ, 2008. –119 с.