Внимание — одно из условий успешности на уроке
Авторы: Хабибуллина Фарида Гаязовна, Куренова Наталия Александровна, Зиганшина Гашира Гумаровна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 06.12.2017
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Хабибуллина, Ф. Г. Внимание — одно из условий успешности на уроке / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2965/ (дата обращения: 16.11.2024).
Учебно-воспитательный процесс очень сложен и многогранен по своей структуре и сущности, так как направлен на формирование гармонично развитой, социально ориентированной личности. Этот процесс осуществляется с помощью квалифицированных педагогов, поэтому не терпит ошибок и недопонимания. Однако никакой процесс не обходится без объекта, на который он направлен. В нашем случае таким объектом является ребенок. Одним из самых сложных составляющих профессии педагога является удержание внимания ребенка для более эффективной результативности учебно-воспитательного процесса. Он является сложным, потому что несформированное сознание ребенка не осознает всей важности и полезности материала, излагаемого педагогом. Поэтому учитель должен организовать свою деятельность так, чтобы сконцентрировать и заинтересовать учащихся на своей работе. Такую работу можно осуществить с помощью активизации внимания учащихся [1,156].
Н. Ф. Добрынин установил, что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимума умственной и двигательной активности. Если учащиеся рассматривают предметы, явления и при этом имеют возможность действовать с ними, то в таком случае они очень внимательны. Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Так, уже дошкольники могут часами слушать интересные сказки, рассказы, смотреть кинокартины. Младшие школьники с огромным вниманием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются в течение довольно длительного времени. [2,233].
Внимание учащихся во многом зависит и от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо. Также следует учитывать, что у младших школьников преобладает наглядное мышление. Значит, на уроке должны быть использованы яркие картинки, видеофрагменты, раздаточный материал, игрушки.
Предлагаем фрагмент занятия по внеклассному чтению. На занятие используются разнообразные игровые формы, при которых решается та или иная умственная задача, усиливает внимание детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи шутки, моменты неожиданности способствуют активизации внимания на занятие.
Ход занятия.
В начале занятия — небольшая разминка.
Предлагаем детям игру «Внимание». Показываем карточку, с каким-либо рисунком. Затем карточка убирается, а детям по памяти надо ее нарисовать.
(Показываем четыре карточки)
Теперь начинаем разучивание скороговорки (она записана на доске):
Дед Данила делил дыню: дольку Диме, дольку Дине.
а) чтение губами;
б) чтение шопотом;
в) чтение вслух;
г) сопровождение чтения скороговорки движением рук (руки кладутся на стол ладонями вниз). На первое слово правую руку поворачиваем ладонью вверх, на второе слово поворачиваем левую руку ладонью вверх, на третье слово правую руку возвращаем в исходное положение и т. д.
д) повторение скороговорки на память с движениями рук несколькими учениками. Остальные в это время работают только губами и руками.
Разминка закончилась, объявляем тему.
— Сегодня прочитаем вам очень интересную русскую сказку, название которой вы узнаете, если из данных слов составите предложение (вывешивают карточки со словами)
велики, у. страха, глаза
Выслушиваем ответы детей, произносим название сказки «У страха глаза велики».
—Кто знает, когда так говорят (Ответы детей).
Более точно вы сможете ответить на вопрос, послушав сказку.
— Начинаем чтение сказки.
—Дома нет воды, — сказала бабушка внучке. — Пойду на речку принесу.
Взяла бабушка ведро и пошла за водой. Не успела бабушка уйти, как захотела и внучка пойти за водой. Взяла внучка маленькое ведерко и пошла за бабушкой. Остался дома петушок, да захотел и он пойти за водой. Взял петушок маленькое ведерко и пошел вслед за бабушкой и внучкой. А в это время из своей норки высунула головку мышка. Подумала-подумала и тоже решила идти за водой. Взяла мышка ведерко маленькое, как наперсток, и побежала к речке.
—Кто из вас самый внимательный, тот скажет, сколько человек отправилось за водой?
(2,4). Почему 2, а не 4?
—Давайте поможем героям сказки и выложим дорожку к реке (из вкладышей набора «Рамки и вкладыши Монтессори»).
—Посмотрите внимательно на дорожку, заполните ее. Перемешайте фигуры. Слушайте сказку дальше.
Вот и собрались они все на реке, набрали воды и отправились домой. Впереди бабушка, за бабушкой внучка, за внучкой петушок, а за петушком маленькая мышка.
—Ой, как же они обратно вернутся?
Дорожки-то нет! Соберите ее по памяти, проверьте (показываем рисунок дорожки) читаем дальше
Идут они по дорожке. У бабушки вода из ведерка шлеп-шлеп, у внучки шлеп-шлеп-шлеп, у Петушка кап-кап, а у мышки кап-кап-кап.
—Что напоминает вам эта песенка воды?
Физкультминутка
Кап, кап — я капель,
У меня в апреле
На весеннее тепло
Капельки поспели.
Кап-кап на скамью
Детям на игрушки,
Кап-кап воробью
Прямо по макушке.
Воробей — вот так раз-
Очень рассердился,
Он крыльями тряс,
Прыгал и бранился.
—Не ругайся, воробей,
Лучше капельку попей
Талой водицы,
Чтобы не сердится. В. Серов
— Отдохнули? Послушайте сказку дальше. На краю дороги росла яблоня, а под яблоней спал …
— Кто бы вы думали? Отгадайте!
По полю скачет — уши прячет,
Встанет столбом — уши толчком, (заяц)
— Верно, серый зайчик.
Дул ветер и качал верхушку яблони.
Вдруг одно яблоко упало и угодило зайчику прямо в лоб. Вскочил зайчик, прыгнул, да и попал прямо бабушке под ноги. Испугалась бабушка. Упала и всю воду пролила.
— Вот дело-то, какое чудное!
Испугался и зайчик, побежал он со всех ног дальше и наткнулся на внучку. Внучка упала и всю воду пролила.
—Ну и дело вышло. А кто догадался, что будет дальше? (Выслушиваются предположения детей).
— Послушаем, что было дальше:
Испугался зайчик еще пуще, побежал еще сильнее. Не заметил он, как налетел на петушка. Закричал петушок, уронил ведро.
То-то страху было!
А маленькая мышка, как только увидела, что зайчик бежит со всех ног, бросила ведро, да и нырк в кустарник.
—Пролили они воду, растеклась вода по земле, стала маленькими лужицами.
Начинаем игру «Собери квадрат».
Достаньте из конверта фигурки. На сколько лужиц-фигурок растеклась вода?
Сколько ведер-квадратов одного цвета можно из них собрать? Составьте квадраты.
Проводим физкультминутку.
Показываем детям карточки (размером 5*7см) с изображением человечков в разных позах. Надо повторить позы под музыку
—Читаем сказку дальше:
Успокоилась потом бабушка, подумала — подумала, да и говорит про себя:
«Вот счастье, что я спаслась от медведя!»
Задумалась внучка и сказала про себя:
«Вот счастье, что я спаслась от волка!»
Подумал — подумал петушок да и говорит: «Вот счастье, что я спасся от лисицы!»
А мышка сидит в кустарнике, выглянуть боится и думает:
«Вот уж счастье, что спаслась я от страшного кота!»
— А что в это время думает зайчик? Какой он? Каково ему? Чтобы ему не было так страшно, давайте соберем из треугольников ему друзей. (После выполнения задания детьми показываю свой вариант рисунка.)
А в это время бедный зайчик все бежал и бежал. Прибежал он в лес, закрылся в кучу листьев. Когда успокоился немного, то подумал: «Ну и измучился я! И охотились — то за мной, и бросались то на меня. Едва спасся!»
— Вот мы и познакомились с новой сказкой. Понравилась она вам?
А теперь, послушайте хитрое задание для вас.
Вы очень внимательно слушали, поэтому, наверное, быстро с ним справились. Нарисуйте то, из-за чего начался весь этот переполох. (Дети рисуют.) Давайте проверим, что вы нарисовали. Прочтите, о чем я подумала. (Показ изографа). Покажите каждую букву в этом слове (яблоко). Подводим итоги.
—Теперь, когда вы послушали сказку и стали чуточку внимательнее и сообразительнее, скажите, почему говорят: У страха глаза велики?» (Ответы детей) Верно, когда ты напуган, то может привидеться такое, чего нет на самом деле. И даже маленький зайчик покажется медведем. Большое спасибо вам за работу.
Умение удерживать внимание у младших школьников на уроке — очень важный навык для учителя. От этого зависит дисциплина в классе во время занятия и успеваемость его учеников.
Для этого в начальной школе и существует большое количество дидактических игр, которыми можно заменить все упражнения репродуктивного типа. Учитывая все средства активизации внимания, можно добиться высокой эффективности в педагогической работе.
Литература:
- В. А. Сухомлинский. Сто советов учителю/ Сухомлинский В. А.- Киев: Рад.шк., 2004.- 254с.
- Г. И. Щукина.Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Щукина Г. И.- М.: Просвещение, 2009.- 160с.
- Ф. Н. Гоноболин. Внимание и его воспитание/ Гоноболин Ф. Н.- М.: Педагогика, 2002.- 310с