Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников
Автор: Ионова Татьяна Юрьевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 07.12.2017
Статья просмотрена: 4127 раз
Библиографическое описание:
Ионова, Т. Ю. Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников / Т. Ю. Ионова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2971/ (дата обращения: 16.11.2024).
Составляющая общих целей обучения и воспитания — освоение учениками общечеловеческих ценностей и умение учащихся жить в окружающем их мире. [1]
Процесс становления личности — процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись даже самому опытному педагогу. Взаимодействие классного руководителя и родителей решает следующую задачу: создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Учитель — ученик — родитель — вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям. [2]
Я придерживаюсь следующих принципов:
– полное взаимопонимание и согласованность действий;
– постоянный контакт с родителями;
– опора на положительные черты в каждом ребенке.
Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.
Что же нужно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнёрами школы в деле воспитания детей?
– Поднимать авторитет семьи.
– Учитывать интересы родителей.
– Опираться на жизненный опыт родителей.
– Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании.
– Верить, что в любой семье есть положительный опыт воспитательной деятельности.
Направления работы с родителями:
- Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
- Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
- Привлечение родителей к организации работы с классом.
Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей. Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо применять разнообразные формы взаимодействия с семьёй. Формы взаимодействия педагога с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. [3]
Таблица 1
Основные формы работы сродителями
Групповые |
Индивидуальные |
родительские собрания |
изучение семьи каждого ученик |
встречи со специалистами и администрацией, практикумы, конференции, лекции, диспуты и т. п. |
консультации |
анкетирование |
беседы с родителями |
дни открытых дверей |
посещение семьи |
Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:
– различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
– совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);
– семейные праздники и традиции, конкурсы. [2]
В последнее время достаточно эффективно применяю родительские тренинги. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Наряду с традиционными видами взаимодействия учителя с семьей, существует электронный дневник. Основная цель электронного дневника — обеспечить оперативное информирование родителей каждого учащегося о достижениях и проблемах в ходе образовательного и воспитательного процесса. Таким образом, электронный дневник выводит взаимоотношения классного руководителя с родителями на совершенно новый уровень. [4]
Литература:
- Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей и классных руководителей /М.: Пед.общество России, 2002
- Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя /М.: Глобус, 2007
- Степанов Е. Н. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы классного руководителя /Воспитание школьников.-2003, № 7
4. Электронный дневник как средство взаимодействия учителя и родителей учащихся в учебно-воспитательном процессе /http://yandex.ru/clck/jsredir /