Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григорьева, И. А. Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями» / И. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5.1 (15.1). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3001/ (дата обращения: 16.11.2024).



Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, конкретно, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому обучающемуся, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования учебный план общеобразовательного цикла среднего профессионального образования включает «Индивидуальный проект», что является неотъемлемой частью обучения.

Решением проблемы организации работы над индивидуальными проектами в техникуме выступает виртуальный музей как средство, способствующее достижению качественных результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся.

В рамках проекта разработка, апробация и внедрение технологии музейной педагогики в образовательный процесс техникума позволит создать условия для формирования исследовательских навыков обучающихся, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей, успешной и эффективной адаптации к условиям профессиональной деятельности.

Призванный объединить инновационные проекты Николаевского-на-Амуре в области информационных, проектно-исследовательских технологий инновационный продукт «Виртуальный музей» представлен в сети Интернет с 2016 года. Являет собой веб-сайт, оптимизированный для подробной презентации технологии создания и функционирования виртуального музея. Главная страница сайта представляет описание проекта, с указанием инициаторов и участников, событий, отражающими деятельность виртуального музея в текущий момент. Рационально действует навигация, дающая цельное представление о реальном музее техникума, и далее по всем материалам, которые охватывают содержание экспозиций и являются работой педагогов и обучающихся.

«Виртуальный музей истории техникума «Мы из прошлого» позволяет не только получить доступ к коллекции музея истории техникума, совершить прогулку по залам музея, посетить реальные и виртуальные выставки, познакомиться с индивидуальными проектами и исследовательскими работами обучающихся по теме «Мы из прошлого», но и становится удобной платформой для образовательных программ разного уровня.

На материале музея созданы интерактивные экспозиции, панорамы, учебные материалы (видеолекции, лекции, интерактивные образовательные игры) для организации и реализации учебно-воспитательного процесса. При этом большинство из материалов построены на принципах интерактивности и динамического обновления информации, что создает возможности для диалога и коммуникации.

Красочно и доступно организован интерфейс для просмотра экскурсий и экспонатов.

Доступный простейший вариант технической реализации публикации индивидуальных проектов выполнен средствами мультимедийной среды офисного приложения операционной системы Windows, редактором презентаций Microsoft PowerPoint.

Принципиальным отличием данного инновационного продукта от аналогов является создание виртуального музея как средства реализации образовательных программ общеобразовательного цикла в части выполнения индивидуальных проектов. Поэтому доминирующей частью сайта выступает пополняемая и обновляемая коллекция индивидуальных проектов обучающихся, которую можно самостоятельно, используя инструменты загрузки, ежегодно подгружать по итогам образовательных событий в техникуме: «Недели проектов», «Фестиваля проектов».

Сайт – это образовательная площадка для овладения методом проектов педагогов и успешной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Сайт дистанционного обучения педагогов проектной деятельности «Основы проектной деятельности» разработан с целью организовать работу педагогов техникума по индивидуальным проектам с обучающимися. Рабочая тетрадь для обучающегося по выполнению индивидуального проекта является подготовительным этапом к обучению самостоятельному проектированию. Доступным языком она знакомит обучающихся с видами и различными этапами учебного проекта, правилами проведения анкетирования и интервью, требованиями к оформлению публикации и презентации, составлению самого проекта. Отличает сайт виртуального музея взаимодействие нескольких виртуальных пользовательских пространств: виртуального музея «Мы из прошлого» и многоязычного портала «Киберпространство родного языка». Организованная кластерность краевых инновационных проектов общего и профессионального образования на базе техникума способствует достижению качественных результатов научно-исследовательской деятельности, расширяет границы сетевого взаимодействия и социального партнерства участников и пользователей проектов.

Деятельность краевой инновационной площадки обеспечила изменения в образовательном процессе техникума:

– обновлены программы учебных дисциплин за счет добавления элементов исследовательской деятельности: форм и тематик исследовательских и (или) проектных работ обучающихся в рамках учебного и внеучебного времени; при этом Акцентируется внимание на постепенное усложнение элементов исследовательской деятельности от курса к курсу;

– осуществляется внесение компонента инновационного продукта (тематики, применяемого элемента сайта виртуального музея, формы использования) в программы по учебным дисциплинам: истории, географии, ПМ.05. Организации занятий по сохранению и развитию национальной самобытности и культурного наследия коренных малочисленных народов Севера;

– организована поисково-исследовательская деятельность на материалах музея через работу кружка «Следопыт»;

– осуществляется обновление и пополнение банка педагогических технологий за счет внедрения проблемно-поисковых, активных и интерактивных методов обучения, активизирующих познавательную деятельность обучающихся;

– внесены коррективы в учебные планы в части добавления индивидуальных проектов за счет часов, выделенных на самостоятельную работу;

– разработаны программы учебных дисциплин общеобразовательного цикла с учетом требований ФГОС СОО в части обязательного выполнения индивидуальных проектов в рамках самостоятельной (внеаудиторной) деятельности;

– включены в годовой план работы техникума новые образовательные события: «Неделя проектов» (публичная защита индивидуальных проектов), «Фестиваль проектов» (слет обучающихся с презентацией лучших проектных и исследовательских работ) и пр.

Инновационный проект «Виртуальный музей как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями» дает положительные результаты, реализуясь в трех аспектах. Как познавательное средство проект предполагает его дальнейшее использование в учебно-воспитательном процессе: учебной, надпредметной воспитательном деятельностях, – и научно-методическом процессе. Как развивающее средство проект способствует осуществлению развития за счет включения материалов музея в программу развития техникума. Как «проектное» средство проект демонстрирует возможности сайта виртуального музея в качестве образовательной площадкой для овладения методом проектов.

Таким образом, инновационный проект способствует претворению в педагогическую практику приоритетных направлений развития образования, таких как поддержка сетевого образования, массовое распространение инновационного опыта, технологизацию работы техникума.

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный музей, проект, инновационный продукт, инновационный проект, исследовательская деятельность, образовательная площадка, образовательный процесс техникума, общеобразовательный цикл, профессиональное образование, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Формирование финансовой грамотности в рамках реализации образовательного проекта «ТЕМП»

Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения в МАУ ДО Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Региональный управленческий проект «Директория успеха» как ресурс развития профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей «Радуга здоровья» в рамках здоровьесбережения в старшей группе

Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума

Формирование профессиональных компетенций студентов в ходе подготовки к чемпионату Worldskills Russia по компетенции «Кондитерское дело»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Секреты звезды Дружбы»

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Формирование финансовой грамотности в рамках реализации образовательного проекта «ТЕМП»

Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения в МАУ ДО Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Региональный управленческий проект «Директория успеха» как ресурс развития профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей «Радуга здоровья» в рамках здоровьесбережения в старшей группе

Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума

Формирование профессиональных компетенций студентов в ходе подготовки к чемпионату Worldskills Russia по компетенции «Кондитерское дело»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Секреты звезды Дружбы»

Задать вопрос