Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы)
Автор: Шабалова Наталья Викторовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 13.12.2017
Статья просмотрена: 608 раз
Библиографическое описание:
Шабалова, Н. В. Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы) / Н. В. Шабалова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/2948/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этом случае мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребёнок пришёл в школу, то он должен делать всё то, что говорит учитель.
Встречаются учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны родителей или учителя, плохой отметки и т. п. Нередко, в первый же день пребывания в школе ученик осознаёт, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; Нельзя спросить о чём-то, когда этого хочется и т. д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Довольно часто вижу учащихся, которые сидят возле кабинета на скамейке и плачут из-за того, что им говорят учителя. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.
Мотив — это то, что побуждает к действию.
Виды мотивов:
‒ Познавательные;
‒ Социальные;
‒ Внутренние;
‒ Внешние;
‒ Направленные на достижение успеха;
‒ Направленные на избегание неудач.
В данной статье я планирую рассказать о приёмах мотивации, используемые мной в учебной деятельности учащихся.
На каждом уроке при выполнении любого задания я задаю учащимся вопрос: для чего мы выполняли это задание? И учащиеся пробуют найти положительное и полезное в каждом задании.
На уроках литературного чтения главной целью считаю привитие любви ребёнка к чтению. Сначала пришлось проводить соревнования между ребятами, которые привели ребят к привычке обращения к книгам. Для проведения подобных соревнований я использую таблицу «График чтения литературы». В нижней строке записаны числа месяца. Количество столбцов соответствует количеству дней в месяце. В каждой клетке над числом ребёнку нужно поставить диагональную черту. Причём, если ребёнок прочитал произведение в течении дня, то черта ставится с нижнего левого угла клетки к верхнему правому углу. Если не прочитал, то с верхнего левого угла к правому нижнему углу. На рисунке показано, как это выглядит. У детей получается в итоге кривая линия. Или прямая, растущая только вверх.
ГРАФИК ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Были моменты, когда учащиеся на самом деле не читали, а просто ставили диагональную черту вверх. Тогда на обратной стороне листа мы начали писать название прочитанного произведения и основную идею к нему. Так можно увидеть, действительно ли ребёнок почитал или нет.
В дальнейшем мы стали проводить анализ прочитанных произведений по определенной схеме, где главным было выделение идеи произведения (для чего автор создал произведение для вас и почему была необходимость включения этого произведения в учебник).
На уроке русского языка для повышения интереса к запоминанию словарных слов я использую кроссворды. В интернете существует программа по созданию кроссвордов. Необходимо только набрать необходимые слова, которые будете проверять, и выбрать расположение слов в кроссворде. Только вопросы необходимо составить самостоятельно. Благодаря этой работе каждый ребёнок стал понимать значение слов, а не просто заучивать их. Помимо кроссвордов мы используем зарисовки орфограммы. Например, нужно заучить слово болото. У одного из учеников возникла картинка, как из недр болота выделяются газы и они похожи на пузырьки. Каждый пузырёк имеет форму подобную букве о. Это поможет запомнить написание букв о в слове болото.
На уроках математики мне помогают наглядности в объяснении каждой темы. Например, тема «Порядок действий». На ум пришла идея показать ребятам конкретно сильные и слабые действия. На картинках вы видите символ сильных математических знаков (умножение, деление) в виде бегемота со штангой, а слабых действий (вычитание, сложение) в виде героя худощавого телосложения. Трактовать работу по данным наглядностям можно по-разному. В своей практике я трактовала так: 1. Если в примере присутствует слабое и сильное действие, то первым выполняется сильное. Потому, что оно побеждает слабое действие. 2. Примеры вида (2+4):5 трактуются так: слабое действие под защитой скобок (можно сказать, что это щиты) побеждает сильное действие, поэтому его выполняют первым.
Очень интересно проходят уроки-путешествия. На одном уроке мы используем цельные карты и передвигаемся по отмеченным точкам, выполняя задания. На другом уроке мы собираем части карты, а затем ищем место клада. Где клад — это новые знания (интересные факты, биография математика и т. п.) в зависимости от урока.
Во внеурочной деятельности творчество не имеет границ. Мне доставляет удовольствие проведение тематических огоньков с ребятами. Мы поём песни под гитару, общаемся о том, что нам удалось достичь за прошедший месяц и т. п.
Проведение интересных соревнований. Например, комический футбол. Игра помогает в изучении характеров сказочных героев, а также сплочению взрослого и детского коллективов.
Учащиеся были сказочными героями, а их родители разбойниками. Время прошло достаточно интересно.
Поведение учащихся на уроках и переменах! Я вас познакомлю с несколькими приёмами, которые мне удалось реализовать на практике. Некоторые из описываемых приёмов можно применять с целью формирования учебной мотивации. Причем применять перечисленные приёмы стоит таким образом, чтобы никому из детей не было обидно. Если вы предоставили ребёнку награду, ни в коем случае её не забирайте!
В 2017–2018 учебном году мы с классом решили отправиться в путешествие (в страну знаний). Для этого у нас в классе есть корабль, команда и цель. 1 сентября в классе у нас состоялось открытое мероприятие, на котором присутствовали родители учащихся. На мероприятии ребята зарабатывали себе звание матроса, пройдя испытания. Каждый ребёнок поставил перед собой образовательную цель (чему он хочет научиться в течение года) и загрузил её в мешочек на борту корабля. Каждый матрос имеет своё поручение на корабле (они прописаны рядом с фотографиями). Также мы сплели сеть, на которую мы вылавливаем наши достижения.
Во время путешествия мы, конечно, приобретаем знания, а они являются ценностью. Поэтому у нас есть общий сундук с сокровищами, в который все матросы добавляют заработанные сокровища. В конце каждой четверти мы проводим аукцион (ребята обменивают полученные сокровища на книжки с целью получения новых знаний). Когда у матроса заканчивается строка с сокровищами, то ему выдаётся блокнотик и приклеивает свои достижения уже в него. На крышке сундука прописаны названия драгоценных камней и за что вручаются: рубин (вручается за дежурство в кабинете или в столовой, приучение других к порядку), изумруд (достаётся за творческие достижения), сапфир (за участие в спортивных мероприятиях) и алмаз (за достижения в учёбе).
На пути к стране Знаний мы можем встретить пиратов. Они нам могут мешать хорошо, учиться, соблюдать правила поведения и т. п. У нас в классе есть пальма, на которой сидят красивые попугаи, если кто-нибудь из ребят нарушает правила поведения, то на пальме один красивый попугай исчезает, а попугай-пират появляется. Здесь важно, чтобы дети не начали давить на ребёнка, из-за которого появился пират. Поэтому 1 сентября на мероприятии было сказано, что мы должны помочь вернуться хорошему попугаю и только тогда пират исчезнет. Если будем пирата обижать, то к нему будут добавляться его товарищи и пиратов станет больше.
В нашей школе каждую четверть проходит мероприятие «Самый классный класс». В первой четверти моему классу снизили 10 баллов за плохое поведение учащихся на перемене. У меня появился повод для размышления, и я стала задумываться над тем, что мне сделать, чтобы ребята проводили перемену как нужно и при этом никого не «сбивали» в коридорах. Обычные настольные игры уже становятся неинтересными и скучными. Так же я обратила внимание, что мальчикам интересно играть с машинками, и они катают их по столам, подоконникам и стенам в коридоре и классе. Поэтому пришла идея создать объёмную настольную игру. В игру могут играть и девочки, и мальчики. Она направлена на изучение ПДД. Проект по созданию игры реализовывали ученики 2 «Б» и 3 «В» классов. Планируется, что учащиеся начальной школы самостоятельно будут добавлять недостающие предметы в игре. Например, дорожные знаки и т. д.
В дальнейшем планирую выпустить сборник «Из опыта работы молодого педагога», куда будут входить различные приёмы по формированию мотивации для учащихся начальной школы в соответствии с их возрастными особенностями. Если у Вас появились какие-либо вопросы или пожелания, пишите их в группе «Ассоциация молодых педагогов г. Железногорска» https://vk.com/public150452738. Буду очень рада слышать рекомендации опытных учителей.