Единый день открытых дверей пилотных школ как практика тиражирования результатов пилотирования введения ФГОС основного общего образования в Красноярском крае
Авторы: Логинова Наталья Федоровна, Величко Евгения Валериевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 29.12.2017
Статья просмотрена: 127 раз
Библиографическое описание:
Логинова, Н. Ф. Единый день открытых дверей пилотных школ как практика тиражирования результатов пилотирования введения ФГОС основного общего образования в Красноярском крае / Н. Ф. Логинова, Е. В. Величко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3018/ (дата обращения: 15.11.2024).
Практика реализации новых образовательных стандартов требует создания новых образцов педагогической деятельности, позволяющих целенаправленно изменять образовательную среду, образовательное пространство в целом. Как правило, решение задачи создания новых образцов оформляется в проекты и часто требует использования разных дополнительных ресурсов (например, методического — в виде особых позиций, обеспечивающих методическое сопровождение проектной работы, организационного — перераспределение рабочего времени для решения новых задач, возможность для групповой работы педагогов, кадрового — в виде специальных профессиональных умений, позволяющих работать в команде, проектировать, предлагать нестандартные варианты решений и т. д., финансового — оплата новых видов деятельности, возможность выездных проектировочных семинаров и др.) Безусловно, в каждой отдельной образовательной организации таких условий для разворачивания проектной инновационной работы не может быть создано. И тогда ресурсом для изменения практики может стать тиражируемый опыт, выращенный в другой образовательной организации.
Технологический цикл работы с передовым инновационным опытом может считаться завершенным только в том случае, если в него включен этап освоения этого опыта профессионально-педагогическим сообществом. Это означает, что созданные в результате реализации таких проектов новые образцы практики должны широко представляться педагогическому сообществу и тиражироваться.
Сложность процесса тиражирования (диссеминации) опыта в области образования связана с тем, что существенное число решений и способов решений образовательных проблем с трудом поддаются описанию и обобщению, тогда как педагоги, готовые к внедрению новых способов, подходов и образовательных технологий, «заинтересованы не в абстрактной информации, а в раскрытии живого опыта и секретов мастерства» [1].
Тиражирование успешного опыта является продолжением успешных проектов в любой сфере деятельности, поскольку позволяет на основе уже полученного опыта сформулировать, оформить или создать СВОИ варианты решений имеющихся проблем и преодоления трудностей с учетом специфики своих ресурсов, специфики своей территории, своей организации, своих традиций и т. д.
Наш опыт работы по введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае показывает, что простое транслирование нового опыта, полученного в результате проектной работы пилотных школ, не позволяет решать задачу диссеминации этого опыта, является не эффективным.
Мы предлагаем обсудить проблему диссеминации (тиражирования) педагогического опыта целостно, выделив несколько фокусов. Как правило, та или иная инновационная практика достаточно автономна, самодостаточна и в силу этого замкнута. Поэтому первый фокус обсуждения связан с готовностью авторов тиражировать свой опыт. Можно успешно представлять новую практику, но возьмут ли ее педагоги? Станет ли это новое знание основанием для изменения собственной практики? Внедрение новой практики, изменение устоявшихся способов работы требует от учителя определенных усилий — умения видеть свои дефициты, дефициты своей практики и их преодолевать, большого желания изменить практику и настойчивости, умения анализировать свои ошибки и неудачи, умения учиться и др. Поэтому второй фокус обсуждения связан с готовностью других педагогов принять этот опыт и перестраивать в связи с этим свою практику, а третий фокус — с эффективными способами или механизмами диссеминации опыта. Попробуем с этим разобраться.
Готовность автора предполагает его собственную работу по описанию практики, ее анализу относительно достигаемых результатов, понимание места данной практики в общем поле изменений. При этом важно продумать форму эффективной презентации своей практики, позволяющей «здесь и сейчас» наглядно увидеть обсуждаемые автором изменения. Еще одно требование к готовности авторов — планирование работы с аудиториями в разной степени готовыми к обсуждению данной практики. Одно дело, если аудитория знакома с технологией работы автора, теоретическими основаниями его работы. И совсем другое дело, когда аудитория про это ничего не знает. В таком случае автору необходимо, представив основания своей работы, уделять время разъяснениям разных моментов в своей работе.
Готовность педагогов подразумевает способность увидеть новое — новую практику, новый способ работы педагога, новизну в применении практики или способа, в анализе, в работе с результатами, в целостности подхода и т. д. Помимо этого в качестве готовности мы рассматриваем готовность педагога включиться в ту деятельность, которая ему предлагается на «открытом» мероприятии — в качестве участника, эксперта и т. д. Это важный элемент тиражирования опыта. Потому что очень часто мы наблюдаем такое поведение педагогов — «Что здесь нового? Мы всегда так работали» или «Зачем нам это делать? Вы нам лучше про все расскажите».
Одним из условий тиражирования педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое использует такие каналы диссеминации, как:
– информационный (выпуск и издание литературы, создание сайтов или блогов в сети Интернет);
– коммуникационный (профессиональные события);
– обучающий (организация семинаров, программ обучения);
– экспертный (оценка и поддержка участников процесса диссеминации).
Обсуждая проблематику тиражирования опыта пилотирования ФГОС ООО важно удерживать специфику территории, региона, в котором новую практику необходимо распространить.
Специфика Красноярского края заключается в следующем:
– большая территория — протяженность края с запада на восток 1250 км в северной части и 650 км на юге, в меридиональном направлении протяженность края около 3000 км. По площади край занимает 1/7 часть России и равноценен половине европейской части Российской Федерации [5];
– большое количество малокомплектных, удаленных от районных центров школ — 29 % школ имеют наполняемость от 1 до 50 учеников, более чем в 44 % школ края наполняемость не превышает 100 учеников, в Приенисейском (северном) округе таких школ более 60 %;
– преобладание сельских школ — 63 % школ расположены в сельской местности, но в них обучается только 25 % учащихся края [2].
Такая специфика края предъявляет свои требования к процессу тиражирования опыта в нем: создание центров диссиминации опыта в разных округах края, презентация не конкретного опыта разных школ, а представление принципов построения практики, обобщенных способов решения сложных ситуаций разными школами (большими городскими, малыми городскими, сельскими, малокомплекными), использование разных каналов диссиминации опыта.
Для решения задачи тиражирования опыта в условиях Красноярского края был организован «Единый день открытых дверей пилотных школ введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Специфика мероприятия, по нашему мнению, должна заключаться в том, чтобы была возможность:
1) методического обобщения опыта, выделения его принципов, когда к самостоятельной работе педагога или команды педагогов добавляется профессиональное сообщество. Следует отметить, что диссеминации подлежат не сами идеи, практики, способы, а ПРИНЦИПЫ, на которых они выстроены и работают;
2) для педагогов Красноярского края через осознание принципов и оснований того или иного опыта/практики, порождать СВОИ собственные идеи в решении своих педагогических проблем или проблем своей школы, которые основываются на их условиях, их ресурсах, их обустройстве жизни.
В соответствии со спецификой Красноярского края, особенностей процесса тиражирования педагогического опыта были сформулированы требования к такому мероприятию:
1) возможность большого охвата участников;
2) участие всех пилотных школ (в крае 52 пилотные школы из разных округов);
3) согласованность позиций пилотных школ, возможность действовать командой сетевым образом;
4) обеспечение территориальной доступности «открывающихся» школ для педагогов края;
5) возможность выбора школы, которую тот или иной педагог хотел бы посетить;
6) участие преподавателей Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования для обеспечения экспертной позиции, демонстрации педагогических компетенций;
7) обеспечение деятельностного включения участников в процесс понимания представляемого опыта;
8) обеспечение консультирования педагогов и школ, готовящих открытые мероприятия, сопровождения подготовки уроков.
Единый день открытых дверей пилотных школ проводится один раз в год по одной теме. Единая тематика позволяет обсуждать образовательные результаты и шаги в их достижении в преломлении специфики каждой школы. Таким образом, каждую «открывающуюся» школу можно рассматривать как своеобразный кейс. Под кейсом мы понимаем описание конкретной проблемы или проблем, стоящих перед конкретной школой в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Описываемое событие позволило представить все многообразие условий — большая городская школа (лицей, гимназия), обычная городская школа, сельская школа, сельская отдаленная школа.
Подготовка «Дня открытых дверей» осуществляется таким образом, чтобы учитывать все выделенные выше фокусы — готовность одних педагогов передавать опыт, готовность других педагогов взять опыт, каналы передачи опыта.
Подготовка педагогов и управленцев пилотных школ, «открывающих» свою практику заключается в выработке общей программы Единого дня и согласования целей, задач и способов их решения, в разработке каждой школой своей программы на основе согласованной структуры, подготовке педагогами школ всех мероприятий в рамках программы (с использованием очных, скайп консультаций, выездов в пилотные школы), подготовке методических материалов и анкет обратной связи, организации информирования педагогической общественности о предстоящем событии через информационные письма, публикацию материалов на виртуальном краевом ресурсе ФГОС (r.kipk.ru).
На протяжении трех лет Единый день открытых дверей пилотных площадок проведен по единому формату, в который включаются следующие виды работ:
- Установочное сообщение директора пилотной школы по теме Единого дня, раскрывающее проблематику вопроса и способы их решения своим педагогическим коллективом.
- Открытые занятия педагогов, мастер-классы, занятия внеурочной деятельности и т. д., демонстрирующие те способы и варианты решения проблемных вопросов, о которых говорил директор в установочном сообщении.
- Дискуссионные площадки по сложным вопросам введения ФГОС ООО в рамках заявленной темы, позволяющей включать присутствующих педагогов в их обсуждение. Основная задача такой формы работы состоит в том, чтобы показать, как можно шире весь спектр задач, которые необходимо решить в этом направлении, неоднозначность решений и т. д.
- Имитационная игра, демонстрирующая важность командной работы для решения новых педагогических задач, позволяющая участникам принять на себя ту или иную роль и экспертно с этой позиции отнестись к поставленным вопросам.
- Получение обратной связи от участников Единого дня в виде рефлексивного обсуждения, завершающего работу площадки, а также анкет обратной связи.
В крае проводились Единые дни по таким темам, как написание основной образовательной программы, организация внеурочной деятельности, подходы к оцениванию образовательных результатов
Ежегодно данное мероприятие собирает около 2000 участников — педагогов и управленцев школ, методистов, представителей муниципальных управлений образования, студентов, преподавателей ИПК и вузов.
Об эффективности Единого дня открытых дверей можно говорить на основе результатов анкет обратной связи участников площадок и отчетов пилотных школ — организаторов площадок.
Более 90 % участников отмечают, что в результате участия в работе площадки получают ответы на имеющиеся у них вопросы по данной теме. Но, что важно, появляются новые вопросы, на которые им самим необходимо искать ответы.
Участники отмечают, что деятельностный формат площадок позволяет не слушать готовые варианты ответов, а включаться в поиск этих ответов, в экспертизу тех вариантов, которые предлагает школа.
Важным отмечают участники появление представлений о том, что надо делать и варианты того, как это делает конкретная школа — какие задачи решает. Именно такой подход позволяет участникам задумываться над тем — а как такие задачи могут быть решены в их практике, в их педагогических коллективах.
По мнению организаторов площадок, управленческих команд «открывающихся» школ данная практика позволила им самим провести рефлексивную работу по обобщению своего опыта, сформулировать вопросы, на которые у самих еще нет ответов, выделить трудные моменты, которые обязательно коллективом, педагогами должны быть пройдены, прожиты, получить экспертное отношение к своим вариантам предлагаемых решений и способов решения разных задач введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Итак, на основании полученного опыта мы можем говорить о том, какие требования должны предъявляться к мероприятиям по диссеминации педагогического опыта в решении задач введения федерального государственного образовательного стандарта.
- Мероприятия должно быть так организованы, чтобы обеспечивать доступность педагогам участия в нем (центры, площадки во всех округах).
- Должно быть организовано методическое сопровождение «открывающихся» участников для обеспечения подготовки «открытых» занятий и мероприятий.
- Формат мероприятия должен требовать от организаторов — демонстрацию (а для участников — пробу) новых учительских компетентностей. Это становится возможным, когда организована проба деятельности, при этом представляются лежащие в ее основе ценности, цели, которые с ее помощью могут быть достигнуты и принципы, по которым эта деятельность должна работать.
- В «открытых» занятиях должны представляться методы, способы, технологии, отражающие специфику изменяющейся профессиональной позиции учителя.
- Должно быть обеспечено наличие экспертной позиции по отношению к представляемым занятиям из числа присутствующих участников.
- Должно быть обеспечено построение обратной связи, как пришедших на площадки педагогов, так и самих организаторов.
- Критериями эффективности данных мероприятий может быть появление у участников СВОИХ вариантов ответов на СВОИ вопросы, у организаторов — новых вопросов к СВОЕЙ деятельности.
- Использование разных каналов тиражирования педагогического опыта — информационного, коммуникативного, обучающего, экспертного.
Литература:
- Абасов, З. А. Жизненный цикл педагогических инноваций // Инновации в образовании.- 2007. — № 8. — С. 13–20.
- Маковская С. И. Региональная образовательная политика:
- управление изменениями [Электронный ресурс] — URL: http://www.krao.ru/rb-topic_t_1155.htm
- Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс] — URL: http://dic.academic.ru/
- http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52–2–1.html
- http://nature.krasn.ru