Сложности профессионального самоопределения (из опыта работы)
Автор: Шеина Людмила Михайловна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 10.01.2018
Статья просмотрена: 190 раз
Библиографическое описание:
Шеина, Л. М. Сложности профессионального самоопределения (из опыта работы) / Л. М. Шеина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3038/ (дата обращения: 15.11.2024).
Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.
Именно юношеский возраст — возраст практического выбора и принятия решения о пути образования. Для того чтобы такой выбор был осознанным и обоснованным, требуется оказать учащимся необходимую психолого-педагогическую поддержку, направленную на выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. [2, стр.34]
Проблема выбора профессии часто решается на уровне здравого смысла, интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, воли родителей, путем проб и ошибок. В то же время ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям становится важнейшим условием успешного освоения профессии.
Первую десятку на современном этапе развития рынка труда занимают в основном рабочие профессии и профессии сферы бытового обслуживания, востребованы и многие инженерные специальности. Но выпускники школ ориентированы, в основном, на получение высшего образования и в последующем — деятельность на должностях руководителей, работу в офисных условиях.
Недостаток знаний о мире профессионального труда, а также ограниченный опыт проверки своих склонностей в какой-либо профессиональной деятельности порождает у учащихся трудности, как при выборе профессионального пути, так и при его реализации. Старшеклассник поставлен перед необходимостью принятия первого самостоятельного решения о выборе профессионального пути, хотя часто к этому не готов… [4, стр.26]
Организация психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке включает следующие направления работы:
1. Аналитико-диагностическое — подразумевает психолого-педагогическое исследование учащихся, диагностику общих и частных проблем, подготовку психолого-педагогического заключения и рекомендаций. Оно реализуется через следующие мероприятия, проводимые мною в «Кинельском Ресурсном центре»:
‒ мониторинг профессионального самоопределения учащихся, разработанный ЦПО Самарской области, относительно выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования с целью оценки эффективности педагогических воздействий в процессе предпрофильной подготовки;
‒ изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление профильных и профессиональных интересов, мотивов выбора и т. д. с целью осуществления индивидуального подхода, выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося.
2. Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на обеспечение учащихся знаниями, необходимыми для адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования.
В «Кинельском Ресурсном центре» выделяются следующие формы просветительской деятельности:
‒ систематические профориентационные занятия (участие в профориентационных занятиях образовательных организаций муниципального района Кинельский в рамках профориентационного проекта «Наше будущее»);
‒ учебные фильмы и видеофильмы, видеоконференции, вебинары (видеоконференция «Открытый урок», посещение музея профтехобразования, флешмоб в сети интернет, проект Тест-драйв от СГСХА);
‒ познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения (участие во Всероссийском лектории обучения, развития и трудоустройства детей субъектов РФ, посещение передвижного выставочно — лекционного комплекса (ПВЛК) ОАО РЖД (специализированный поезд, демонстрирующий широкий спектр передовых решений в сфере железнодорожного транспорта, нанотехнологии, отечественной энергетики, подготовки современных кадров);
‒ экскурсии учащихся на предприятия и в учебные заведения (посещение «Ярмарок профессий», «Апрельских встреч» (встречи с представителями ВУЗов, СПО); межрегиональной выставки — форума «Образование. Наука. Бизнес — 2017 г».; Дней открытых дверей в СГСХА, СГСПУ, СПбГУ; экскурсии на XIX Поволжскую агропромышленную выставку);
‒ встречи учащихся со специалистами по различным профессиям (окружное мероприятие «Профессиональные встречи: мечты и думы о профессии»).
3. Консультативное направление предполагает взаимодействие педагогов с различными группами учащихся, включающее консультирование участников предпрофильной подготовки по вопросам развития, обучения, профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе предпрофильной подготовки; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе предпрофильной подготовки с целью повышения
‒ размещение на сайте «Кинельского Ресурсного центра» и сайтах образовательных организаций информации по сопровождению профессионального самоопределения (н-р, методические рекомендации по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящихся к категории инвалидов).
4. Организационное направление включает:
‒ организацию проведения курсов по выбору, конкурсов, профессиональных проб (участие в областном конкурсе творческих работ учащихся и педагогов образовательных учреждений «Есть такая профессия…»; во Всероссийском конкурсе методических материалов по работе в сфере профессионального самоопределения «Zасобой» и Всероссийском конкурсе видеороликов по профессиональному самоопределению «Zасобой»; в открытом областном конкурсе программ и методических разработок, обеспечивающих деятельность образовательной организации по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на уровне основного общего образования; в региональном чемпионате «Молодые профессионалы»);
‒ проведение комплексных исследований проблем учащихся (опросы в рамках проекта «Неделя труда»);
‒ привлечение нужных специалистов для оказания помощи учащимся по решению их проблем (н-р, сотрудничество со «Службой занятости» г. о. Кинель).
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
Литература:
- Белухин Д. А. Становление профессионала и рождение профессионализма: учебное пособие. — М.: МПСИ., 2006.
- Бодров В. А. психология профессиональной деятельности: теоретические и практические проблемы. — М., 2006.
- Климов Е. А. Психология профессионализма. — М.1996.
- Пряжников Н. Основы профориентологии. — М., 2007.