Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 10.01.2018

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Юдина, О. В. Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент) / О. В. Юдина, Н. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3067/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о сельском хозяйстве, традициях и особенностей родного края посредством познавательно-игровой деятельности.

Задачи:

I. Воспитательные:

1. Воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь взрослым.

2. Воспитывать уважительное отношение к сельскому труду и людям, которые этим занимаются.

3. Воспитывать заботливое отношение к овощным культурам, желание ухаживать и выращивать их.

II. Развивающие:

1. Развивать познавательную деятельность детей.

2. Развивать у детей мышление, зрительное и слуховое внимание.

3. Развивать речевые навыки: монологическую и диалогическую форму речи, умение выстраивать полные предложения для ответов, называть признаки предмета

4. Развивать у детей навыки решения проблемных ситуаций.

III. Образовательные:

1. Расширить представление детей о предприятии АО ПЗ «Илькино» и о сельском хозяйстве села.

2. Формировать представление о традициях родного села.

3. Закреплять навыки построения рассказа с использованием приёма моделирования (опорной схемы).

4. Закрепить умений ориентироваться на местности по плану-карте.

5. Обобщить представление детей о выращивание овощных культур.

6. Закрепить представление детей об осеннем урожае.

7. Формировать представление о пользе овощей.

8. Закреплять у детей представление об овощных блюдах.

Ход занятия

(Гости сидят вдоль окна. Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают полукругом вокруг воспитателя. В этот момент вбегают Забияки-разбойники и начинают дразниться).

Р: Так вот вы какие! А вы кое-что не знаете, что мы сделали и не узнаете вот так. Ха-Ха-ха

В: Здравствуйте! Вы кто такие и зачем вы к нам пришли?

Р: мы забияки-разбойники и кое что знаем, а вы не знаете.

В: мы ни с какими забияками не дружимся, уходите, уходите!

(Разбойники теряют запутанную карту свёрнутую и диск)

В: Ребята посмотрите, что это за свёрток и диск? И как они к нам попали?

Д: Это разбойники потеряли.

(Воспитатель вместе с детьми подходит к свёртку с диском, берёт в руки свёрток и диск и предлагает детям посмотреть, что это за свёрток).

В: Ребята как вы думаете, что это за свёрток?

Д: это карта

В: А что на ней обозначено и что по ней можно найти? А может, посмотрим диск и что -то интересное узнаем? (Дети поворачиваются к телевизору, просматривают видео).

В: Ребята, а вы узнали кто это?

Д: это агроном.

В: Правильно, ребята, это агроном

В: Ну что, поможем?

Д: Да поможем.

В: А я догадалась, для чего нужна карта, а вы догадались?Что мы по ней будем искать?

Д: задания разбойников

(Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают)

В: атеперь рассмотрим карту.

В: как вы думаете, что здесь нарисовано?

Д: это наша группа и мебель, которая в ней находится.

(Выбирают ребёнка по считалке, дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате. Ребенок находит синею коробочку, дети осматривают её)

В: спрашивает, кто может прочитать записку, что в ней? Давайте я вам помогу и прочитаю, что в ней написано. (Дети в это время стоят лицом к воспитателю и гостям)

Читает задание: Знаете ли вы, из чего выращивают овощи?

В: Ребята, а вы знаете, из чего выращивают овощи?

Д: овощи выращиваютиз семян.

В: Правильно, из семян.

В: Ребята посмотрите, в коробке не только записка лежит, а ещё и семена только они все перепутались. Что же делать? Как разобраться, что из каких семян вырастет?

В: Ребята поможем разобраться с семенами? Мы с вами раньше их рассматривали, а сейчас вспомним и определим от какого овоща какое семя. Возьмите семена какие вы хотите и пройдите к столам, найти ту картинку овоща к которой относиться это семя. (Дети рассматривают внимательно семена, кладут семена к картинкам определённых овощей и садятся за столы, чтобы лучше их рассмотреть. Воспитатель проверяет, правильно ли дети подобрали семена. Спрашивает несколько детей к какому овощу они подобрали семена)

В: Ну вот, теперь мы навели порядок в семенах. Молодцы ребята.

В: Ребята, а кто желает рассказать, как правильно вырастить овощ из семени? А я сейчас загадаю вам загадку, кто отгадает, тот и расскажет нам про этот овощ.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая

(Морковь)

В: (имя ребёнка), а про какой овощ ты хочешь рассказать? А я тебе в этом помогу, на мольберте находятся 2 схемы последовательности выращивания овощей, выбери ту схему, которая тебе подходит, и по ней расскажи про свой овощ.

В: молодец всё верно, а хотите, мы сейчас все вместе покажем, как сажают овощи? пройдём с вами на ковёр и встанем в круг.

«Очень дружный мы народ, (дети становятся в круг)

И сажаем огород

Взяли несколько лопат (копают землю воображаемыми лопатами)

Стали землю мы копать.

Взяли грабли, разрыхли (рыхлят землю, делают грядку воображаемыми граблями)

Грядочку вот здесь разбили.

Просим нас не отвлекать- (грозят пальцем)

Надо грядку засевать.

Каждый взял пакет семян (сеем семена в грядку)

И сажает в землю сам.

Осторожно загребаем (загребают, поливают)

И водичкой поливаем.

Вот весёлый огород (показывает рукой на грядку)

Что здесь только не растёт!

А теперь, друг не зевай,

Собирай-ка урожай! (Собирают урожай в корзинку)

Сколько хочешь овощей

Для окрошки и для щей! (Разводят руками в стороны)

В: Молодцы ребята, как вы думаете, мы с вами справились с этим заданием?

Д: Да

В: Теперь нам нужно приступать к выполнению второго задания. Посмотрим внимательно на карту. Откуда нам надо начинать отсчитывать шаги. (Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают. Воспитатель показывает карту с заданиям)

В:Что обозначает этот знак как вы думаете?

(Дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате. Ребенок находит красную коробочку, дети осматривают её, находят записку и отдают воспитателю). (Дети стоят полукругом около воспитателя и внимательно слушают задания)

Читает задание: Вам необходимо правильно подобрать «Вершки и корешки» овощей.

В: Ребята в коробке кроме записки с заданием ещё лежат картинки с корешками и вершками овощей. Только они тоже все перепутаны. Нам с вами необходимо правильно подобрать недостающие картинки к овощам.

В: Ребята, а я знаю игру, которая так и называется «Вершки и корешки». Хотите поиграть?

Д: да

В: Ребята возьмите в руки какую хотите картинку, кто-то вершок, кто-то корешок. Все взяли? А теперь по сигналу (беги) вы все разбежитесь по ковру. А потом когда услышите сигнал ("найди!"), быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок и вместе быстро прикрепите их к магнитной доске. Хорошо? (Начинается игра после того как дети взяли картинки со стол и встали на коврик. По сигналу воспитателя дети ищут корешки и вершки, а когда находят то прикрепляют к магнитной доске, когда все картинки с овощами прикреплены к магнитной доске)

В: Атеперь ребята мы проверим, правильно ли вы выполнили задания. (Дети стоят около магнитной доски и внимательно проверяют, всё ли правильно сделали).

В: атеперьответьте мне пожалуйста у каких овощей съедобны: вершки или корешки или то и другое? (Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое).

В: молодцы ребята

В: Ребята, а вы знаете,чтобы вырастить хороший урожай, многим людям пришлось потрудиться. Я сейчас вас познакомлю с одним из них. Это папа нашего воспитанника Лаврухина Никиты. Никита расскажи нам пожалуйста про своего папу. А вы дети присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.

В: Ребята, а люди каких профессий убирают и отвозят овощи с полей? (Дети поворачиваются к воспитателю лицом и отвечают)

Д: комбайнёры, трактористы, механизаторы.

В: Ребята, а куда же отвозят овощи с полей?

В: Молодцы ребята, всё верно.

В: А для чего нам надо есть овощи?

Д: Овощи надо есть так как в них содержатся витамины, которые помогут нам расти здоровыми и крепкими.

В: Славно! У нас осталось последнее задание, я думаю мы и с ним справимся. Давайте посмотрим на карту где у нас 3 задание.

(Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают. Воспитатель показывает карту с заданием)

В: Посмотрим внимательно откуда нам надо начинать отсчитывать шаги. Что обозначает этот знак как вы думаете?

(Дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате, подходят к столу, на котором стоят овощи в тарелочках).

В: Посмотрите, ребята, что здесь у нас на столе. (Воспитатель поднимает салфетку с овощей и показывает детям)

Д: Варёные овощи.

В: А какие блюда можно приготовить из этих овощей?

Д: (борщ, щи, гороховый, свекольный и картофельный супы,) (винегрет, картофельные котлеты, овощную икру. Можно приготовить соки. Морковный, томатный, свекольный,

В: а если смешать все эти овощи, что получится?

Д: винегрет

В: правильно ребята. А хотите мы с вами сейчас приготовим винегрет. Будем по очереди смешивать овощи в салатнице. (Дети подходят к столу где стоят тарелочки с варёными овощами. Они берут тарелочку с готовым овощем и высыпают в салатницу по очереди, а в самом конце добавляют свёклу, потом воспитатель солит добавляет растительное масло и всё перемешивает)

В: Молодцы ребята.

В этот момент из прихожей слышаться голос разбойников.

Р: «Пойдём извинимся ну пойдём. (Заходят в группу)

В: Ах это опять вы забияки-разбойники.

Р: «Простите нас пожалуйста мы весь урожай овощей верну в совхоз. Правда, правда. Можете посмотреть. Мы больше так не будем. Честно при честно. Мы думали, что вы не сможете выполнить такие трудные задания.

Рефлексия.

Воспитатель: Амы вот сумели выполнили. Ребята, давайте вспомним, какие задания мы выполняли.

В: Ну что же если вы не будете больше озорничать, то мы вас угостим нашим винегретом.

Р: обещаем

В: Ребята, а сейчас возьмём салат и пройдём на соседнюю группу попробуем сами и угостим разбойников, они, наверное, такой винегрет нигде не пробовали.

Литература:

  1. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. — 2011. — № 3, с. 24–26.
  2. .Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Текст) Методическое пособие /Под ред. А. М. Виноградовой, — М.: Мозаика–Синтез — 1991.
  3. Гризик Т. Познаю мир. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, овощ, Ребята, семя, воспитатель, задание, магнитная доска, групповая комната, какой овощ, представление детей.

Похожие статьи

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края

Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогическ...

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО

В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного п...

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования

В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Похожие статьи

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края

Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогическ...

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО

В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного п...

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования

В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Задать вопрос