Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)
Авторы: Юдина Ольга Викторовна, Никитина Наталья Васильевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 10.01.2018
Статья просмотрена: 485 раз
Библиографическое описание:
Юдина, О. В. Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент) / О. В. Юдина, Н. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3067/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о сельском хозяйстве, традициях и особенностей родного края посредством познавательно-игровой деятельности.
Задачи:
I. Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь взрослым.
2. Воспитывать уважительное отношение к сельскому труду и людям, которые этим занимаются.
3. Воспитывать заботливое отношение к овощным культурам, желание ухаживать и выращивать их.
II. Развивающие:
1. Развивать познавательную деятельность детей.
2. Развивать у детей мышление, зрительное и слуховое внимание.
3. Развивать речевые навыки: монологическую и диалогическую форму речи, умение выстраивать полные предложения для ответов, называть признаки предмета
4. Развивать у детей навыки решения проблемных ситуаций.
III. Образовательные:
1. Расширить представление детей о предприятии АО ПЗ «Илькино» и о сельском хозяйстве села.
2. Формировать представление о традициях родного села.
3. Закреплять навыки построения рассказа с использованием приёма моделирования (опорной схемы).
4. Закрепить умений ориентироваться на местности по плану-карте.
5. Обобщить представление детей о выращивание овощных культур.
6. Закрепить представление детей об осеннем урожае.
7. Формировать представление о пользе овощей.
8. Закреплять у детей представление об овощных блюдах.
Ход занятия
(Гости сидят вдоль окна. Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают полукругом вокруг воспитателя. В этот момент вбегают Забияки-разбойники и начинают дразниться).
Р: Так вот вы какие! А вы кое-что не знаете, что мы сделали и не узнаете вот так. Ха-Ха-ха
В: Здравствуйте! Вы кто такие и зачем вы к нам пришли?
Р: мы забияки-разбойники и кое что знаем, а вы не знаете.
В: мы ни с какими забияками не дружимся, уходите, уходите!
(Разбойники теряют запутанную карту свёрнутую и диск)
В: Ребята посмотрите, что это за свёрток и диск? И как они к нам попали?
Д: Это разбойники потеряли.
(Воспитатель вместе с детьми подходит к свёртку с диском, берёт в руки свёрток и диск и предлагает детям посмотреть, что это за свёрток).
В: Ребята как вы думаете, что это за свёрток?
Д: это карта
В: А что на ней обозначено и что по ней можно найти? А может, посмотрим диск и что -то интересное узнаем? (Дети поворачиваются к телевизору, просматривают видео).
В: Ребята, а вы узнали кто это?
Д: это агроном.
В: Правильно, ребята, это агроном
В: Ну что, поможем?
Д: Да поможем.
В: А я догадалась, для чего нужна карта, а вы догадались?Что мы по ней будем искать?
Д: задания разбойников
(Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают)
В: атеперь рассмотрим карту.
В: как вы думаете, что здесь нарисовано?
Д: это наша группа и мебель, которая в ней находится.
(Выбирают ребёнка по считалке, дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате. Ребенок находит синею коробочку, дети осматривают её)
В: спрашивает, кто может прочитать записку, что в ней? Давайте я вам помогу и прочитаю, что в ней написано. (Дети в это время стоят лицом к воспитателю и гостям)
Читает задание: Знаете ли вы, из чего выращивают овощи?
В: Ребята, а вы знаете, из чего выращивают овощи?
Д: овощи выращиваютиз семян.
В: Правильно, из семян.
В: Ребята посмотрите, в коробке не только записка лежит, а ещё и семена только они все перепутались. Что же делать? Как разобраться, что из каких семян вырастет?
В: Ребята поможем разобраться с семенами? Мы с вами раньше их рассматривали, а сейчас вспомним и определим от какого овоща какое семя. Возьмите семена какие вы хотите и пройдите к столам, найти ту картинку овоща к которой относиться это семя. (Дети рассматривают внимательно семена, кладут семена к картинкам определённых овощей и садятся за столы, чтобы лучше их рассмотреть. Воспитатель проверяет, правильно ли дети подобрали семена. Спрашивает несколько детей к какому овощу они подобрали семена)
В: Ну вот, теперь мы навели порядок в семенах. Молодцы ребята.
В: Ребята, а кто желает рассказать, как правильно вырастить овощ из семени? А я сейчас загадаю вам загадку, кто отгадает, тот и расскажет нам про этот овощ.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая
(Морковь)
В: (имя ребёнка), а про какой овощ ты хочешь рассказать? А я тебе в этом помогу, на мольберте находятся 2 схемы последовательности выращивания овощей, выбери ту схему, которая тебе подходит, и по ней расскажи про свой овощ.
В: молодец всё верно, а хотите, мы сейчас все вместе покажем, как сажают овощи? пройдём с вами на ковёр и встанем в круг.
«Очень дружный мы народ, (дети становятся в круг)
И сажаем огород
Взяли несколько лопат (копают землю воображаемыми лопатами)
Стали землю мы копать.
Взяли грабли, разрыхли (рыхлят землю, делают грядку воображаемыми граблями)
Грядочку вот здесь разбили.
Просим нас не отвлекать- (грозят пальцем)
Надо грядку засевать.
Каждый взял пакет семян (сеем семена в грядку)
И сажает в землю сам.
Осторожно загребаем (загребают, поливают)
И водичкой поливаем.
Вот весёлый огород (показывает рукой на грядку)
Что здесь только не растёт!
А теперь, друг не зевай,
Собирай-ка урожай! (Собирают урожай в корзинку)
Сколько хочешь овощей
Для окрошки и для щей! (Разводят руками в стороны)
В: Молодцы ребята, как вы думаете, мы с вами справились с этим заданием?
Д: Да
В: Теперь нам нужно приступать к выполнению второго задания. Посмотрим внимательно на карту. Откуда нам надо начинать отсчитывать шаги. (Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают. Воспитатель показывает карту с заданиям)
В:Что обозначает этот знак как вы думаете?
(Дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате. Ребенок находит красную коробочку, дети осматривают её, находят записку и отдают воспитателю). (Дети стоят полукругом около воспитателя и внимательно слушают задания)
Читает задание: Вам необходимо правильно подобрать «Вершки и корешки» овощей.
В: Ребята в коробке кроме записки с заданием ещё лежат картинки с корешками и вершками овощей. Только они тоже все перепутаны. Нам с вами необходимо правильно подобрать недостающие картинки к овощам.
В: Ребята, а я знаю игру, которая так и называется «Вершки и корешки». Хотите поиграть?
Д: да
В: Ребята возьмите в руки какую хотите картинку, кто-то вершок, кто-то корешок. Все взяли? А теперь по сигналу (беги) вы все разбежитесь по ковру. А потом когда услышите сигнал ("найди!"), быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок и вместе быстро прикрепите их к магнитной доске. Хорошо? (Начинается игра после того как дети взяли картинки со стол и встали на коврик. По сигналу воспитателя дети ищут корешки и вершки, а когда находят то прикрепляют к магнитной доске, когда все картинки с овощами прикреплены к магнитной доске)
В: Атеперь ребята мы проверим, правильно ли вы выполнили задания. (Дети стоят около магнитной доски и внимательно проверяют, всё ли правильно сделали).
В: атеперьответьте мне пожалуйста у каких овощей съедобны: вершки или корешки или то и другое? (Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое).
В: молодцы ребята
В: Ребята, а вы знаете,чтобы вырастить хороший урожай, многим людям пришлось потрудиться. Я сейчас вас познакомлю с одним из них. Это папа нашего воспитанника Лаврухина Никиты. Никита расскажи нам пожалуйста про своего папу. А вы дети присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.
В: Ребята, а люди каких профессий убирают и отвозят овощи с полей? (Дети поворачиваются к воспитателю лицом и отвечают)
Д: комбайнёры, трактористы, механизаторы.
В: Ребята, а куда же отвозят овощи с полей?
В: Молодцы ребята, всё верно.
В: А для чего нам надо есть овощи?
Д: Овощи надо есть так как в них содержатся витамины, которые помогут нам расти здоровыми и крепкими.
В: Славно! У нас осталось последнее задание, я думаю мы и с ним справимся. Давайте посмотрим на карту где у нас 3 задание.
(Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают. Воспитатель показывает карту с заданием)
В: Посмотрим внимательно откуда нам надо начинать отсчитывать шаги. Что обозначает этот знак как вы думаете?
(Дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате, подходят к столу, на котором стоят овощи в тарелочках).
В: Посмотрите, ребята, что здесь у нас на столе. (Воспитатель поднимает салфетку с овощей и показывает детям)
Д: Варёные овощи.
В: А какие блюда можно приготовить из этих овощей?
Д: (борщ, щи, гороховый, свекольный и картофельный супы,) (винегрет, картофельные котлеты, овощную икру. Можно приготовить соки. Морковный, томатный, свекольный,
В: а если смешать все эти овощи, что получится?
Д: винегрет
В: правильно ребята. А хотите мы с вами сейчас приготовим винегрет. Будем по очереди смешивать овощи в салатнице. (Дети подходят к столу где стоят тарелочки с варёными овощами. Они берут тарелочку с готовым овощем и высыпают в салатницу по очереди, а в самом конце добавляют свёклу, потом воспитатель солит добавляет растительное масло и всё перемешивает)
В: Молодцы ребята.
В этот момент из прихожей слышаться голос разбойников.
Р: «Пойдём извинимся ну пойдём. (Заходят в группу)
В: Ах это опять вы забияки-разбойники.
Р: «Простите нас пожалуйста мы весь урожай овощей верну в совхоз. Правда, правда. Можете посмотреть. Мы больше так не будем. Честно при честно. Мы думали, что вы не сможете выполнить такие трудные задания.
Рефлексия.
Воспитатель: Амы вот сумели выполнили. Ребята, давайте вспомним, какие задания мы выполняли.
В: Ну что же если вы не будете больше озорничать, то мы вас угостим нашим винегретом.
Р: обещаем
В: Ребята, а сейчас возьмём салат и пройдём на соседнюю группу попробуем сами и угостим разбойников, они, наверное, такой винегрет нигде не пробовали.
Литература:
- Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. — 2011. — № 3, с. 24–26.
- .Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Текст) Методическое пособие /Под ред. А. М. Виноградовой, — М.: Мозаика–Синтез — 1991.
- Гризик Т. Познаю мир. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
Похожие статьи
Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников
На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...
Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края
Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогическ...
«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ
В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...
Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации
В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...
Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста
Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...
Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО
В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного п...
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...
Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников
В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...
Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования
В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Похожие статьи
Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников
На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...
Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края
Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогическ...
«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ
В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...
Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации
В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...
Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста
Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...
Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО
В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного п...
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...
Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников
В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...
Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования
В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...