Социализация обучающихся младшего школьного возраста
Авторы: Кравченко Ирина Васильевна, Топильская Светлана Вячеславовна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 29.01.2018
Статья просмотрена: 810 раз
Библиографическое описание:
Кравченко, И. В. Социализация обучающихся младшего школьного возраста / И. В. Кравченко, С. В. Топильская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3106/ (дата обращения: 17.11.2024).
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Основная проблема социализации — это отклонения от нормального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Процесс социализации включает в себя не только социальное познание и освоение университета культуры, но и осуществление навыков практической деятельности, построение системы социальных связей и ориентации, где ребенок проявляет себя как личность, как субъект деятельности, как индивидуальность.
Предметом процесса социального воспитания, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и пути преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Основная функция социализации: всестороннее, протяженное во времени вхождение человека в объективный мир — отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
Исходя из этого, работа по социализации ведется систематически и охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
– технология разноуровнего обучения,
– коррекционно-развивающие технологии,
– технология проблемного обучения,
– проектная деятельность,
– игровые технологии,
– информационно-коммуникативные технологии,
– здоровьесберегающие технологии
С введением ФГОС НОО уроки проводятся в концепции системно — деятельностного подхода. Ребята учатся добывать, систематизировать, обобщать информацию, получать новую, тем самым формируя УУД. Часты на уроках в начальной школе сообщения, доклады, выступления. Ребята сопровождают свои выступления фотографиями, презентациями, учатся оформлять свои материалы, грамотно выступать перед аудиторией — классом. Проектные работы презентуются в классе в виде выступлений, выставок рисунков, поделок.
Большую социальную значимость несут уроки по предмету «Окружающий мир». Ребята изучают правила ЗОЖ, правила ПДД, узнают о нормах и правилах поведения в обществе, решают жизненные задачи, получают краеведческие знания, учатся гордиться своей малой Родиной, поэтами, спортсменами. Патриотическому воспитанию способствуют экскурсии в Музей обороны Москвы, где ребята узнают о тяжёлой жизни людей во время ВОВ. Встречи с ветеранами войны не проходят бесследно, то, что было услышано, навсегда останется в сердцах детей. Они вызывают уважительное отношение к пожилым людям, чувство милосердия. Различные формы работы на уроках математики, русского языка, технологии способствуют развитию коммуникативности учащихся, умения слушать и слышать, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение, отличное от своего, уважать товарища, трудиться сообща в группе, паре. Уроки изобразительного искусства и музыки способствуют развитию творчества, вкуса, эстетическому воспитанию.
Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности выступает средством побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Ученики с ОВЗ повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам:
– на уроках математики: математическую мозаику, лото, занимательную мозаику, веселые считалки, «Цветочные счеты»
– на уроках чтения и развития речи наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Чтобы “разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику, развиваем четкость произношения через артикуляционную гимнастику, которая осуществляется введением артикуляционных упражнений, скороговорок, чистоговорок, считалок.
– на уроках русского языка: “Укрась слова”. К существительному подобрать как можно больше прилагательных.
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои физические возможности. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию детей.
Особое внимание в начальной школе уделяется проектной деятельности. Именно эта деятельность помогает младшим школьникам увидеть область применения в повседневной жизни тех знаний, которые они получают. Проектно-исследовательская работа способствует общему развитию учеников, и непосредственно таким показателям мыслительной деятельности, как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения; переключаться с одного поиска решения на другой; составлять программу действий по своей работе; рассматривать объект с различных точек зрения; составлять задания по предложенной теме; проводить самоконтроль. Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей, создаёт благоприятные условия для развития творческой личности, формирования положительной мотивации учения.
Вовлечение обучающихся в реализацию проектов: «Дети тянутся к звездам», «Зеленая елочка — живая иголочка», «Все профессии важны», «Басни дедушки Крылова», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Цветочная клумба», в творческий долгосрочный проект по театрализованной деятельности «В театр играем — речь развиваем» позволяет установить дополнительный коммуникативный контакт и определить дополнительные образовательные и личностные ресурсы ученика.
Межведомственное взаимодействие позволяет разнообразить уроки литературного чтения, окружающего мира, музыки. Организовывая встречи с воскресной школой «Божья коровка», частной школой «Ромашка», детским садом «Светлана», досуговым центром «Ровесник», «Дар», книжным магазином «Белый кролик», конюшней «Бархатный жеребец» у учеников совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, которые направлены на формирование личностных качеств детей, их чувств, эмоций.
Организация дополнительного образования, занятость учащихся на занятиях по социокультурной реабилитации способствует эстетическому развитию, развитию творческих способностей и интересов детей, эффективной организации их досуга в школе. В нашей школе функционируют 4 вида занятий по направлениям:
– художественно-эстетическое (музыкальная радуга, риторика)
– социально-педагогическое (волшебный песок)
– физкультурно-оздоровительное (подвижные игры)
Охват детей по социокультурной реабилитации составляет 100 % учащихся школы.
Все руководители кружков подготовили программы работы с детьми, составили план работы на учебный год, поставлены цели и задачи по социокультурной реабилитации. В каждой программе есть своя новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, что создает условия для развития творческой активности учащихся, реализуя при этом собственные личностные и профессиональные возможности педагога.
Работа на занятиях планируется с учетом возрастных и психо — физических особенностей младших школьников. Занятия пользуются у учащихся популярностью. Главной отличительной чертой занятий является настрой на работу, на конкретный результат, на узнавание нового и получение новых знаний, а не просто на общение.
Волшебные бусинки
В течение года проводились занятия по обучению учащихся плетению бусинами, бисером.
Цель обучения: посредством работы с бусинами, бисером воспитывать и развивать личность ребенка как в индивидуальной, так и в коллективной творческой деятельности.
Несмотря на групповую форму занятий, широко использовался индивидуальный подход: при выборе заданий учитывался как личный интерес самого обучающегося, так и его двигательные, психические возможности.
Несомненным является длительный интерес детей к данному виду художественного творчества. В течение учебного года детские работы были представлены в сменной выставочной экспозиции.
Музыкальная радуга
Целью обучения занятий является социальная адаптация детей с НОДА средствами музыкального искусства. Максимальное развитие личности каждого ученика осуществляется в процессе творчества и сотрудничества педагогов, детей и родителей. Свои таланты дети демонстрируют на концертах, конкурсах, фестивалях и праздничных массовых мероприятиях.
Подвижные игры
Подвижные игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников.
Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития.
Риторика
Способствует успешной социализации ребенка в обществе, адаптации в учебной деятельности; развитие правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом.
С первых дней ребенка в школе ведется тесное сотрудничество с родителями, необходимо стать единым целым на пути к общей цели-развитию ребенка. Используются разные формы работы активного включения родителей в обучении и воспитании детей.
Этому способствуют общие и групповые родительские собрания, анкетирование родителей, практикумы для родителей, тренинги, круглые столы, индивидуальные консультации, а также совместные с родителями мероприятия: «День Матери», праздник, посвященный 8 марта, Новогодние программы, дни здоровья. Без активного участия родителей не проходит ни один конкурс. Родители заинтересованы в росте своего ребенка, способствуют этому, поощряя участие детей в дистанционных конкурсах и викторинах разного уровня. Родители активно принимают участие в семейных конкурсах. Дети и родители заинтересованы принять участие в олимпиадах, соревнованиях, викторинах и пополнить свое портфолио грамотами.
Наша работа показала, что дети с ограниченными возможностями с удовольствием участвуют в праздниках, фестивалях, конкурсах, в познавательно — развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу. Принимая участие со своими творческими работами на конкурсах, в олимпиадах дети с удовольствием замечают, что их работа не хуже других. И тогда в глазах появляется блеск, а на лицах улыбка. В разговорах с родителями чувствуется пусть и робкая, но надежда: не все так безнадежно! Так естественно происходит социальная адаптация детей с ОВЗ в среде сверстников.
У нас много планов на будущее и думаем, что вместе мы сможем многое.
Литература:
- Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. — М.: ЦСП РАО, 1999.
- Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М.: Полиграф сервис, 2008.
- Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд. пед. наук. М.,2009.
- Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005. — 172
- Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: ВЛАДОС,2009.
- Спец. педагогика в 3т: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (под ред. Н. М. Назаровой) Педагогические системы спец. образования М.: Изд. Центр «Академия», 2008.