Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья
Автор: Чичкова Татьяна Ивановна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 02.02.2018
Статья просмотрена: 3429 раз
Библиографическое описание:
Чичкова, Т. И. Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья / Т. И. Чичкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3109/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье описаны комплексные мероприятия по профориентационной работе с детьми старших классов школы-интерната с нарушением слуха.
Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет острое социально-экономическое значение в условиях современного общества. Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос выбора дороги в будущее.
Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе-интернате уделяется особое внимание уровню знаний, наклонностей, коммуникабельности, способностей детей с нарушением слуха, задержкой психо-речевого развития, детей с кохлеарными имплантами для социализации и адаптации в социуме, а также познаний в области профессий.
Таким образом, в школе-интернате применяется системный подход к педагогической работе по профориентации. В нее входят мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся. Уроки трудового обучения являются неотъемлемой частью годового учебного плана, особенно для детей, которые обучаются по адаптированной образовательной программе для умственно отсталых детей.
Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить социально- адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе. На уроках по труду среди учеников, мальчиков можно определить работоспособность, наклонности к рабочим специальностям, может ли пользоваться инструментами, такими как пилой, молотком, рубанком, а прежде всего знание этих инструментов — это название предмета и для чего предназначен, т. к. в школе-интернате обучаются прежде всего дети с нарушением слуха, речи.
На уроках технологии, наряду с тем, что существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги), можно выделить девочек, у которых есть способности к этому виду деятельности, рассматривая как будущую специальность с учетом их индивидуальных особенностей здоровья.
Уроки по кулинарии так же дают возможность определения склонности учеников к этому виду деятельности. Знание продуктов питания, умение приготовить самостоятельно является неотъемлемой частью повседневной жизни. Такие занятия дают возможность познать себя, попробовать свои способности, а возможно и выявить в себе талант.
Учителя помогают ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют открытые занятия по технологии, труду. Устраиваются конкурсы лучшего по профессии, выставки работ учащихся.
На всех уроках труда и технологии учащимся прививаются правильные приёмы работы, в связи с этим проходят инструкцию по технике безопасности, умение обращаться с электроприборами, колющими, режущими предметами.
Наряду с учебной деятельностью в школе-интернате ведется серьёзная воспитательная работа, т. к. ученики пребывают круглосуточно, то обучение и формирование бытовых навыков является неотъемлемой частью жизни обучающихся. Воспитательная работа строится так, что воспитанники закрепляют материал не только на профориентационных занятиях, но и в повседневной жизни — это оказание помощи взрослым по ремонту мебели, косметическому ремонту школы, врезание дверных замков, закрепление стендов и т. д., обслуживающий труд — уборка классов, школьной территории, выполняют различные поручения педагогов. Ребёнок учится у взрослых, как быть самостоятельным, что является очень важным для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении активно ведется кружковая работа. Занятия в кружке «Серебряная игла» позволяет девочкам заниматься любимым делом, проявлять свои творческие способности, более углубленно изучить мастерство ремонта одежды, выкраивания и пошива изделий. Кружок «Зазеркалье» даёт ученикам глубже узнать искусство жестовой песни, правильно держаться на сцене, чувствовать ритм музыки.
В школе-интернате мною, социальным педагогом, проводятся интерактивные занятия по профориентации «Компас в мир профессий», «Выбор профессии — выбор будущего», «Дорога в будущее» в которые наряду с теорией включены психологические тренинги, тестирование в игровой форме, тематические презентации, просмотр фильмов. Такая методика позволяет проявлять интерес к занятиям, постоянно сосредотачивать внимание учащихся, быть участником мероприятия, активно проявлять свои знания, смекалку, креативность.
Психологические тренинги для коммуникации «Поздоровайся по-разному». Тренинг заключается в том, что участвующие дети должны посмотреть в глаза друг другу, положив свои ладони на ладонь напарника поздороваться, при чем «по-разному» — радостно, грустно, с интересом и т. д., главное вызвать положительные эмоции у детей с нарушением слуха. Таким упражнением дети преодолевают комплексы, стеснение друг к другу, работает на сплоченность коллектива.
Игры «Профессия на букву», «Самая-самая» (назови профессию по характеристике) направлены на знание профессий, их специфике, характеристик. Например, самая-самая сладкая профессия — это кондитер, самая-самая волосатая профессия — это парикмахер. У детей с задержкой психо-речевого развития очень ограничен словарный запас, поэтому наряду с повседневными обязательными предметами, дети начинают мыслить в другой плоскости, изучать слова, связанные с профессией, специальную терминологию. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети впервые «слышат» слова, касающиеся некоторых специальностей. Тем самым идет обогащение словарного запаса у учеников, знаний в этой области.
Обучающиеся школы-интерната владеют жестовой речью, с первого класса (дошкольного возраста) владеют дактильной азбукой, поэтому, такие игровые задания как показать действием специфику профессии, для них является и познавательной и интересным заданием — одни дети показывают, другие отгадывают с какой профессией то или иное действие связано.
Теоретическая часть занятия направлена на правильный подход к выбору профессии по известной формуле «хочу-могу-надо», а тем самым и выбора учебного заведения, которые могут принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся ознакомились с типами профессий «Человек-Человек», «Человек-Техника», «Человек-Природа», «Человек-Знаковая система», «Человек-Художественный образ». Предложенные картинки помогают понять с чем или с кем связана профессия данного типа и какими характеристиками должен обладать человек: склонности и предпочтения, выраженные способности.
Для того чтобы что бы разобраться в себе, детям предложен шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, необходимо нарисовать человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время устанавливается в зависимости от категории детей.
Ключ к тесту: по количеству нарисованных треугольников выделяются 6 типов характеристик:
Первый тип: 6–8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает на все характеристики человека, но, может быть, он поможет задуматься о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности, а в конечном итоге это поможет в выборе жизненного пути.
При организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья необходимо учитывать позицию родителей, учитывать состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии, поддержка и ориентация со стороны педагогов, так как они знают личностные особенности, возможности и способности учеников. Только комплексный подход, может дать положительный результат.
Для того чтобы привлечь внимание родителей к данной проблеме, так как в школе-интернате находятся дети, родители которых проживают в отдалённых районах области, городах, республиках и им нет возможности часто посещать школу, проводится анкетирование по профориентации не только учеников, но и родителей. Таким образом, родители должны ответить на вопросы, касающиеся профессиональной ориентации ребенка. Так, в анкете для учащегося есть вопрос «Совпадает ли желание выбора профессии с желанием родителей?» или вопрос родителям о том, чем любит заниматься дома их ребенок, какие наклонности, привычки, помощь по дому? Таким образом, родители должны прислушаться к рекомендациям учителей, педагогов-психологов, социальному педагогу учесть мнение ребенка с учетом медицинских исключений и рекомендаций и совместно определиться к выбору профессии.
На занятиях по профориентации дети получают информацию об источниках информации по трудоустройству — это информация об адресах, сайтах службы занятости тех районов, в которых проживают ученики, о существовании ярмарки вакансий и т. д. Организовываются экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, встречи с бывшими выпускниками школы-интерната, которые уже работают, встречи со специалистами, используется средства массовой агитации: стенды, стенгазеты, фотоальбомы и прочей информации, способны оказать значительную помощь воспитанникам в выборе профессии.
Хочется отметить, что все мероприятия по профориентации: презентации, фильмы, тесты, анкетирование, тренинги должны быть адаптированы для детей с нарушением слуха. Тексты должны быть немногословны, примитивны и конкретные так как вся информация доносится через учителя-дефектолога, сурдопереводчика.
Среди учащихся в школе-интернате имеются ученики с нарушением слуха, которые профессионально занимаются спортом — плаванием, греко-римской борьбой. Такие ученики, по окончании школы идут учиться в учреждения со спортивным уклоном.
Большинство учеников обучаются и получают специальности рабочих профессий: маляр, штукатур, электрик, швея, ремонт и обслуживание автомобилей, что даёт им возможность дальнейшего трудоустройства.
Правильный выбор профессии — одно из важных условий дальнейшей жизни подрастающего поколения, которая дает возможность в полной мере проявить свои способности и занять своё место в обществе для полноценной жизнедеятельности в целом.
Литература:
- Климов Е. А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
- Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: Перспектива, 2002
- Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника, Москва,: Генезис, 2007
- Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков — СПб: Питер, 2009
Похожие статьи
Работа социального педагога в образовательном учреждении с неблагополучными семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В статье отражена система работы социального педагога с неблагополучными семьями, в образовательном учреждении.
Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования
В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.
Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией
Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.
Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...
Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия
В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.
Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В статье рассказывается о применении метода сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми.
Похожие статьи
Работа социального педагога в образовательном учреждении с неблагополучными семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В статье отражена система работы социального педагога с неблагополучными семьями, в образовательном учреждении.
Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования
В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.
Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией
Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.
Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...
Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия
В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.
Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В статье рассказывается о применении метода сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми.