Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности
Автор: Кочнева Наталья Алексеевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 07.02.2018
Статья просмотрена: 254 раза
Библиографическое описание:
Кочнева, Н. А. Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности / Н. А. Кочнева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3120/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ранний возраст — этап становления и быстрого совершенствования речевых функций, то есть это сензитивный (благоприятный, актуальный) период развития речи.
В процессе освоения родной речи ребенок овладевает как фонетической, так и семантической (смысловой) её сторонами. Искажённые слова и слова — обрывки постепенно исчезают из речевого оборота и здесь слово приобретает для ребенка предметное значение. Он обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.
В раннем возрасте быстро растёт пассивный словарь — количество понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. В этот период ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами и для него это наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Позже, в 2–3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребёнка вещей и явлений. Ребёнок может воспринимать небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3–4 предложений.
Стремительно развивается и активная речь: растёт активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. Первые предложения в 1,5 года, состоят из 2–3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там») [1, стр. 36]
Речевая активность ребёнка зависит и от круга общения — здесь он может общаться с помощью речи не только с близкими, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Появляются первые диалоги со сверстником, зачастую по причине выбора игрушки (желание поделиться или попросить игрушку) и это первый шаг к осуществлению совместной деятельности, главное, чтобы в этом процессе педагог обращал внимание на положительные способы взаимодействия («Нужно попросить, а не отбирать», «Миша поиграет немного этим мячиком и отдаст его тебе», «Мы сейчас будем вместе играть» и т. д.)
Наша цель в вопросе становления и развития речи ребенка данного возраста заключается в организации целенаправленной деятельности по формированию исопровождению процесса развития речи ребенка раннего дошкольного возраста и опирается на целевые ориентиры (задачи) развития ребенка по ФГОС ДО, в ходе освоения которых к концу образовательного периода, ребенок раннего возраста:
– владеет активной речью, включенной в общение; Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
– стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
– проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
– эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства [3, пункт 4.6]
В своей деятельности для достижения заявленных ориентиров я систематизирую большое количество упражнений и игр в картотеки, для облегчения процесса подготовки к мероприятиям. Все необходимые подборки: альбомы по звуковой культуре речи, стихи, речевые, пальчиковые хороводные игры, считалки и тд. тщательно структурированы и оформлены по образовательным темам в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «ДЕТСТВО».
Большое внимание в своей работе я уделяю проведению дыхательной гимнастики, поскольку регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют формированию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Для обогащения среды группы и для процесса речевого развития я изготовила несколько пособий, к которым дети проявляют большой интерес: это 3- д проект (диорама) «Снежинки кружатся», игры «Кто чем питается?», «Накорми зверей», «Где чья мама?» и т. д.
Основные задачи данных игр: речевое обозначение животных, распределение на диких и домашних, выполнение дыхательной части — «поддувание» элемента игры к назначенной цели (например — ватного шарика к пластиковому стаканчику с изображением собачки)
Такие пособия просты в изготовлении, не требуют больших затрат и в процессе взаимодействия с родителями я рекомендую им насыщать процессы совместной и свободной деятельности ребенка подобными самодельными играми, которые помимо речевой составляющей развития будут способствовать становлению и упрочнению положительного опыта общения ребенка и родителя.
Так же, в рамках институционального проекта «Читаем вместе», который был предложен логопедами нашего детского сада, мной разработан проект «Подари мне мир книжных открытий», направленный на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, в вопросах ознакомления ребенка раннего дошкольного возраста с актуальными возрасту литературными произведениями, с целью формирования положительного отношения к книге, возникновения эмоционального отклика на ее содержание в условиях совместной с педагогом и родителем деятельности.
В условиях реализации проекта «Подари мне мир книжных открытий» я провела анкетирование, для подтверждения актуальности проводимой работы, вследствие этого, подготовлена и проведена консультация, которая являлась базовым мероприятием, необходимым для того, чтобы повысить уровень педагогической компетентности родителей, так необходимой для организации досуга ребенка вне дошкольного учреждения и для совместной с детьми деятельности в рамках участия в нашем проекте.
Цель проекта — содействие формированию педагогической компетентности и становлению устойчивого положительного отношения родителей к организации процесса ознакомления детей второй младшей группы с адекватными и актуальными возрасту литературными произведениями (сказки, стихи, потешки, колыбельные, рассказы и др.) с целью формирования у ребёнка основ ценностного отношения к литературе и бережного обращения с книгой.
Задачи:
- Подвести к осознанию значимости процесса совместного с детьми чтения произведений художественной литературы, первостепенной роли сказок, стихов, колыбельных и т. д. в формировании знаний, умений и навыков ребенка;
- Обогащать знания родителей о многообразии литературных произведений, актуальных для восприятия детьми 2–3 лет, красочных иллюстрированных изданий, обладающих большим воспитательным и образовательным потенциалом.
- Способствовать проявлению полученных родителями знаний в ситуации совместной с детьми деятельности, в рамках проведения минуток чтения, направленных на развитие личностных и поведенческих характеристик;
В практической части моего проекта, после проведенной мной тематической консультации, а также мастер-класса, родителями были изготовлены «книжки-самоделки» для обогащения среды группы, а также ими проводятся минутки чтения, где родители презентуют детям любимые домашние книги или конкретные произведения. Мероприятия данного проекта проводятся в организованных нами условиях, приближенных к домашним: красивая настольная лампа, столик украшенный ажурной скатертью, необычные игрушки вокруг чтеца и слушателей, все это способствует созданию комфортных условий для процесса восприятия транслируемого родителем материала и становлению эмоционального отклика на произведение. Данный проект не закончен, он реализуется в настоящее время, но оценивая проведенные мероприятия и их результаты можно с уверенностью говорить об эффективности совместной с родителями деятельности. Дети с удовольствием слушают приглашенных гостей (родителей), внимательно разглядывают иллюстрации и способны отражать знания о сюжете, персонажах, понравившихся моментах как в организованном педагогом обсуждении прослушанного материала, так и в свободной деятельности.
Литература:
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования — 5-е изд. -М.: Изд — во УРАО, 1999. — 175 стр.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http:// www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.