Понятийный аппарат: полиэтнокультурное воспитание
Автор: Жусупова Галия Сапарбековна
Рубрика: Этнопедагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 04.02.2018
Статья просмотрена: 1196 раз
Библиографическое описание:
Жусупова, Г. С. Понятийный аппарат: полиэтнокультурное воспитание / Г. С. Жусупова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3122/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена изучению понятийного аппарата полиэтнокультурного воспитание. Анализируется научная литература, посвященная вопросам полиэтнокультурного воспитания, раскрывается содержания понятия «полиэтнокультурное воспитание», а также выделяются ее базовые составляющие. Рассмотрены методологические основы при полиэтнокультурной воспитании в полиэтнической школы.
Ключевые слова: культура, этнос, поли, полиэтнокультура, полиэтнические традиции, полиэтнокультурное воспитание.
The article is devoted to studying a polyethnocultural education conceptual framework. The scientific literature on polyethnocultural education is analyzed, the concept «polyethnocultural education» is revealed and its basic components are allocated. Methodological bases of polyethnocultural education in a multiethnic school are covered.
Keywords: culture, ethnos, poly-, polyethnoculture, multiethnic traditions, polyethnocultural education.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К педагогическим категориям относятся полиэтнокультурное воспитание.
В науке на сегодняшний день нет общепринятого определения «полиэтнокультурное воспитание», понятие «полиэтнокультура» рассматривается как идентичное этнокультуре. Это определяет актуальность и своевременность обоснования понятия «полиэтнокультурное воспитание».
В настоящее время насчитывается более 500 определений культуры, что указывает на многоаспектность и сложность проблемы, разнообразие теорий, концепций и взглядов в ее исследовании. Отсутствие единообразие в трактовках культуры приводит нас к необходимости при фиксации собственного понимания данной дефиниции выдвинуть обосновывающие ее положения.
Базовым для определения понятия полиэтнокультурного воспитания является «культура».
Более емкое понятие культуры дается в этнопедагогической литературе.
В труде «Наука о культуре» американского культур-антрополога Л. Уайта (1949): «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме» [5, С. 20]. Похожее определение встречается в трудах Г. М. Коджаспировой «Культура (от лат. Cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающим людям, труду, других людям и общения [3, С. 150], а также Л. Н. Бережневой «… это сложно организованная, исторически развивающаяся система материального, духовного и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком действительности и самого себя [1, С. 94].
Соглашаясь с выше представленными понятиями, склонны в исследований исходить из понятия культуры данное в педагогических категориях М. В. Слесарь «Культура — это системно-личностное образование, включающее знания, умения, ценностные ориентации и качества личности, обеспечивающие продуктивно-творческое взаимодействие в социуме и преобразование его через освоение и создание социально-значимых ценностей» [8, С.37].
Следующая составляющая трактования понятия «полиэтнокультура» — это от слово «этнос».
Этнос — одно из центральных понятие в науке о культуре.
Понятие «этно» означает учет этноспецифических качеств, материализованных в особенностях культуры, традиций, языка, этнического сознания в области воспитания и обучения.
В переводе с греческого оно имеет множество значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, язычники, стадо..., в культурологическом аспекте термин “этнос” употребляется как понятие включающее в себя тип этнической общности. Такое понимание предполагает, что каждый человек относится к какой-либо этнической общности и к какой-либо этнической культуре.
Ю.Чернявская дает определение «этнос — это одна из форм этнической общности; исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры, психики и самосознанием, позволяющим членам данного этноса отличать себя от всех других этнических образований» [9, С.10]. А. П. Садохин подчеркивает и убеждает «Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием, зафиксированным в самоназвании (этнониме)» [7, С. 299]. Русский этнограф С. М. Широкогоров считает, что этнос — это форма развития и существования человечества [10, С.13].
Согласно их определению, «этнос — группа людей говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп».
Следовательно каждый этнос имеет свою этнокультуру.
В Энциклопедическом словаре значение слова поли... — (от греч. polys — многочисленный — обширный), часть сложных слов, указывающая на множество, всесторонний охват или разнообразный состав чего-либо [2, С.188].
Рассматривая, приведенное выше, определение понятие «полиэтнокультура» объясняет живучесть этнокультурной самобытности.
Далее, исходя из заявленной темы, необходимо раскрыть специфику понятие «воспитание» — это «целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом» [6, С.357].
В. С. Кукушкин дает определение «Воспитание — это не насилие взрослых, разрушающее личность ребенка, а процесс жизнетворчества, то ситуация станет приемлемой для всех, потому что нет единых рецептов воспитания» [4, С.18].
П. И. Пидкасистый рассматривает «воспитание» как педагогическое понятие, которое включающее в свое содержание три существенных признака: первый — целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй — соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий — присутствие определенной системы организуемых влияний» [6, С.446].
Воспитание — это целенаправленное организованная деятельность школьника, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием.
Исходя вышеизложенных понятийных аппаратов, полиэтнокультурное воспитание — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у учащихся формируется этническое самосознание, адекватное отношение к себе как к субъекту этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к языку, истории, культуре своего этноса, а также чувство уважения и толерантности к представителям других этносов.
Важнейшая функция полиэтнической школы, как известно, состоит в том, чтобы научить людей жить вместе.
Согласитесь, что такое понимание сущности полиэтнокультурного воспитания, методологической основой которого является диалектическое единство общечеловеческого и национального, может привести к однобокому пониманию «полиэтнокультурности» и идентификации его с интернациональным воспитанием.
В системе понятии, принятых в этнологии, подкультурной часто понимается вся совокупность которая составляет тот или иной этнос. При таком понимании культура охватывает все проявления социальной жизнедеятельности без разделения на сферы политики, социальных отношении и культуры в узком смысле слова.
Таким образом, полиэтнокультурное воспитание — важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем и может способствоватъ повышению этнической идентичности будущего поколения.
Литература:
- Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. Учреждений высш.проф.образования / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов + 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с.
- Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М. «Советская энциклопедия», 1975. — 607 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров — Москва: ИКЦ «Март», 2005. — 448 с.
- Кукушкин В. С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогическиз вузов / В. С. Кукушкин. — М.: Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 224 с.
- Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. — М., 1994. — С. 20.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под.ред.П. И. Подкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 608 с.
- Садохин А. П. Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ.высш.учеб.заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. — 304 с.
- Слесарь М. В. Развитие полиэтнической культуры школьников в социально-культурной деятельности: дис.... канд. пед. наук: 13.00.05: защищена 26.12.2014 / Слесарь Марионелла Васильевна. — Челябинск, 2014. — 192 с.
- Чернявская. Ю. Народная культура и национальные традиции. Учебно-методическое пособие / Ю. Чернявская — Минск, 1998. — 170 с.
- Широкогоров С. М. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений / С. М. Широкогоров. — Шанхай, 1923. –13 с.
Ключевые слова
культура, этнос, поли, полиэтнокультура, полиэтнические традиции, полиэтнокультурное воспитаниеПохожие статьи
Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве
В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...
Роль политического диалога в строительстве нации
В статье рассматриваются основные положения и закономерности политического диалога как отдельной категории политической коммуникации и его роль в строительстве нации. С опорой на интеракционистский подход автор анализирует понятие нациестроительства,...
Технология развития межкультурной коммуникативной компетенции посредством компаративного анализа зарубежной и русской литературы
Данная статья посвящена анализу сущности межкультурного подхода к иноязычному образованию, также здесь рассматривается технология развития межкультурной коммуникативной компетенции, состоящая из трех этапов, посредством компаративного анализа героев ...
Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане
В статье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстане и проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в ...
Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов
В статье рассмотрены общие основания интеграции культурологического и компетентностного подходов. Описаны особенности формирования общекультурных компетенций в содержании общеобразовательных программ дополнительного образования детей. В качестве иллю...
Этнические особенности социальных институтов социализации кыргызов
В статье рассматриваются этнические (национальные) особенности традиции социализации и формирование личности, особенности традиции социализации, социальных институтов у кыргызов и проблемы их исследования. Анализируется «кыргызчылык», традиции родств...
Диалог культур как основа этнокультурной компетентности
В статье рассматриваются содержание этнокультурного образования, структурные модели, определения этнокультуры, этнокультурное образование и этнокультурные компетентности.
Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей
В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...
Психологическое сопровождение личности в полиэтническом образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема психологического сопровождения личности в условиях полиэтнической образовательной среды, реализация которого основана на принципах этнотолерантности, межкультурного диалога, учета национальных особен-ностей субъектов...
Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной ...
Похожие статьи
Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве
В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...
Роль политического диалога в строительстве нации
В статье рассматриваются основные положения и закономерности политического диалога как отдельной категории политической коммуникации и его роль в строительстве нации. С опорой на интеракционистский подход автор анализирует понятие нациестроительства,...
Технология развития межкультурной коммуникативной компетенции посредством компаративного анализа зарубежной и русской литературы
Данная статья посвящена анализу сущности межкультурного подхода к иноязычному образованию, также здесь рассматривается технология развития межкультурной коммуникативной компетенции, состоящая из трех этапов, посредством компаративного анализа героев ...
Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане
В статье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстане и проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в ...
Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов
В статье рассмотрены общие основания интеграции культурологического и компетентностного подходов. Описаны особенности формирования общекультурных компетенций в содержании общеобразовательных программ дополнительного образования детей. В качестве иллю...
Этнические особенности социальных институтов социализации кыргызов
В статье рассматриваются этнические (национальные) особенности традиции социализации и формирование личности, особенности традиции социализации, социальных институтов у кыргызов и проблемы их исследования. Анализируется «кыргызчылык», традиции родств...
Диалог культур как основа этнокультурной компетентности
В статье рассматриваются содержание этнокультурного образования, структурные модели, определения этнокультуры, этнокультурное образование и этнокультурные компетентности.
Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей
В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...
Психологическое сопровождение личности в полиэтническом образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема психологического сопровождения личности в условиях полиэтнической образовательной среды, реализация которого основана на принципах этнотолерантности, межкультурного диалога, учета национальных особен-ностей субъектов...
Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной ...