Понятийный аппарат: полиэтнокультурное воспитание | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Этнопедагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 04.02.2018

Статья просмотрена: 1291 раз

Библиографическое описание:

Жусупова, Г. С. Понятийный аппарат: полиэтнокультурное воспитание / Г. С. Жусупова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3122/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена изучению понятийного аппарата полиэтнокультурного воспитание. Анализируется научная литература, посвященная вопросам полиэтнокультурного воспитания, раскрывается содержания понятия «полиэтнокультурное воспитание», а также выделяются ее базовые составляющие. Рассмотрены методологические основы при полиэтнокультурной воспитании в полиэтнической школы.

Ключевые слова: культура, этнос, поли, полиэтнокультура, полиэтнические традиции, полиэтнокультурное воспитание.

The article is devoted to studying a polyethnocultural education conceptual framework. The scientific literature on polyethnocultural education is analyzed, the concept «polyethnocultural education» is revealed and its basic components are allocated. Methodological bases of polyethnocultural education in a multiethnic school are covered.

Keywords: culture, ethnos, poly-, polyethnoculture, multiethnic traditions, polyethnocultural education.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К педагогическим категориям относятся полиэтнокультурное воспитание.

В науке на сегодняшний день нет общепринятого определения «полиэтнокультурное воспитание», понятие «полиэтнокультура» рассматривается как идентичное этнокультуре. Это определяет актуальность и своевременность обоснования понятия «полиэтнокультурное воспитание».

В настоящее время насчитывается более 500 определений культуры, что указывает на многоаспектность и сложность проблемы, разнообразие теорий, концепций и взглядов в ее исследовании. Отсутствие единообразие в трактовках культуры приводит нас к необходимости при фиксации собственного понимания данной дефиниции выдвинуть обосновывающие ее положения.

Базовым для определения понятия полиэтнокультурного воспитания является «культура».

Более емкое понятие культуры дается в этнопедагогической литературе.

В труде «Наука о культуре» американского культур-антрополога Л. Уайта (1949): «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме» [5, С. 20]. Похожее определение встречается в трудах Г. М. Коджаспировой «Культура (от лат. Cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающим людям, труду, других людям и общения [3, С. 150], а также Л. Н. Бережневой «… это сложно организованная, исторически развивающаяся система материального, духовного и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком действительности и самого себя [1, С. 94].

Соглашаясь с выше представленными понятиями, склонны в исследований исходить из понятия культуры данное в педагогических категориях М. В. Слесарь «Культура — это системно-личностное образование, включающее знания, умения, ценностные ориентации и качества личности, обеспечивающие продуктивно-творческое взаимодействие в социуме и преобразование его через освоение и создание социально-значимых ценностей» [8, С.37].

Следующая составляющая трактования понятия «полиэтнокультура» — это от слово «этнос».

Этнос — одно из центральных понятие в науке о культуре.

Понятие «этно» означает учет этноспецифических качеств, материализованных в особенностях культуры, традиций, языка, этнического сознания в области воспитания и обучения.

В переводе с греческого оно имеет множество значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, язычники, стадо..., в культурологическом аспекте термин “этнос” употребляется как понятие включающее в себя тип этнической общности. Такое понимание предполагает, что каждый человек относится к какой-либо этнической общности и к какой-либо этнической культуре.

Ю.Чернявская дает определение «этнос — это одна из форм этнической общности; исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры, психики и самосознанием, позволяющим членам данного этноса отличать себя от всех других этнических образований» [9, С.10]. А. П. Садохин подчеркивает и убеждает «Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием, зафиксированным в самоназвании (этнониме)» [7, С. 299]. Русский этнограф С. М. Широкогоров считает, что этнос — это форма развития и существования человечества [10, С.13].

Согласно их определению, «этнос — группа людей говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп».

Следовательно каждый этнос имеет свою этнокультуру.

В Энциклопедическом словаре значение слова поли... — (от греч. polys — многочисленный — обширный), часть сложных слов, указывающая на множество, всесторонний охват или разнообразный состав чего-либо [2, С.188].

Рассматривая, приведенное выше, определение понятие «полиэтнокультура» объясняет живучесть этнокультурной самобытности.

Далее, исходя из заявленной темы, необходимо раскрыть специфику понятие «воспитание» — это «целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом» [6, С.357].

В. С. Кукушкин дает определение «Воспитание — это не насилие взрослых, разрушающее личность ребенка, а процесс жизнетворчества, то ситуация станет приемлемой для всех, потому что нет единых рецептов воспитания» [4, С.18].

П. И. Пидкасистый рассматривает «воспитание» как педагогическое понятие, которое включающее в свое содержание три существенных признака: первый — целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй — соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий — присутствие определенной системы организуемых влияний» [6, С.446].

Воспитание — это целенаправленное организованная деятельность школьника, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием.

Исходя вышеизложенных понятийных аппаратов, полиэтнокультурное воспитание — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у учащихся формируется этническое самосознание, адекватное отношение к себе как к субъекту этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к языку, истории, культуре своего этноса, а также чувство уважения и толерантности к представителям других этносов.

Важнейшая функция полиэтнической школы, как известно, состоит в том, чтобы научить людей жить вместе.

Согласитесь, что такое понимание сущности полиэтнокультурного воспитания, методологической основой которого является диалектическое единство общечеловеческого и национального, может привести к однобокому пониманию «полиэтнокультурности» и идентификации его с интернациональным воспитанием.

В системе понятии, принятых в этнологии, подкультурной часто понимается вся совокупность которая составляет тот или иной этнос. При таком понимании культура охватывает все проявления социальной жизнедеятельности без разделения на сферы политики, социальных отношении и культуры в узком смысле слова.

Таким образом, полиэтнокультурное воспитание — важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем и может способствоватъ повышению этнической идентичности будущего поколения.

Литература:

  1. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. Учреждений высш.проф.образования / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов + 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с.
  2. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М. «Советская энциклопедия», 1975. — 607 с.
  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров — Москва: ИКЦ «Март», 2005. — 448 с.
  4. Кукушкин В. С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогическиз вузов / В. С. Кукушкин. — М.: Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 224 с.
  5. Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. — М., 1994. — С. 20.
  6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под.ред.П. И. Подкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 608 с.
  7. Садохин А. П. Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ.высш.учеб.заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. — 304 с.
  8. Слесарь М. В. Развитие полиэтнической культуры школьников в социально-культурной деятельности: дис.... канд. пед. наук: 13.00.05: защищена 26.12.2014 / Слесарь Марионелла Васильевна. — Челябинск, 2014. — 192 с.
  9. Чернявская. Ю. Народная культура и национальные традиции. Учебно-методическое пособие / Ю. Чернявская — Минск, 1998. — 170 с.
  10. Широкогоров С. М. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений / С. М. Широкогоров. — Шанхай, 1923. –13 с.
Основные термины (генерируются автоматически): полиэтнокультурное воспитание, культура, этнос, воспитание, группа людей, полиэтническая школа, стабильная особенность культуры, этническая общность.

Ключевые слова

культура, этнос, поли, полиэтнокультура, полиэтнические традиции, полиэтнокультурное воспитание

Похожие статьи

Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве

В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...

Роль политического диалога в строительстве нации

В статье рассматриваются основные положения и закономерности политического диалога как отдельной категории политической коммуникации и его роль в строительстве нации. С опорой на интеракционистский подход автор анализирует понятие нациестроительства,...

Технология развития межкультурной коммуникативной компетенции посредством компаративного анализа зарубежной и русской литературы

Данная статья посвящена анализу сущности межкультурного подхода к иноязычному образованию, также здесь рассматривается технология развития межкультурной коммуникативной компетенции, состоящая из трех этапов, посредством компаративного анализа героев ...

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане

В статье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстане и проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в ...

Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов

В статье рассмотрены общие основания интеграции культурологического и компетентностного подходов. Описаны особенности формирования общекультурных компетенций в содержании общеобразовательных программ дополнительного образования детей. В качестве иллю...

Этнические особенности социальных институтов социализации кыргызов

В статье рассматриваются этнические (национальные) особенности традиции социализации и формирование личности, особенности традиции социализации, социальных институтов у кыргызов и проблемы их исследования. Анализируется «кыргызчылык», традиции родств...

Диалог культур как основа этнокультурной компетентности

В статье рассматриваются содержание этнокультурного образования, структурные модели, определения этнокультуры, этнокультурное образование и этнокультурные компетентности.

Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей

В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...

Психологическое сопровождение личности в полиэтническом образовательном пространстве

В статье рассматривается проблема психологического сопровождения личности в условиях полиэтнической образовательной среды, реализация которого основана на принципах этнотолерантности, межкультурного диалога, учета национальных особен-ностей субъектов...

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной ...

Похожие статьи

Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве

В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...

Роль политического диалога в строительстве нации

В статье рассматриваются основные положения и закономерности политического диалога как отдельной категории политической коммуникации и его роль в строительстве нации. С опорой на интеракционистский подход автор анализирует понятие нациестроительства,...

Технология развития межкультурной коммуникативной компетенции посредством компаративного анализа зарубежной и русской литературы

Данная статья посвящена анализу сущности межкультурного подхода к иноязычному образованию, также здесь рассматривается технология развития межкультурной коммуникативной компетенции, состоящая из трех этапов, посредством компаративного анализа героев ...

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане

В статье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстане и проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в ...

Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов

В статье рассмотрены общие основания интеграции культурологического и компетентностного подходов. Описаны особенности формирования общекультурных компетенций в содержании общеобразовательных программ дополнительного образования детей. В качестве иллю...

Этнические особенности социальных институтов социализации кыргызов

В статье рассматриваются этнические (национальные) особенности традиции социализации и формирование личности, особенности традиции социализации, социальных институтов у кыргызов и проблемы их исследования. Анализируется «кыргызчылык», традиции родств...

Диалог культур как основа этнокультурной компетентности

В статье рассматриваются содержание этнокультурного образования, структурные модели, определения этнокультуры, этнокультурное образование и этнокультурные компетентности.

Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей

В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...

Психологическое сопровождение личности в полиэтническом образовательном пространстве

В статье рассматривается проблема психологического сопровождения личности в условиях полиэтнической образовательной среды, реализация которого основана на принципах этнотолерантности, межкультурного диалога, учета национальных особен-ностей субъектов...

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной ...

Задать вопрос