Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма»
Автор: Лёвкина Евгения Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 03.02.2018
Статья просмотрена: 1246 раз
Библиографическое описание:
Лёвкина, Е. Н. Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма» / Е. Н. Лёвкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3128/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку пережить период адаптации к школе и сформировать у него устойчивый интерес к обучению в целом.
Ключевые слова: игра, игровые технологии, игровые формы работы, дидактические принципы, универсальные учебные действия, урок, этапы урока, адаптация к школьному обучению, ведущая форма деятельности, общеразвивающие упражнения.
Завершив период дошкольного образования, первоклассник сталкивается с проблемой смены социальной позиции. Он должен принять и освоить новую социальную роль «ученик». Этот процесс «принятия и освоения» с психологической точки зрения для многих детей протекает довольно болезненно. И это понятно, ведь, для окруженного родительской любовью и воспитательской опекой выпускника детского сада ведущей деятельностью была игра. В беззаботной игре протекали его дни, играя, ребенок развивался и познавал окружающий мир. Но, переступив порог школы, он оказался вынужденным сменить игровую деятельность на учебную, далеко не такую веселую и беззаботную. Для первоклассника наступает период адаптации к школьному обучению. И при неблагоприятном ее протекании ребенок рискует приобрести букет психологических проблем, наименее губительными из которых являются повешенная тревожность, конфликтность и сниженная (или полностью отсутствующая мотивация к школьному обучению). Назревает вопрос: каким образом школьная урочная система может в полном объеме реализовывать свою образовательную функцию и, при этом, одновременно, помогать первокласснику безболезненно пройти период адаптации, без потери интереса к общению в кругу сверстников и к обучению в целом? Еще основоположник научной педагогики России К. Д. Ушинский писал почти два века назад: «Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными — вот задача первоначального обучения». В этом аспекте огромный потенциал, с точки зрения приоритетной образовательной задачи, приобретают игровые технологии. Игровые формы работы при грамотном применении на учебных занятиях, с учетом специфики изучаемого материала, способны помочь ребенку пережить период адаптации и сформировать у него устойчивый интерес к обучению. Учеными давно доказано, что игра имеет биологическую природу, и обусловлена психологическими и социальными факторами. А потому, неоспоримым фактом является способность игры снимать психологическое напряжении, тренировать память и внимательность, помогать обучающимся вырабатывать речевые умения и навыки и развивать познавательный интерес к учебному предмету.
На уроках физической культуры и внеклассных занятиях наиболее широко применяются игровые формы работы. Но, чаще всего такие занятия можно характеризовать, как «уроки с использованием игровых технологий». То есть игровой организации подвержен весь учебный процесс на данном уроке. Это может быть «урок-соревнование», «урок-путешествие», «урок-конкурс» и т. д., или «урок — спортивная игра», что чаще всего, встречается на занятиях физической культурой. А традиционные формы работы на уроке и отдельные его этапы (проверка домашнего задания, изучение нового материала, разминка в комплексе общеразвивающих упражнений, разминка в движении и др.), чаще всего, остаются не затронутыми атмосферой игры. Что совсем не обоснованно, ведь, именно игра призвана максимально стимулировать умственную деятельность ребенка.
Взять, к примеру, форму работы на уроке физической культуры «Разминку в комплексе общеразвивающих упражнений», которая является обязательной частью этапа занятия «Разминка». Это комплекс, повторяющихся из урока в урок, физических упражнений, выполнение которых необходимо для разогрева определенных групп мышц и «врабатывания» организма обучающихся перед основной физической нагрузкой на уроке. Первокласснику, с неокрепшей мотивацией к сохранению и укреплению собственного здоровья, такая форма работы может казаться рутиной. Отсюда вытекают последствия в виде рассеянного внимания, нарушения обучающимися дисциплины, создания травмоопасных ситуаций на уроке. На выручку учителю в этой ситуации приходит форма работы — «игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционно уровне». Авторская методика проведения на уроке физической культуры «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» «Веселая ферма» является именно такой формой работы.
«Веселая ферма» — это ролевая спортивная игра-имитация. Реализация игровой формы работы «Разминка…» «Веселая ферма» осуществляется в следующих направлениях: перед обучающимися ставится дидактическая цель в форме игровой задачи; материал этапа урока (общеразвивающие упражнения) подчиняются правилам игры «Веселая ферма» — звуко- и делоподражание обитателям фермы; учебный материал (комплекс упражнений) используется в качестве средства игры, что способствует переводу дидактической задачи в игровую; успешное выполнение комплекса физических упражнений связывается с игровым результатом — «все работы на ферме выполнены, питомцы сыты и счастливы». Игровая форма деятельности, также, способствует более успешному овладению обучающимися универсальными учебными действиями на данном этапе учебного занятия:
‒ Личностными — Определение значения разминки при подготовке организма к основной физической нагрузке на уроке;
‒ Регулятивными — Определение последовательности и приоритета разминки отдельных мышечных групп. Формирование умение применять на практике ранее полученные знания. Формирование умения осуществлять учебные действия по алгоритму (образцу), осуществлять коррекцию действий;
‒ Познавательными — Самостоятельное создание фона деятельности на определенном этапе урока. Использование умения применять полученные ранее знания при осуществлении самостоятельной работы. Формирование мыслительных операций по каждому из элементов разминки;
‒ Коммуникативными — Построение эффективного учебного взаимодействия: «учитель — обучающийся», «обучающийся — обучающийся», «обучающийся — учебная группа». Построение речевого проговаривания ритма упражнений вслед за учителем при проведении разминки. Развитие инициативного сотрудничества на уроке.
Развернутый план проведения «Разминки…» «Веселая ферма».
Используемые в описании сокращения:
И.п. — исходное положение;
О.с. — основная стойка.
Первое упражнение (круговые вращения головой).
И.п. — о.с.: ноги врозь, руки на поясе;
Пояснения учителя: «Земной шар вращается вокруг солнца очень медленно — делает полный оборот за 24 часа, поэтому день сменяет ночь. Представьте, что наша голова — это шар земной. И, также, медленно начинайте круговые вращения головы вправо — влево, под счет».
(счет) 1,2,3,4,5- круговые вращения в правую сторону;
1,2,3,4,5- круговые вращения головой в левую сторону.
Второе упражнение (наклоны головы).
И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе;
Пояснения учителя: «Настало утро — проснулись птички и клюют зернышки. Движения производятся только шеей. Наклоняется голова вперед — назад — «Клюк-клюк» — 10 раз.
Под утро очень громко тикают часики. Наклоняется голова вправо-влево — «Тик-так»- 10 раз. А теперь звонит будильник!» — обучающиеся производят звукоподражание.
Третье упражнение (круговые вращения плечами).
И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы кистей рук касаются плеч;
Пояснения учителя: «Проснулась бабочка, полетела. Наши плечи и руки — крылья бабочки» — обучающиеся выполняют круговые движения в плечевом суставе вперед-назад:
(счет) «1,2,3,4 — бабочка летает»;
«1,2,3,4 — со цветка порхает»;
«1,2,3,4 — нектар собирает»;
«1,2,3,4 — ночью засыпает» — обучающиеся производят имитацию «засыпания».
Четвертое упражнение (вертикальные поднимания — опускания плеч).
И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы кистей рук касаются плеч;
Пояснения учителя: «Проснулась курочка, кудахчет. Движения плечами вверх-вниз -«Куд-куда» — «Куд-куда» — 8 раз. А теперь проснулся петушок» — «Ку-ка-ре-ку» — обучающиеся производят звукоподражание и имитацию движений птицы.
Пятое упражнение (рывки прямыми руками)
И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, правая прямая рука вверху, левая прямая рука -внизу, кисти рук сомкнуты в кулаки;
Пояснения учителя: «Проснулся фермер, делает утреннюю гимнастику».
(счет) 1,2- отведение рук назад (рывки);
3,4- смена положения рук — 5 раз.
Шестое упражнение (рывки согнутыми — прямыми руками с поворотом туловища).
И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук напряженные, пальцы прямые, ладони развернуты вниз;
Пояснения учителя: «Фермер закаливается, холодной водой обливается и растирается»
(счет) 1,2 — рывки согнутыми руками перед грудью;
3,4 — отведение (рывки) прямых рук назад с поворотом туловища.
«Фермер хвалится своей мускулатурой» — обучающиеся демонстрируют «мышцы» на руках.
Седьмое упражнение (вытягивание туловища и рук вверх, стоя на носках).
И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища;
Пояснения учителя: «Посмотрел фермер вдаль (обучающиеся производят имитацию- «взгляд вдаль из-под козырька»), а кусты малины выросли высокими — превысокими!» — обучающиеся тянуться вверх, стоя на носках.
Восьмое упражнение (горизонтальные перекрестные махи руками).
И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед параллельно пола, кисти рук напряжены, пальцы прямые, ладони развернуты вниз;
Пояснения учителя: «Превращаем руки в ножницы и постригаем кусты».
(счет) 1–10 — перекрестные движения руками по направлению — «верх»;
1–10 — перекрестные движения руками по направлению — «низ».
Девятое упражнение (круговые вращения прямыми руками).
И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед параллельно пола, кисти сомкнуты в кулаки;
Пояснения учителя: «Фермер садится в вертолёт, заводит мотор» — игра на внимание, обучающиеся, сразу после выполнения основного упражнения, должны правильно выполнить действие по команде учителя: взлет вертолета — прыжок, посадка вертолета — приседание. Обучающиеся выполняют круговые движения прямыми руками вперёд (обратно).
(счет) 1,2,3,4 -– вертолеты, мы (взлетаем/садимся) (обучающиеся выполняют прыжок/приседание) — 4 раза.
Десятое упражнение (наклоны туловища в стороны с вытянутой вверх прямой рукой).
И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе;
Пояснения учителя: «Взлетел вертолет, закачались деревца».
Обучающиеся выполняют наклон туловища влево с вытянутой вверх правой рукой /вправо, с вытянутой вверх левой рукой. Учитель комментирует по ходу упражнения:
«Деревце качается, качается, качается,
Низко накланяется, качается, качается,
Ветру подчиняется, качается, качается,
Скоро уж сломается, сломается, сломается».
Одиннадцатое упражнение (наклоны туловища вперед — назад с касанием пальцами рук пола).
И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки на поясе, ноги — прямые в коленях;
Пояснения учителя: «Фермер в огороде сажает семена». Обучающиеся производят имитация «посадки» — наклоны туловища вперед-назад.
Учитель комментирует по ходу упражнения:
«Фермер сажает огурцы…
…огурцы — съели овечки;
Фермер сажает помидоры…
…помидоры съели свинки;
Фермер сажает морковь… и т. д.
…морковь съели кролики;
…капусту — съели козочки;
…свеклу — съел крот;
…картошку — съели мыши;
…пшеницу — собрал урожай пшеницы большой!» — обучающиеся производят имитацию объема.
Двенадцатое упражнение (вращение туловищем в наклоне вперед параллельно полу).
И.п. — о.с.: ноги шире плеч, ноги в коленях прямые, руки прямые, вытянутые по вертикальной линии, пальцы правой руки касаются пола, левая рука поднята вверх;
Пояснения учителя: «Теперь пшеницу нужно в муку перемолоть. Фермер мелет зерно — мы превращаемся в мельницу». Обучающиеся выполняют вращение туловища.
Учитель комментирует по ходу упражнения:
«Мелем, мелем мы муку,
Раз — муку и два — муку,
Испечем по пирожку, пирожку, пирожку!»;
Тринадцатое упражнение (вертикальные махи руками в замке).
И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки прямые — над головой, кисти сомкнуты в замке;
Пояснения учителя: «Чтобы пирожки испечь, надо печку дровами затопить. Фермер рубит дрова». Обучающиеся выполняют резкие наклоны вперед с выдохом «УХ» — 6 раз.
Четырнадцатое упражнение (приседания).
И.п.- о.с.: руки на поясе, ноги вместе, спина прямая;
Пояснения учителя: «Для пирожков нужно начинку подготовить. «Фермер собирает ягоды для начинки — приседает — ягодку срывает».
Обучающиеся приседают под счет учителя. Учитель комментирует по ходу упражнения:
«Одна ягодка, две ягодки, три ягодки…» — 10 раз.
Пятнадцатое упражнение (хлопки ладонь об ладонь с прямыми вытянутыми вперед руками, с переменой положения рук (правая — сверху, левая — снизу/левая — сверху, правая — снизу); сгибание-разгибание пальцев рук с вытянутыми вперед руками).
И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед собой;
Пояснения учителя: «Тесто месим, месим, месим». Обучающиеся выполняют сгибание — разгибание пальцев кистей рук.
«Булки лепим, лепим, лепим». Обучающиеся выполняют хлопки ладони об ладонь прямых рук с переменой положения рук (правая — сверху, левая — снизу/левая — сверху, правая — снизу).
Шестнадцатое упражнение (прыжки на одной ноге).
И.п. о.с.: ноги на ширине плеч, в коленях прямые, руки на поясе;
Пояснения учителя: «Поели пирожки, пошли гулять на болото, а там — цапля на болоте ловит лягушат». Учитель комментирует по ходу упражнения:
«Раз — лягушка, два- лягушка, три …». Обучающие выполняют прыжки на одной ноге, затем, на другой ноге.
Семнадцатое упражнение (перекрестные прыжки).
И.п. — о.с.: ноги шире плеч, в коленях прямые, руки на поясе;
Пояснения учителя: «Увидела нас цапля и… — хвать за штаны!». Учитель производит элемент неожиданности — быстро дотрагивается до одного из учеников. «порвала нам штаны цапля. Теперь дыру надо зашивать, заплатку вырезать. Превратились наши ноги в ножницы». Обучающиеся выполняют перекрестные прыжки на двух ногах — «ноги вместе — в стороны, с перекрещиванием ног». Учитель комментирует по ходу упражнения:
«Режем, режем мы бумагу,
Режем, режем мы картон,
Режем, режем лоскуток.
Молодцы — затупились ножницы!»
«Разминка окончена!»
Игровые формы работы на уроке строятся на использовании основных дидактических принципов: целостности педагогического процесса (осуществление межпредметных связей на уроке с естествознанием, зоологией), психологической комфортности (игра является ведущим видом деятельности для первоклассников), «минимакса» (осуществление взаимосвязи с популярной компьютерной игрой «Веселая ферма» в соответствии с зоной ближайшего развития данной возрастной группы обучающихся). Учитель, применяя игровые формы работы с первоклассниками, удовлетворяет их интересам и уровню интеллектуального развития. Данная форма работы способствует формированию у обучающихся устойчивого интереса к занятию физической культурой в целом, к укреплению здоровья, и формированию положительной мотивации к урокам физической культуры.
Ключевые слова
игра, урок, игровые технологии, универсальные учебные действия, дидактические принципы, этапы урока, игровые формы работы, адаптация к школьному обучению, ведущая форма деятельности, общеразвивающие упражненияПохожие статьи
Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения
В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...
Обучать, играя
Статья посвящена применению игровых педагогических технологий на занятиях в колледже и институте. Рассмотрены функции игровой деятельности. Освещены технологии, разработанные и применяемые преподавателем: «математический танец», «в лабиринте знаний»,...
Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах
Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...
Современные технологии начального общего образования
В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Статья посвящена проблеме развития активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. В статье приведен материал, используемый на уроках по развитию речи. Такой метод работы буд...
Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет
В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...
Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО
В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...
Похожие статьи
Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения
В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...
Обучать, играя
Статья посвящена применению игровых педагогических технологий на занятиях в колледже и институте. Рассмотрены функции игровой деятельности. Освещены технологии, разработанные и применяемые преподавателем: «математический танец», «в лабиринте знаний»,...
Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах
Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...
Современные технологии начального общего образования
В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Статья посвящена проблеме развития активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. В статье приведен материал, используемый на уроках по развитию речи. Такой метод работы буд...
Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет
В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...
Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО
В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...