Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 03.02.2018

Статья просмотрена: 1246 раз

Библиографическое описание:

Лёвкина, Е. Н. Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма» / Е. Н. Лёвкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3128/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку пережить период адаптации к школе и сформировать у него устойчивый интерес к обучению в целом.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, игровые формы работы, дидактические принципы, универсальные учебные действия, урок, этапы урока, адаптация к школьному обучению, ведущая форма деятельности, общеразвивающие упражнения.

Завершив период дошкольного образования, первоклассник сталкивается с проблемой смены социальной позиции. Он должен принять и освоить новую социальную роль «ученик». Этот процесс «принятия и освоения» с психологической точки зрения для многих детей протекает довольно болезненно. И это понятно, ведь, для окруженного родительской любовью и воспитательской опекой выпускника детского сада ведущей деятельностью была игра. В беззаботной игре протекали его дни, играя, ребенок развивался и познавал окружающий мир. Но, переступив порог школы, он оказался вынужденным сменить игровую деятельность на учебную, далеко не такую веселую и беззаботную. Для первоклассника наступает период адаптации к школьному обучению. И при неблагоприятном ее протекании ребенок рискует приобрести букет психологических проблем, наименее губительными из которых являются повешенная тревожность, конфликтность и сниженная (или полностью отсутствующая мотивация к школьному обучению). Назревает вопрос: каким образом школьная урочная система может в полном объеме реализовывать свою образовательную функцию и, при этом, одновременно, помогать первокласснику безболезненно пройти период адаптации, без потери интереса к общению в кругу сверстников и к обучению в целом? Еще основоположник научной педагогики России К. Д. Ушинский писал почти два века назад: «Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными — вот задача первоначального обучения». В этом аспекте огромный потенциал, с точки зрения приоритетной образовательной задачи, приобретают игровые технологии. Игровые формы работы при грамотном применении на учебных занятиях, с учетом специфики изучаемого материала, способны помочь ребенку пережить период адаптации и сформировать у него устойчивый интерес к обучению. Учеными давно доказано, что игра имеет биологическую природу, и обусловлена психологическими и социальными факторами. А потому, неоспоримым фактом является способность игры снимать психологическое напряжении, тренировать память и внимательность, помогать обучающимся вырабатывать речевые умения и навыки и развивать познавательный интерес к учебному предмету.

На уроках физической культуры и внеклассных занятиях наиболее широко применяются игровые формы работы. Но, чаще всего такие занятия можно характеризовать, как «уроки с использованием игровых технологий». То есть игровой организации подвержен весь учебный процесс на данном уроке. Это может быть «урок-соревнование», «урок-путешествие», «урок-конкурс» и т. д., или «урок — спортивная игра», что чаще всего, встречается на занятиях физической культурой. А традиционные формы работы на уроке и отдельные его этапы (проверка домашнего задания, изучение нового материала, разминка в комплексе общеразвивающих упражнений, разминка в движении и др.), чаще всего, остаются не затронутыми атмосферой игры. Что совсем не обоснованно, ведь, именно игра призвана максимально стимулировать умственную деятельность ребенка.

Взять, к примеру, форму работы на уроке физической культуры «Разминку в комплексе общеразвивающих упражнений», которая является обязательной частью этапа занятия «Разминка». Это комплекс, повторяющихся из урока в урок, физических упражнений, выполнение которых необходимо для разогрева определенных групп мышц и «врабатывания» организма обучающихся перед основной физической нагрузкой на уроке. Первокласснику, с неокрепшей мотивацией к сохранению и укреплению собственного здоровья, такая форма работы может казаться рутиной. Отсюда вытекают последствия в виде рассеянного внимания, нарушения обучающимися дисциплины, создания травмоопасных ситуаций на уроке. На выручку учителю в этой ситуации приходит форма работы — «игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционно уровне». Авторская методика проведения на уроке физической культуры «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» «Веселая ферма» является именно такой формой работы.

«Веселая ферма» — это ролевая спортивная игра-имитация. Реализация игровой формы работы «Разминка…» «Веселая ферма» осуществляется в следующих направлениях: перед обучающимися ставится дидактическая цель в форме игровой задачи; материал этапа урока (общеразвивающие упражнения) подчиняются правилам игры «Веселая ферма» — звуко- и делоподражание обитателям фермы; учебный материал (комплекс упражнений) используется в качестве средства игры, что способствует переводу дидактической задачи в игровую; успешное выполнение комплекса физических упражнений связывается с игровым результатом — «все работы на ферме выполнены, питомцы сыты и счастливы». Игровая форма деятельности, также, способствует более успешному овладению обучающимися универсальными учебными действиями на данном этапе учебного занятия:

‒ Личностными — Определение значения разминки при подготовке организма к основной физической нагрузке на уроке;

‒ Регулятивными — Определение последовательности и приоритета разминки отдельных мышечных групп. Формирование умение применять на практике ранее полученные знания. Формирование умения осуществлять учебные действия по алгоритму (образцу), осуществлять коррекцию действий;

‒ Познавательными — Самостоятельное создание фона деятельности на определенном этапе урока. Использование умения применять полученные ранее знания при осуществлении самостоятельной работы. Формирование мыслительных операций по каждому из элементов разминки;

‒ Коммуникативными — Построение эффективного учебного взаимодействия: «учитель — обучающийся», «обучающийся — обучающийся», «обучающийся — учебная группа». Построение речевого проговаривания ритма упражнений вслед за учителем при проведении разминки. Развитие инициативного сотрудничества на уроке.

Развернутый план проведения «Разминки…» «Веселая ферма».

Используемые в описании сокращения:

И.п. — исходное положение;

О.с. — основная стойка.

Первое упражнение (круговые вращения головой).

И.п. — о.с.: ноги врозь, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Земной шар вращается вокруг солнца очень медленно — делает полный оборот за 24 часа, поэтому день сменяет ночь. Представьте, что наша голова — это шар земной. И, также, медленно начинайте круговые вращения головы вправо — влево, под счет».

(счет) 1,2,3,4,5- круговые вращения в правую сторону;

1,2,3,4,5- круговые вращения головой в левую сторону.

Второе упражнение (наклоны головы).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Настало утро — проснулись птички и клюют зернышки. Движения производятся только шеей. Наклоняется голова вперед — назад — «Клюк-клюк» — 10 раз.

Под утро очень громко тикают часики. Наклоняется голова вправо-влево — «Тик-так»- 10 раз. А теперь звонит будильник!» — обучающиеся производят звукоподражание.

Третье упражнение (круговые вращения плечами).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы кистей рук касаются плеч;

Пояснения учителя: «Проснулась бабочка, полетела. Наши плечи и руки — крылья бабочки» — обучающиеся выполняют круговые движения в плечевом суставе вперед-назад:

(счет) «1,2,3,4 — бабочка летает»;

«1,2,3,4 — со цветка порхает»;

«1,2,3,4 — нектар собирает»;

«1,2,3,4 — ночью засыпает» — обучающиеся производят имитацию «засыпания».

Четвертое упражнение (вертикальные поднимания — опускания плеч).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы кистей рук касаются плеч;

Пояснения учителя: «Проснулась курочка, кудахчет. Движения плечами вверх-вниз -«Куд-куда» — «Куд-куда» — 8 раз. А теперь проснулся петушок» — «Ку-ка-ре-ку» — обучающиеся производят звукоподражание и имитацию движений птицы.

Пятое упражнение (рывки прямыми руками)

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, правая прямая рука вверху, левая прямая рука -внизу, кисти рук сомкнуты в кулаки;

Пояснения учителя: «Проснулся фермер, делает утреннюю гимнастику».

(счет) 1,2- отведение рук назад (рывки);

3,4- смена положения рук — 5 раз.

Шестое упражнение (рывки согнутыми — прямыми руками с поворотом туловища).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук напряженные, пальцы прямые, ладони развернуты вниз;

Пояснения учителя: «Фермер закаливается, холодной водой обливается и растирается»

(счет) 1,2 — рывки согнутыми руками перед грудью;

3,4 — отведение (рывки) прямых рук назад с поворотом туловища.

«Фермер хвалится своей мускулатурой» — обучающиеся демонстрируют «мышцы» на руках.

Седьмое упражнение (вытягивание туловища и рук вверх, стоя на носках).

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища;

Пояснения учителя: «Посмотрел фермер вдаль (обучающиеся производят имитацию- «взгляд вдаль из-под козырька»), а кусты малины выросли высокими — превысокими!» — обучающиеся тянуться вверх, стоя на носках.

Восьмое упражнение (горизонтальные перекрестные махи руками).

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед параллельно пола, кисти рук напряжены, пальцы прямые, ладони развернуты вниз;

Пояснения учителя: «Превращаем руки в ножницы и постригаем кусты».

(счет) 1–10 — перекрестные движения руками по направлению — «верх»;

1–10 — перекрестные движения руками по направлению — «низ».

Девятое упражнение (круговые вращения прямыми руками).

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед параллельно пола, кисти сомкнуты в кулаки;

Пояснения учителя: «Фермер садится в вертолёт, заводит мотор» — игра на внимание, обучающиеся, сразу после выполнения основного упражнения, должны правильно выполнить действие по команде учителя: взлет вертолета — прыжок, посадка вертолета — приседание. Обучающиеся выполняют круговые движения прямыми руками вперёд (обратно).

(счет) 1,2,3,4 -– вертолеты, мы (взлетаем/садимся) (обучающиеся выполняют прыжок/приседание) — 4 раза.

Десятое упражнение (наклоны туловища в стороны с вытянутой вверх прямой рукой).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Взлетел вертолет, закачались деревца».

Обучающиеся выполняют наклон туловища влево с вытянутой вверх правой рукой /вправо, с вытянутой вверх левой рукой. Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Деревце качается, качается, качается,

Низко накланяется, качается, качается,

Ветру подчиняется, качается, качается,

Скоро уж сломается, сломается, сломается».

Одиннадцатое упражнение (наклоны туловища вперед — назад с касанием пальцами рук пола).

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки на поясе, ноги — прямые в коленях;

Пояснения учителя: «Фермер в огороде сажает семена». Обучающиеся производят имитация «посадки» — наклоны туловища вперед-назад.

Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Фермер сажает огурцы…

…огурцы — съели овечки;

Фермер сажает помидоры…

…помидоры съели свинки;

Фермер сажает морковь… и т. д.

…морковь съели кролики;

…капусту — съели козочки;

…свеклу — съел крот;

…картошку — съели мыши;

…пшеницу — собрал урожай пшеницы большой!» — обучающиеся производят имитацию объема.

Двенадцатое упражнение (вращение туловищем в наклоне вперед параллельно полу).

И.п. — о.с.: ноги шире плеч, ноги в коленях прямые, руки прямые, вытянутые по вертикальной линии, пальцы правой руки касаются пола, левая рука поднята вверх;

Пояснения учителя: «Теперь пшеницу нужно в муку перемолоть. Фермер мелет зерно — мы превращаемся в мельницу». Обучающиеся выполняют вращение туловища.

Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Мелем, мелем мы муку,

Раз — муку и два — муку,

Испечем по пирожку, пирожку, пирожку!»;

Тринадцатое упражнение (вертикальные махи руками в замке).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки прямые — над головой, кисти сомкнуты в замке;

Пояснения учителя: «Чтобы пирожки испечь, надо печку дровами затопить. Фермер рубит дрова». Обучающиеся выполняют резкие наклоны вперед с выдохом «УХ» — 6 раз.

Четырнадцатое упражнение (приседания).

И.п.- о.с.: руки на поясе, ноги вместе, спина прямая;

Пояснения учителя: «Для пирожков нужно начинку подготовить. «Фермер собирает ягоды для начинки — приседает — ягодку срывает».

Обучающиеся приседают под счет учителя. Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Одна ягодка, две ягодки, три ягодки…» — 10 раз.

Пятнадцатое упражнение (хлопки ладонь об ладонь с прямыми вытянутыми вперед руками, с переменой положения рук (правая — сверху, левая — снизу/левая — сверху, правая — снизу); сгибание-разгибание пальцев рук с вытянутыми вперед руками).

И.п. — о.с.: ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед собой;

Пояснения учителя: «Тесто месим, месим, месим». Обучающиеся выполняют сгибание — разгибание пальцев кистей рук.

«Булки лепим, лепим, лепим». Обучающиеся выполняют хлопки ладони об ладонь прямых рук с переменой положения рук (правая — сверху, левая — снизу/левая — сверху, правая — снизу).

Шестнадцатое упражнение (прыжки на одной ноге).

И.п. о.с.: ноги на ширине плеч, в коленях прямые, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Поели пирожки, пошли гулять на болото, а там — цапля на болоте ловит лягушат». Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Раз — лягушка, два- лягушка, три …». Обучающие выполняют прыжки на одной ноге, затем, на другой ноге.

Семнадцатое упражнение (перекрестные прыжки).

И.п. — о.с.: ноги шире плеч, в коленях прямые, руки на поясе;

Пояснения учителя: «Увидела нас цапля и… — хвать за штаны!». Учитель производит элемент неожиданности — быстро дотрагивается до одного из учеников. «порвала нам штаны цапля. Теперь дыру надо зашивать, заплатку вырезать. Превратились наши ноги в ножницы». Обучающиеся выполняют перекрестные прыжки на двух ногах — «ноги вместе — в стороны, с перекрещиванием ног». Учитель комментирует по ходу упражнения:

«Режем, режем мы бумагу,

Режем, режем мы картон,

Режем, режем лоскуток.

Молодцы — затупились ножницы!»

«Разминка окончена!»

Игровые формы работы на уроке строятся на использовании основных дидактических принципов: целостности педагогического процесса (осуществление межпредметных связей на уроке с естествознанием, зоологией), психологической комфортности (игра является ведущим видом деятельности для первоклассников), «минимакса» (осуществление взаимосвязи с популярной компьютерной игрой «Веселая ферма» в соответствии с зоной ближайшего развития данной возрастной группы обучающихся). Учитель, применяя игровые формы работы с первоклассниками, удовлетворяет их интересам и уровню интеллектуального развития. Данная форма работы способствует формированию у обучающихся устойчивого интереса к занятию физической культурой в целом, к укреплению здоровья, и формированию положительной мотивации к урокам физической культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): пояснение учителя, ширина плеч, обучающийся, рука, нога, игровая форма работы, упражнение, урок, физическая культура, ход упражнения.

Ключевые слова

игра, урок, игровые технологии, универсальные учебные действия, дидактические принципы, этапы урока, игровые формы работы, адаптация к школьному обучению, ведущая форма деятельности, общеразвивающие упражнения

Похожие статьи

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Обучать, играя

Статья посвящена применению игровых педагогических технологий на занятиях в колледже и институте. Рассмотрены функции игровой деятельности. Освещены технологии, разработанные и применяемые преподавателем: «математический танец», «в лабиринте знаний»,...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения

Статья посвящена проблеме развития активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. В статье приведен материал, используемый на уроках по развитию речи. Такой метод работы буд...

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Похожие статьи

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Обучать, играя

Статья посвящена применению игровых педагогических технологий на занятиях в колледже и институте. Рассмотрены функции игровой деятельности. Освещены технологии, разработанные и применяемые преподавателем: «математический танец», «в лабиринте знаний»,...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения

Статья посвящена проблеме развития активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. В статье приведен материал, используемый на уроках по развитию речи. Такой метод работы буд...

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Задать вопрос