Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие)
Авторы: Хомякова Светлана Евгеньевна, Шарапова Елена Васильевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.
Дата публикации: 16.03.2018
Статья просмотрена: 707 раз
Библиографическое описание:
Хомякова, С. Е. Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие) / С. Е. Хомякова, Е. В. Шарапова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3221/ (дата обращения: 16.11.2024).
В классе обучаются 5 детей с ТНР.
Цель: учить различать приставки и предлоги.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить знания учащихся о приставках и предлогах, формировать умение правильно писать приставки и предлоги, учить понимать их смысловое значение;
- Повторить изученные темы.
Коррекционно-развивающие:
- Формирование и развивать различные виды связной устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной);
- Формировать, развивать и обогащать лексический строй речи, уточнять значение слов, развивать лексическую системность;
- Корригировать и развивать связную письменную речь (при работе с деформированным текстом);
- Развивать внимание, память, слуховое восприятие, мыслительные операции;
- Развивать познавательную активность учащихся;
- Развивать способы самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
- Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету русского языка;
- Воспитывать доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- Воспитывать умение работать парами;
- Воспитывать самостоятельность.
Здоровьесберегающие:
- Следить за правильной посадкой обучающихся;
- Соблюдать режим охраны зрения;
- Чередовать статические и динамические задания.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Компьютер
Интерактивная доска
Доска ученическая
Маски зайцев
Листы для чистописания
Кроссворд на каждого учащегося
Ход урока.
- Организационный момент.
Логопед: -Проверьте готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок.
Учитель: -Откройте тетради. Запишите число и «Классная работа».
- Основная часть.
1). Чистописание.
Учитель: — Обведите линии. Проведите линии самостоятельно от бабочки и от совы.
2). Логопед: — Сейчас мы будем разгадывать кроссворд. Скажите, что за слово зашифровано на схемах? Скажите, где находится мячик? (Предлагается несколько схем с предлогами «через», «между», «над», «около», от»).
«Под». Как называется это слово? Правильно, предлог.
Учитель: -Вы обратили внимание, что одна клетка пустая? Какой буквы там не хватает?
Какое слово получилось? Как проверить написание буквы «г» в конце слова?
3). Логопед: -А теперь отгадайте загадку:
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой:
То-еловый, то-дубовый,
То-осиново-сосновый.
В шубе он весной и летом,
А зимой стоит раздетым. (Лес).
4). Учитель: -А сейчас послушайте слова лесник, лесной, перелесок.
— Как можем назвать такие слова? Родственные, однокоренные. Почему?
Одно слово отличается от других. Какое слово? Чем? Это слово с приставкой. Назовите его. Что оно означает? (Небольшой молодой лес, полоса земли с редкими деревьями, соединяющая два леса).
5). Логопед: — Из перелеска к нам прибежали гости. Посмотрите, кто к нам пришёл. (Выходят зайцы. На масках 6 зайцев предлоги и приставки ЗА, ПО, ДО.).
Зайцы рассматривают похожие предлоги и приставки и спрашивают друг у друга:
— Ты кто?
— Я зайчик «ЗА»!
— Нет! Это я зайчик «ЗА»!
Учитель: -Не ссорьтесь, вы же братья. Ребята¸ давайте их помирим.
Кто из вас часть слова? А кто отдельное слово? Кто дружит с глаголом и всегда ходит с ним за ручку? А кто стоит рядом с глаголом, но руку не подает? Почему?
Посмотрите на доску и найдите, где предлог «за», а где приставка «за». Чем они отличаются? (Аналогично разбираются предлоги и приставки «по», «до».)
Забежал за ёлку. Побежал по тропинке. Допрыгнул до ветки.
6). Учитель: -А теперь запишите шуточные предложения, правильно раскрыв скобки:
Решили лисы зайчика (за)печь,
А зайчик из духовки прыг (за)печь.
7). Динамическая пауза.
Логопед: -Встаньте возле парты и внимательно выполняйте задания:
Хлопните всего разок,
Если в слове есть предлог,
А приставку как услышишь,
Топни раза три потише.
(С горы, сбежал, заколка, за городом, засмеялся, под снегом, подъехал, подберёзовик, на уроке.)
8). Учитель: — Придумайте слова к приставкам и к предлогам (работа парами):
В (ВО) (вошёл) В (ВО) (в школе)
О О
ПОД ПОД
ИЗ ИЗ
С(СО) С (СО)
ОТ ОТ
— Какие словосочетания у вас получились? Объясните, где предлог и где приставка.
9). Логопед: –Рассмотрите внимательно, что перепутал художник? Исправьте ошибки художника и составьте предложения по картинке.
10). Зрительная гимнастика.
Логопед: -Внимательно посмотрите на доску, следите глазками за движениями бабочки по экрану, не поворачивая головы.
11). Учитель: — Догадайтесь, какие слова пропали в тексте. Прочитайте, что получилось. Запишите текст.
Зайчишка.
Бегал ночью зайчик … полю … голодного волка, да … хитрой лисы. Вдруг … пал он … яму и … вихнул себе ногу. … видел его филин ушастый и … летел … бедного зверька. Куда … прятаться зайке? Вдруг он … видел ёлочку и спрятался … её колючие ветки. Кружился филин … ёлкой, но зайчика … хватить не мог.
- Подведение итогов.
1). Учитель: — Что нового мы узнали на уроке? Что повторили?
2). Логопед: -Рефлексия деятельности.
—Вспомните свои впечатления на уроке.
—За что можете похвалить себя?
Закончите предложения:
Я узнал на уроке………..
Мне было трудно……….
Мне было интересно……