Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.

Дата публикации: 16.03.2018

Статья просмотрена: 707 раз

Библиографическое описание:

Хомякова, С. Е. Интегрированный урок на тему «Различение приставок и предлогов» во 2 классе (русский язык, логопедическое занятие) / С. Е. Хомякова, Е. В. Шарапова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3221/ (дата обращения: 16.11.2024).



В классе обучаются 5 детей с ТНР.

Цель: учить различать приставки и предлоги.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить знания учащихся о приставках и предлогах, формировать умение правильно писать приставки и предлоги, учить понимать их смысловое значение;
  2. Повторить изученные темы.

Коррекционно-развивающие:

  1. Формирование и развивать различные виды связной устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной);
  2. Формировать, развивать и обогащать лексический строй речи, уточнять значение слов, развивать лексическую системность;
  3. Корригировать и развивать связную письменную речь (при работе с деформированным текстом);
  4. Развивать внимание, память, слуховое восприятие, мыслительные операции;
  5. Развивать познавательную активность учащихся;
  6. Развивать способы самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету русского языка;
  2. Воспитывать доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  3. Воспитывать умение работать парами;
  4. Воспитывать самостоятельность.

Здоровьесберегающие:

  1. Следить за правильной посадкой обучающихся;
  2. Соблюдать режим охраны зрения;
  3. Чередовать статические и динамические задания.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Компьютер

Интерактивная доска

Доска ученическая

Маски зайцев

Листы для чистописания

Кроссворд на каждого учащегося

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Логопед: -Проверьте готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок.

Учитель: -Откройте тетради. Запишите число и «Классная работа».

  1. Основная часть.

1). Чистописание.

Учитель: — Обведите линии. Проведите линии самостоятельно от бабочки и от совы.

F:\числопис1.jpg

2). Логопед: — Сейчас мы будем разгадывать кроссворд. Скажите, что за слово зашифровано на схемах? Скажите, где находится мячик? (Предлагается несколько схем с предлогами «через», «между», «над», «около», от»).

«Под». Как называется это слово? Правильно, предлог.

Учитель: -Вы обратили внимание, что одна клетка пустая? Какой буквы там не хватает?

Какое слово получилось? Как проверить написание буквы «г» в конце слова?

3). Логопед: -А теперь отгадайте загадку:

Он зелёный и густой,

Он высокий и большой:

То-еловый, то-дубовый,

То-осиново-сосновый.

В шубе он весной и летом,

А зимой стоит раздетым. (Лес).

4). Учитель: -А сейчас послушайте слова лесник, лесной, перелесок.

— Как можем назвать такие слова? Родственные, однокоренные. Почему?

Одно слово отличается от других. Какое слово? Чем? Это слово с приставкой. Назовите его. Что оно означает? (Небольшой молодой лес, полоса земли с редкими деревьями, соединяющая два леса).

5). Логопед: — Из перелеска к нам прибежали гости. Посмотрите, кто к нам пришёл. (Выходят зайцы. На масках 6 зайцев предлоги и приставки ЗА, ПО, ДО.).

Зайцы рассматривают похожие предлоги и приставки и спрашивают друг у друга:

— Ты кто?

— Я зайчик «ЗА»!

— Нет! Это я зайчик «ЗА»!

Учитель: -Не ссорьтесь, вы же братья. Ребята¸ давайте их помирим.

Кто из вас часть слова? А кто отдельное слово? Кто дружит с глаголом и всегда ходит с ним за ручку? А кто стоит рядом с глаголом, но руку не подает? Почему?

Посмотрите на доску и найдите, где предлог «за», а где приставка «за». Чем они отличаются? (Аналогично разбираются предлоги и приставки «по», «до».)

Забежал за ёлку. Побежал по тропинке. Допрыгнул до ветки.

6). Учитель: -А теперь запишите шуточные предложения, правильно раскрыв скобки:

Решили лисы зайчика (за)печь,

А зайчик из духовки прыг (за)печь.

7). Динамическая пауза.

Логопед: -Встаньте возле парты и внимательно выполняйте задания:

Хлопните всего разок,

Если в слове есть предлог,

А приставку как услышишь,

Топни раза три потише.

(С горы, сбежал, заколка, за городом, засмеялся, под снегом, подъехал, подберёзовик, на уроке.)

8). Учитель: — Придумайте слова к приставкам и к предлогам (работа парами):

В (ВО) (вошёл) В (ВО) (в школе)

О О

ПОД ПОД

ИЗ ИЗ

С(СО) С (СО)

ОТ ОТ

— Какие словосочетания у вас получились? Объясните, где предлог и где приставка.

9). Логопед: –Рассмотрите внимательно, что перепутал художник? Исправьте ошибки художника и составьте предложения по картинке.

C:\Users\user\Pictures\нелепицы.png

10). Зрительная гимнастика.

Логопед: -Внимательно посмотрите на доску, следите глазками за движениями бабочки по экрану, не поворачивая головы.

11). Учитель: — Догадайтесь, какие слова пропали в тексте. Прочитайте, что получилось. Запишите текст.

Зайчишка.

Бегал ночью зайчик … полю … голодного волка, да … хитрой лисы. Вдруг … пал он … яму и … вихнул себе ногу. … видел его филин ушастый и … летел … бедного зверька. Куда … прятаться зайке? Вдруг он … видел ёлочку и спрятался … её колючие ветки. Кружился филин … ёлкой, но зайчика … хватить не мог.

  1. Подведение итогов.

1). Учитель: — Что нового мы узнали на уроке? Что повторили?

2). Логопед: -Рефлексия деятельности.

Вспомните свои впечатления на уроке.

—За что можете похвалить себя?

Закончите предложения:

Я узнал на уроке………..

Мне было трудно……….

Мне было интересно……

Основные термины (генерируются автоматически): предлог, приставка, логопед, слово, учитель, зайчик, какое слово, урок.

Похожие статьи

Профессии. Закрепление изученных орфограмм (2 класс). Интегрированный урок «Окружающий мир + русский язык»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2 класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи «Употребление предлогов в речи». Лексическая тема «Космос»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Организация групповой формы работы на уроке «Человек и мир» («Природоведение», 5 класс)

Логопедический квест «Путешествие в город «Кувз» (звук). Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях) с использованием авторского дидактического пособия «ПДД в логопедии»

Похожие статьи

Профессии. Закрепление изученных орфограмм (2 класс). Интегрированный урок «Окружающий мир + русский язык»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт»

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2 класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи «Употребление предлогов в речи». Лексическая тема «Космос»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Организация групповой формы работы на уроке «Человек и мир» («Природоведение», 5 класс)

Логопедический квест «Путешествие в город «Кувз» (звук). Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях) с использованием авторского дидактического пособия «ПДД в логопедии»

Задать вопрос