Обучение культуре речи студентов — важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.

Дата публикации: 23.03.2018

Статья просмотрена: 2591 раз

Библиографическое описание:

Каргапольцева, С. И. Обучение культуре речи студентов — важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности / С. И. Каргапольцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3230/ (дата обращения: 16.10.2024).



На занятиях по русскому языку в национальной аудитории нечасто приходится сталкиваться со студентами, мастерски владеющими словом. Потому что ни в школе, ни в лицее, ни в колледже их не учат тому, чтобы в их речи словам было тесно, а мыслям просторно. Сегодня недостаточно только владеть русским языком. На фоне роста политических, социально–экономических и культурных взаимодействий непрерывно укрепляется и возрастает социокоммуникативная роль языка и языковой культуры.

Век компьютерных технологий, усиленной информатизации и бешеных скоростей учит будущих инженеров и экономистов быстрее соображать, молниеносно принимать решения по проблемным ситуациям, заранее проектировать и своевременно решать задачи производства.

Но обратите внимание на речь молодых специалистов. Она стала схематична, ограничена, лаконична порой до двух–трёх фраз. Фразы их не волнуют, в них нет жизни, образов, они не вызывают эмоций и ответных реакций. И если предложить им объяснить свою мысль или разъяснить задачу, то наружу сразу всплывает косноязычие, неумение внятно и доходчиво донести до окружающих свою позицию, своё мнение. Что, как не владение словам, ораторскими способностями, красноречием … «есть одно из высших проявлений нравственной силы человека... опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум, волю с такой силой, что напор его движет слушателей в любую сторону. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединить её с честностью и высокой мудростью, а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишённым этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие», — так писал ещё Цицерон.

Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров и экономистов — основная задача дисциплин «Русский язык» и «Культура речи». Цель изучения данных предметов не только обучить владению русским языком и заложить основы риторики, но обобщить и расширить знания по русскому языку и культуре речи, что, в конечном счёте, будет способствовать совершенствованию языка на практике, обогатит лексический запас студентов, расширит рамки их коммуникативной деятельности и тем самым заложит фундамент их дальнейшей профессиональной успешности.

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает в современном мире всё большее значение. Слово, речь — показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры.

По словам академика В.Виноградова, «Высокая культура речи… — самая лучшая опора, самое важное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» [5].

Введённая в учебные планы некоторых вузов интегрированная дисциплина «Культура речи» включает в себя культуру речи, стилистику и риторику. Однако этой важной дисциплине выделено минимальное количество часов и только в одном семестре на III курсе. Хотя начинать работу по формированию высокого уровня речевой культуры у студентов необходимо с первого курса и на всём протяжении учебного процесса в вузе. Конечный результат всего обучения должен определяться такими параметрами уровня владения речью, которые бы выражались в умениях:

‒ вести беседу на такие темы, которые входят в круг компетентности культурного человека (бытовые, деловые, профессиональные, философские, политические и исторические темы);

‒ слышать и слушать собеседника или оппонента, задавать вопросы разных типов, в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, подавать реплики, дополняя и развивая тему беседы или аргументировано возражать по существу предмета обсуждения;

‒ участвовать в дебатах по предмету, о котором говорящий достаточно осведомлён, ясно, чётко и лаконично, в хорошей литературной форме излагать своё суждение. Соблюдать регламент выступления;

‒ участвовать в дискуссиях, полемиках, соблюдая все этико-психологические законы и правила, последовательно и доказательно отстаивать свои убеждения;

‒ произносить (в разных жанрах) небольшие, но яркие и убедительные публичные речи на доступную тему. Уметь корректировать форму речи в зависимости от интересов и настроения слушателей;

‒ свободно и грамотно излагать в письменной форме свои мысли, убеждения и оценки в форме письма, статьи, интервью, эссе;

‒ обладать умением эффективно читать и слушать, формулировать общериторическую оценку прослушанного или прочитанного;

‒ обладать языковой интуицией как в отношении родного языка, так и чужого.

Поставив перед собой эти цели, преподаватель дисциплины «Культура речи» может последовательно распределить программный материал по этапам. Основополагающим подходом в обучении культуре речи должна стать опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества. А использование в работе образцов и эталонов ораторского искусства поможет избежать слепого подражания и будет способствовать развитию индивидуальных возможностей.

Вопросы риторики, культуры речи, ораторского мастерства сегодня уже необходимо ввести в программы обучения русскому языку, выделив для этой работы отдельные часы на всех курсах обучения в вузе, разработать конкретные темы не только для теоретического освоения, но и практические задания, по проведению дискуссий, диспутов, конференций, тематических обсуждений, выступлений студентов.

Без сомнения, что будущий специалист, получивший профессиональные навыки в вузе и имеющий навыки ораторского мастерства, умеющий отстаивать свою точку зрения, обладающий умениями убеждать, умеющий вести дискуссионные споры, ярко выступать, будет востребован и на производстве, и в обществе. Получив навыки правильной, точной выразительной речи, выпускник вуза станет мастером своего дела, интеллигентом в самом широком смысле этого слова. И это подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «…Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит… Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума…» [4].

Литература:

  1. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. — Ростов на Дону, «Феникс», 2006.
  2. Введенская Л. А. — Русский язык и культура речи. — М. Ростов на Дону: Март, 2007 г.
  3. Вихрова И. Д. Культура речи и самостоятельная работа студентов. — Научно-методический журнал «Преподавание языка и литературы», № 8, 2012.
  4. Лихачёв Д. С. Письма о добром. — СПб, «Logos», 2007.
  5. Мушкенова З. И. Изучение культуры речи как раздела науки о языке на уроках профессионального русского языка. — II Международная научно-практическая конференция «Образование сегодня: теория, методология, практика» — Чебоксары, 3 октября 2013 года.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, культура речи, III, культурный человек, речевая культура, речь, слово.

Похожие статьи

Формирование исследовательских умений и навыков студентов как составной части профессиональной компетенции

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Развитие творческих способностей студентов, как элемент коммуникативной направленности и повышения культуры речи

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Формирование профессиональной компетенции студентов языковых факультетов во время прохождения педагогической практики

Формирование педагогического мастерства и культуры речи будущего учителя в процессе профессиональной подготовки

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Развитие умений самостоятельного мышления — главное условие повышения качества обучения студентов языкам

Развитие экономического мышления студентов вуза как основа формирования их активной гражданской позиции

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя

Похожие статьи

Формирование исследовательских умений и навыков студентов как составной части профессиональной компетенции

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Развитие творческих способностей студентов, как элемент коммуникативной направленности и повышения культуры речи

Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся

Формирование профессиональной компетенции студентов языковых факультетов во время прохождения педагогической практики

Формирование педагогического мастерства и культуры речи будущего учителя в процессе профессиональной подготовки

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Развитие умений самостоятельного мышления — главное условие повышения качества обучения студентов языкам

Развитие экономического мышления студентов вуза как основа формирования их активной гражданской позиции

Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя

Задать вопрос