Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ
Автор: Захарова Наталья Дмитриевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.
Дата публикации: 21.03.2018
Статья просмотрена: 4084 раза
Библиографическое описание:
Захарова, Н. Д. Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ / Н. Д. Захарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3235/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги.
Ключевые слова: проектная технология, сотрудничество, социализация, агенты социализации, институты социализации, мотивация, самооценка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — наша боль и наша радость. Не скрою, тяжело морально заниматься с ребенком, который сидит в инвалидном кресле. Но когда видишь улыбку на лице ребенка и его открытое желание заниматься английским языком, забываешь о том, что ведешь урок у ученика с ограниченными возможностями.
«Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. При необходимости эти программы должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ». [3]
В условиях реализации ФГОС важной задачей является социализация детей с ОВЗ.
Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребёнка вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны — приспособиться к актуальным запросам социума, с другой — попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.
Цель социализации — приобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение бесконфликтному общению.
Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих становление личности человека.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.
Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением.
Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.
Методы обучения школьников проектной деятельности |
|
традиционные: |
нетрадиционные: |
наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения |
метод мозговой атаки, информационной поддержки, временных ограничений, информационной недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов |
цели: |
продолжительность: |
диагностические, изыскательные, преобразующие; |
долгосрочные (от 20 до 60 часов), среднесрочные (блок 8–10 часов), кратковременные (тема 2–4 часа) |
по структуре содержания: |
по технологической направленности: |
мономодульные (охватывают один модуль), интегрированные (межпредметные); |
предмету труда: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — художественный образ, человек — знаковая система; |
материальному воплощению: |
интересам: |
интеллектуальные, информационные, комплексные. |
познавательные, игровые, комплексные |
«Важно учитывать, что в каждом конкретном случае приоритетные способы обучения учащихся проектной деятельностью определяются учителем». [4]
Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ. Во-первых, во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.
Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя начальных классов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.
В-третьих, родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки, оформить портфолио. Корректируют план с учетом личной занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
Одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в линии “педагог-дети-родители”.
Вместе с родителями мы разрабатываем пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
В тесном взаимодействии с учителем начальной школы Фадеевой Е. П., психологом школы, библиотекарем, учащимися 10 «а» и 10 «б» классов
15 школы Алиной Родькиной, Антоном Чухрий и Настей Фирсиной реализован проект «Уроки доброты».
Проведены концерты и викторина на дому с программой из русских и английских песен. Учащиеся подарили Даше А. приз за участие в викторине на английском языке — символ 2018 г. собачку.
Из анкетирования родителей:
«Даша с удовольствием выполняет проекты и творческие задания, учит стихи и поет песни на английском языке. У ребенка высокая мотивация к изучению английского языка, и она с радостью ждет каждый урок. Накануне Нового года старшеклассники 15 школы провели концерт на дому и порадовали всю нашу семью».
Рис. 1. Этап рефлексии. Синквейн выполнен Дашей А. учащейся 4 класса.
|
I enjoyed the fairy tale «Wizard of Oz». The plot is amazing and exciting. The main characters are brave, kind and wise. |
|
|
Проект «Читаем художественную и научную литературу».
Цель проекта: развитие любознательности как основы познавательной активности у детей в начальной школе. |
Задачи проекта:
|
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. |
Межпредметные связи: Литература, Биология, История, Физическая культура |
Рис 2. Привожу примеры некоторых проектов, которые были разработаны и проведены по УМК «Милли» (2–4 класс). Издательство Титул.
Формы работы: совместная реализация мини проектов «Однажды жили были», «Мой любимый спортсмен», «Клуб Динозаврия», «Фантастический город», ежедневное чтение, книжные выставки, игры, беседы, выставки рисунков, консультации и наглядная информация для родителей.
Результат работы — возрождение традиции домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, повышение социальной уверенности у детей.
Подводя итоги 3-х лет работы, твердо могу сказать, что проектная деятельность развивает
‒ творческое мышление,
‒ внимание,
‒ воображение,
‒ коммуникативные навыки,
‒ формирует у младших школьников способность к общению на английском языке в рамках диалога культур,
‒ формирует мотивацию к учебной деятельности,
‒ самооценку, самостоятельность.
Содержание проектов понятно ученикам и направлено на воспитание нравственных качеств: патриотизма, доброты, уважения к старшим, толерантности и уважения к людям другой культуры.
Данная диаграмма показывает положительную динамику в использовании проектной технологии на уроках английского языка за последние 3 года.
Литература:
- www.minobraz.ru/.../federalnye_gosudarstvennye_obrazovatelnye_standarty_ dlja_det.институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/
- https://минобрнауки.рф/документы/5132
- usperm.ru/content/obuchenie-na-domu Школа и право. [3,стр.1]
- Якушева С. Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2011. [4,.стр1]
Ключевые слова
мотивация, сотрудничество, социализация, проектная технология, самооценка, агенты социализации, институты социализацииПохожие статьи
Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе
В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...
Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми
В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы
В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения
Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися в рамках проектно-исследовательской деятельности. Правильное и полноценное применение технологии смешанного обучения позволяет формировать ценные качества личности, развивать музыкально-твор...
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)
Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий
В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...
Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.
Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников
В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства...
Похожие статьи
Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе
В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...
Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми
В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы
В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения
Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися в рамках проектно-исследовательской деятельности. Правильное и полноценное применение технологии смешанного обучения позволяет формировать ценные качества личности, развивать музыкально-твор...
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)
Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий
В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...
Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.
Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников
В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства...